Практически все депутаты сдают свои персональные карточки для голосования руководству фракции, поэтому за депутата можно голосовать без его ведома. FaceNews встретился с политическим консультантом, а ранее первым помощником народного депутата Анне Быковой, чтобы расспросить о политической «кухне» украинского парламента. Быкова рассказала журналистам, что существование партийного общака – это не миф. Более того, нежелание или отсутствие возможности сдавать деньги в общую кассу в последние годы часто становилось причиной политических убийств. Об этом, возможностях депутатов, перед которыми сложно устоять, и Содоме и Гоморре внутри украинского парламента в интервью FaceNews рассказала Анне Быкова.
Минимальная зарплата нардепов седьмого созыва на руки «чистыми» составляла около 27 тысяч гривень
Сколько денег из государственной казны может получить народный депутат, учитывая зарплату и разнообразные доплаты?
Начну с хронологии седьмого созыва. В седьмом созыве, который приступил к работе в конце 2012 года, зарплата депутатов не была стабильной. Минимум, от которого все отталкивались, составлял около 13 тысяч. К этим деньгам прибавлялась такая же сумма, которая не поддавалась отчетности, например, средства на канцелярию. То есть, чистыми получалось минимум 27 тысяч.
На зарплату влияло несколько показателей, например, является ли депутат главой комитета или замглавой комитета, или секретарем. Также влияло несколько второстепенных моментов, например, знание иностранных языков. Чтобы доказать знание иностранных языков, нужно было предоставить диплом иностранного университета, где написано, что депутат сдавал такой экзамен. Грубо говоря, только депутаты-выпускники иностранных заведений могли претендовать на эту льготу, составляющую от 5% до 10%. Также делалась надбавка в зависимости от ранга госслужбы. Таким образом, надбавки могли составлять до 50%.
Минимальная зарплата на руки «чистыми» составляла около 27 тысяч гривень. Тогда же, в седьмом созыве, у депутатов было несколько бесплатных возможностей. Во-первых, возможность бесплатной парковки по всей стране. Даже на платных парковках депутат мог показать депутатское удостоверение и получить бесплатную парковку.
Во-вторых, автопарк. Де-юре речь идет о заказе машины с водителем и описании маршрута, по которому может поехать депутат или вместе с ним члены его семьи и коллеги. Это могла быть даже частная поездка, например, встреча семьи из аэропорта. Де-факто многие депутаты договаривались и представителями автопарка, и у них, по сути, был свой служебный автомобиль, оплачиваемый за счет бюджета.
В-третьих, отдых в санатории. Выдавалась большая скидка на два санатория, которые располагались на море и в Карпатах. О Карпатах я мало знаю, потому что все хотели ехать в Крым, в Ласточкино гнездо.
В тоже время фонд зарплаты помощникам составлял 20 тысяч гривень. Минус налоги – это уже 16 тысяч, минус добровольно-принудительный взнос в профсоюз – это и того меньше. Но суть в том, что на помощников-госслужащих или помощников, работающих согласно трудовому договору, это составляло 16 тысяч. Грубо говоря, четыре тысячи на человека. Однако многие депутаты не нанимали этих помощников, они нанимали одного, выписывали на него весь фонд и забирали себе часть этого фонда. Либо они выписывали на него часть фонда, остаток копился, и раз в месяц депутат списывал этот остаток как благотворительный взнос или на канцелярию.
Сейчас депутаты получают, насколько пишут, приблизительно 6500
Реальных денег для обогащения депутатов в седьмом созыве было очень много. Я не хочу на кого-то наговаривать, но самому обычному депутату, впервые зашедшему в Верховную Раду, можно было ежемесячно элементарно и легально вынимать из парламентской казны по разным схемам до 40 тысяч гривень.
В восьмом созыве с этим начали бороться, упразднили норму об автопарке, упразднили норму о парковке и о жилье депутатов. Соответственно, уменьшили зарплату. Со всеми налогами и без налогов сейчас депутаты получают, насколько пишут, приблизительно 6500. Опять же не известно, это уже с вычитыванием этого добровольно-принудительного взноса или без него.
Мое мнение по этому вопросу двоякое. С одной стороны, безусловно, нужно контролировать государственные издержки, которые идут на оплату парламентариев и их помощников. Однако в тоже время каждый здравомыслящий человек должен понимать, что политик высокого уровня не должен ездить в метро, потому что он должен быть «на связи», постоянно быть в работе. Урезать депутату зарплату до 6500 – это полностью ограничить здравомыслящие действия в парламенте.
Зарплата депутатов должна отражать уровень зарплат по стране в целом
Какой, по Вашему мнению, должна быть зарплата нардепов?
Конечно, льготы и доплаты, предоставляемые в седьмом созыве, были надутыми и необъективными, потому что кто-то получал образование, кто-то – нет, делать из этого надбавку в 10%-15% несуразно. Конечно, эта зарплата должна отражать уровень зарплат по стране в целом.
На мой взгляд, одна из теорий, которая может быть применима к Украине, это, возможно, со временем сделать должность народного депутата неоплачиваемой, ведь, по сути, это избранник народа, осуществляющий данные народом полномочия. Кроме того, реалии украинского парламента показывают, что практически у каждого парламентария есть собственный бизнес или собственные доходы.
Напомню, что согласно закону о госслужбе госслужащий имеет право на культурную, преподавательскую деятельность, на отчисления от своих авторских прав. Большинство депутатов не бедствуют. Есть действительно новые депутаты, живущие на зарплату 6500, им этих денег критически не хватает.
Такие, как Михаил Гаврилюк?
Ну да. Не будем сейчас делать рекламу каким-то партиям в этом вопросе, но им тяжело жить на эти деньги, и они ничего не могут сделать. Они даже не могут поехать и провести ряд рабочих встреч или поехать в какую-то командировку, потому что никто не оплачивает им, например, билеты. Кто дорвался до «кормушки», тот что-то имеет, кто находится «в фаворе» у головы фракции, руководства парламента, получает больше доступа к международным поездкам, командировкам, которые оплачиваются в валюте Секретариатом аппарата Верховной Рады.
Депутат-член какой-то межпарламентской группы имеет право на командировку, которая оплачивается в евро. Насколько я помню, даже депутат, который по собственной воле собирается заграницу, может это оформить, подать заявку на командировку и получить частичное или полное финансирование от парламента. Это еще одна из возможных схем.
Еще один пример – визовые вопросы, то, как легко депутаты получают дипломатические паспорта для себя, членов своей семьи. Практически в каждой фракции есть человек-«решалово», у которого есть подвязки в миграционной службе, который может помочь и всегда подстраховать в консульствах и посольствах, чтобы депутаты получили визу.
Перед «простым» человеком, впервые заходящим в парламент, открывается мир возможностей и по визовым вопросам, и по поездкам, и, конечно же, по деньгам. Устоять перед таким соблазном сложно. «Есть ли смысл?» – наверное, этот вопрос задавал бы каждый депутат.
Без общака многие партии не смогли бы существовать
Как насчет партийных доплат? Насколько они масштабны? Что нужно делать депутату, чтобы получить от своей партии бонусные тысячи долларов?
Вопрос партийного общака все больше мне напоминает воровской общак. Этот общак действительно есть, и некоторые партии либо заставляют своих депутатов, членов партии, сбрасываться в этот общак, либо наказывают их за это. Есть много примеров насильственных политических смертей и политических убийств в Украине за последние пять-десять лет. Одна из наиболее распространенных версий заключается в том, что люди не выполняли взятые на себя обязательства – либо слишком много знали, либо у них просто не было денег оплачивать свое участие в партии. Особенно это касается новых партий, которые хотят за счет этого существовать и развиваться.
Естественно, здесь ребром становится вопрос о госфинансировании партий. Был принят закон, но этот закон помогает только провластным партиям, уже прошедшим в парламент. Закон допускает их финансирование очень рано, если я не ошибаюсь, с 1 июля этого года они уже будут иметь право на это финансирование. Является ли это адекватной позицией? Я думаю, не совсем, ведь это планируется уже сейчас, даже не с начала 2017 года.
И второй вопрос заключается в том, кто получит это финансирование следующим. Сейчас многие партии будут бороться не только за проценты, которые они набирают, и количество мандатов в новом парламенте, но и за количество средств, которые они будут получать.
А на что идут эти деньги? Согласно закону, эти деньги пойдут на компенсацию издержек избирательной кампании. В этом тоже есть определенный нонсенс, ведь эти деньги не даются на какое-то новое развитие, эти деньги даются на покрытие условного кредита, который партия брала у кого-то. Исходя из этого, крупные партии-гиганты украинской политики получат очень много преференций, а новые партии от этого загнутся.
Без понятия общака многие партии не смогли бы существовать. Но структура и подход к нему деструктивны. Я знаю многих депутатов, которые отдавали последнее в этот общак, находясь в крупных политических партиях. Они были готовы на все, на любые голосования, на любое «тушкование», чтобы их только не «убили».
Еще один инсайд – практически каждый депутат сразу после получения своей персональной карточки ее «теряет», и делается дубликат. Практически каждый депутат сразу сдает свою карточку главе фракции.
То есть, можно голосовать за депутата без его ведома?
Конечно. Существует две карточки, та карточка не блокируется. У депутата практически всегда находится дубликат, а реальное голосование осуществляется за счет карточки, которую можно передать кому угодно. Яркий пример был, когда недавно СМИ писали по поводу детской экскурсии, когда дети нажали кнопки, а на табло высветились результаты голосования. Кто-то говорит, что это было шуткой, но кто-то действительно верит в то, что система «Рада» может работать без карточек идентификации.
Многие депутаты, например, Вакарчук побыл немного депутатом, ушел. Он присутствовал всего на одном пленарном заседании, насколько я помню, это было открытие сессии, а потом ушел. Он назвал много причин, которые можно было назвать. Говорил, что не верит в эту структуру, не верит в эту систему, это не его. Однако я считаю, что одной из причин было возмущение по поводу того, что у него просто взяли и сразу забрали эту карточку, показав, что его личная политическая воля никому не нужна и ее просто перекроют.
В связи с этим часто возникает вопрос по поводу голосовал/не голосовал, депутаты отзывают свой голос, когда речь идет о совсем резонансных решениях. Скажите, здравомыслящий человек может забыть или перепутать, за что он голосует? Конечно же, нет.
Политика гораздо дороже бизнеса
Существует ряд классификаций депутатов типа депутат-«боевик», депутат-«говорящая голова» и версия, что каждый из них получает доплаты за свою деятельность. Как можно классифицировать депутатов, и сколько денег доплачивают каждому типу?
Начнем с классификации публичный/не публичный депутат. Многие думают, что этот критерий депутат выставляет сам себе. На мой взгляд, этот критерий присуждать депутату может только народ. Исключительно избиратель, простыне граждане решают, является депутат публичным или нет. Мы знаем очень много примеров, когда политик старался находиться в тени, не выскакивать при каждом громком крике своих соратников, предоставлять им помощь и поддержку завуалировано. Но его имя всегда будет на устах практически у всей страны.
Например, Игорь Кононенко, которого называют теневым кардиналом «Блока Петра Порошенко»?
Да. Но опять же, люди неглупые, они достаточно много знают о Кононенко.
Или же наоборот депутат делает все, чтобы о нем писали, говорили, но люди это отторгают, потому что он им неинтересен.
Возможно, как Чечетов?
Возможно, хотя у него был очень интересный инструмент, который он пытался внедрять – народность в парламенте. Он старался быть народным, он ходил в столовую для простых помощников депутатов, обещался там с людьми. Это была его отличительная черта. Возможно, именно за счет этого инструмента он слишком много знал и слишком много общался, представляя реальную опасность своим однопартийцам.
Следующий критерий после публичности – это богатый/не богатый. Нужно понимать, что политика гораздо дороже бизнеса. Случайный человек попасть в парламент не может. Это было возможно в первом-втором-третьем созыве, когда были немножко другие реалии, была политическая перестройка, переформатирование всей политической системы. Тогда еще не был настолько огромным внешний долг Украины и уровень ее политической зависимости от мира, от Европы, от всех игроков на политической арене. Сейчас у Украины долг, который невозможно вернуть ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.
Даже если когда-то, чисто фантастически, Украина достигнет момента, когда сможет вернуть этот долг, не стоит исключать сценария, что внешние кредиторы откажутся принимать эти деньги, как было с Китаем. Когда Китай нарастил денежную массу и готовность отдать долги, ему сказали: «А кто сказал, что мы хотим их забирать? Нам ценнее эта зависимость».
Не существует депутатов, у которых действительно нет денег. Есть депутаты, в которых вложили, проинвестировали, заплатили им за что-то, а потом оставили без денег, и сейчас они сидят на голой депутатской зарплате. Это одно.
Слово «марионетка» в принципе очень хорошо ложится на типаж украинских политиков
Можете назвать фамилии?
Я скажу так, что в основном это депутаты, находящиеся в тех фракциях, которые сейчас наиболее шаткие в коалиционном составе, и раскол которых начался гораздо раньше. Это – «Народный фронт», «Самопомощь», конечно же, «Радикальная партия», выскочившая из коалиции, как пробка из шампанского.
Депутаты-«марионетки» – это подвид, в котором депутат может находиться, независимо от своего финансового состояния или уровня зависимости, он просто исполняет политическую волю кого-то. Более того, слово «марионетка» в принципе очень хорошо ложится на типаж украинских политиков. Например, многие эксперты считают, что Михеил Саакашвили является марионеткой в руках финансовых игроков Запада. Либо тот же Порошенко исполняет волю финансовых игроков Запада. Пресса обращает определенно мало внимания на недавние два визита, когда Порошенко поехал в Германию, Тимошенко – в США.
Тимошенко поехала в США! Когда-то у Тимошенко было два пути – сесть в тюрьму или уехать в США, и она выбрала сесть в тюрьму. Хотя в Борисполе стоял самолет, все ей говорили: «Садись, улетай, вернешься – переиграем». Она выбрала правильный технологический сценарий, она осталась, пересидела, вышла и сейчас может претендовать на кресло президента.
Люди, как Порошенко и Тимошенко, учитывают перспективу следующих досрочных парламентских выборов, но они в первую очередь думают о президентских выборах, возможно, даже досрочных.
Визиты Тимошенко в США и Порошенко в Германию – еще одно доказательство того, что Украина находится в полной политической зависимости по принятию решений в области внутренней политики, что Украине что-то позволяется, что-то не позволяется. Смысл в том, что есть группа людей, которые выбирают, что должна сделать Украина вместо того, чтобы это решало ее прямое руководство. Это еще одно подтверждение того, что в Украине отсутствует единый центр принятия политических решений – парламент перестал быть этим центром, большой вопрос, был ли он этим центром когда-либо.
Украина, на самом деле, не самое последнее государство в мире или Европе
Получается, что политики наивысшего эшелона типа Порошенко и Тимошенко тоже являются марионетками?
Если делить весь украинский политикум на «марионеток» и «режиссеров», можно сказать, что кто-то начинает с роли марионетки и становится режиссером. Однако для перехода на новый политический этап всегда нужно финансирование, политическая поддержка.
Украина, на самом деле, не самое последнее государство в мире или Европе. Конечно, Украина круче Зимбабве и, естественно, управление такой обогащенной ресурсами и интеллектом страной не является безнадежным и неинтересным. Люди претендуют на высший эшелон управления, на высшую лигу мирового управления. Последние надежды Украины касательно членства в Европарламенте – еще одно тому подтверждение. Кто туда поедет? Это будут фавориты нынешних политических парламентских лидеров, как, например, Тимошенко, отправившая свою молодую плеяду на форум в Давос, но не поехавшая сама.
Украинская политика очень непрофессиональная
Туда поехали депутаты Алексей Рябчин и Алена Шкрум…
Если делить депутатов по возрастному критерию, на молодых и не молодых, то опыта нашим политикам не хватает. Украинская политика очень непрофессиональная.
Когда человек заходит в парламент, депутат, помощник, ему никто и нигде не дает никакой информации, куда он должен идти. Этот жесточайший парадокс выводит из себя всех активных профессионалов, потому что ты приходишь помощником или депутатом, и тебе не дают ни одной инструкции, ни одной бумажки. Ты пришел и стоишь, тебе никто не может даже объяснить, в какую дверь тебе постучаться, чтобы получить стул, на который можно сесть. Тебе ничего не говорят по поводу комитетов, тебе ничего не говорят по поводу заседаний. Я уже не говорю об интеллектуальной составляющей.
Единственная возможность, которую предоставляет парламент, это Институт законодательства Верховной Рады Украины. Это всецело подконтрольная Верховной Раде структура, позволяющая отучиться в школе законотворчества. Существует миф о том, что это качественная школа, дающая основы законотворчества. Нет, это просто цикл семинаров, проходящих раз в неделю-две об общих нормах европейского права, украинских основах законотворчества, структуре законопроекта, не дающий абсолютно никаких знаний, чтобы действительно написать закон.
Еще один момент – все, что касается администрирования процессов в Верховной Раде. Нет единого центра координации, куда и что занести, как что сделать, все упускается, не получается, одна бюрократия. Это очень сильно отталкивает любой интересный порыв любого человека, работающего там. На команду выдается один компьютер, выделяется один кабинет. Только глава комитета и замглавы комитета имеют право на двухкомнатный комитет и, соответственно, те, кто занимает должности выше, например, главы фракций.
Еще один абсурдный момент – в парламенте можно самовольно создавать любое межфракционное депутатское объединение, депутатскую группу, специализированную комиссию, иногда с настолько несуразными и непонятными целями и названиями, что это очень сильно отталкивает.
Для меня было открытием узнать, что в парламенте существует Временная специальная комиссия по вопросам будущего. Это мы садимся и будем играть в Нострадамуса или на таро будем раскладывать? Название абсурдное, невстречающееся в европейской мировой практике, придуманное депутатами с целью популяризации какого-то отдельного локального проекта, принадлежащего одному из депутатов-руководителей этого проекта. У этой комиссии нет никакого законодательного веса, она не принимает законы на правки, не рассматривает законы, просто существует для диалога, для пиара, для разговоров.
Давайте все же вернемся к классификации нардепов. Некоторые политические аналитики говорят о таких типах политиков как депутат-«боевик» и депутат-«говорящая голова»...
Мне почему-то сразу вспоминается Парасюк, выступающий в некотором роде как «говорящая голова» в аспекте, что он постоянно говорит. В тоже время иногда, когда у него не связаны ноги, он делает определенные движения этими ногами. Я склона считать, что такие депутаты являются проплаченными, потому что это политический шут, это даже не клоун, это не цирк, не циркач, это шут. Если разобраться в этимологии слов клоун и шут, то шут – это больше драма, трагикомедия, через которую пытаются рассмешить людей.
Если мы берем какую-то статью, иногда можно допустить, что это красивая желтуха, красивая джинса, которая хотя бы написана структурно, то здесь мы видим уж очень сильно попахивающие проплатой действия. В какой стране депутат может безнаказанно один раз ногами кого-то побить, второй раз ногами кого-то побить, при этом ходить на все шоу.
На днях Пайетт (Джеффри Пайетт, посол Соединенных Штатов Америки в Украине, –FaceNews) сказал, что в Украине не должно быть национальных СМИ. Мне кажется, национальные СМИ – это единственные СМИ, которые могли бы, может быть, приглашать всех депутатов по одному. Никто не читает «Голос Украины», ведь все знают, что это технический вестник, но в тоже время все понимают, что там будет какая-то четкая периодика, стандартизация, чего не будет в частных СМИ. И частные каналы, принадлежащие тем же политикам-олигархам, позовут только тех, кто находится на слуху.
Например, эфир одного из каналов, куда приглашены два политика – радикал и представитель «БПП». В этот эфир дозванивается посторонний слушатель – еще один депутат-радикал. Совпадение? Не думаю. На мой взгляд, это некорректно. Должен был дозвониться простой слушатель, Иван Иванов из села Ивановка и задать вопрос, а тут звонит народный депутат, коллега одного из гостей в студии. Не джинса ли это?
Многие склонны думать, что очень просто сразу стать депутатом, будучи помощником депутата
Сколько у депутатов может быть помощников, и какие у них зарплаты?
Сейчас начал возникать культ помощника народного депутата. Существует много аферистических проектов, пытающихся заработать деньги на проведении каких-то якобы тренингов. Также на этих проектах устраивают слушателей на стажировку. Ключевое слово «аферистических». Это проекты, которые, как и многие проекты у нас в стране, не платят налогов, взывают к общему потоку знаний, но не дают никакого реального профита и конверсии.
Почему развивается культ помощника? Многие склонны думать, что очень просто сразу стать депутатом, будучи помощником депутата. На самом деле, пересесть из одного кресла в другое невозможно, потому что между этими креслами существует очень большая пропасть. Это мы говорим о том, как должно быть в идеале. Если мы говорим на практике, есть много людей, которые стали помощниками, но они просто там числятся и потом заходят в парламент депутатами. Также может быть наоборот, когда кто-то был народным депутатом, по каким-то причинам не прошел в новый созыв и числится помощником.
Яркий пример – Кирилл Куликов, который в седьмом созыве был помощником Кличко. Человек, который всегда был на плаву в украинской политике, а сейчас принимает активное участие в общественно-политической жизни страны, ходит на круглые столы, высказывает достаточно острую и стабильную позицию. Он пошел по этой схеме.
Кроме того, многие женщины-депутаты устраивают якобы помощниками друг другу своих мужей, чтобы у них была проходная карточка. Хотя, на самом деле, достаточно просто получить журналистскую аккредитацию, чтобы иметь возможность регулярно заходить в стены парламента.
Еще один парадокс заключается в следующем: чтобы стать помощником, обязательно нужно иметь высшее образование, как минимум, степень бакалавра. Чтобы стать депутатом, достаточно иметь просто среднее образование. Яркий пример – Джемилев, у которого среднее образование, который за всю жизнь не бал заинтересован даже, простите, «купить» диплом. Я ни в коем случае не призываю это делать, но он даже этого не сделал.
Что касается количества помощников, насколько мне известно, как и в седьмом созыве, количество сохранилось до четырех человек. Речь идет либо о госслужбе, либо о строковом трудовом договоре, то есть, тоже финансирование из аппарата, но трудовая книжка там не лежит. При госслужбе она лежит, и помощник получает седьмой ранг государственной службы. Очень завышенный ранг.
Почему помощник депутата, которым может быть девятнадцатилетний студент, закончивший бакалаврат, как было в случае со мной, сразу получает седьмой ранг, а начальник Госкомстата, если я не ошибаюсь, это девятый ранг. Этот ранг не дает ничего, но для чиновников, отпахавших на государство сорок-пятьдесят лет, это важно, потому что для них это какая-то доплата к пенсии.
Что касается оплаты, то ранее практиковались три схемы – помощник, если он госслужащий, получал столько, сколько на него заявлено, либо получал мало, и ему доплачивали, либо, наоборот, получал много, и депутат забирал часть денег. Это уникальная должность, на нее не существует стабилизированной заработной платы. Помощник может получать абсолютно несуразную сумму от минимальной зарплаты до максимально всего фонда.
У одного из помощников нардепа также есть мандат пропуска под купольное здание. Это бред, либо пусть никто не заходит, либо пусть все четверо заходят. Какая разница? Они могут оформиться как журналисты через пресс-центр Верховной Рады, занести туда бутылку коньяка, и ходить, как хотят.
Если депутат заканчивает свой созыв и проходит в следующий, его помощника все равно увольняют и еще раз нанимают на работу. То есть, помощник еще раз несет полный пакет документов. Бесконечные очереди из миллиарда сотрудников накануне Нового года, потому что созыв у нас вступает в силу в ноябре-декабре, служебные проверки, миллиард купленных справок от нарколога и психиатра – порождение коррупции и просто Содом и Гоморра украинского парламента.
Помощниками на общественных началах могут быть люди, просто помогающие депутату, либо он им платит какую-то символическую сумму, либо это лидеры мнений, которые ему нужны. Допустим, это заместители директоров крупных корпораций.
Однако не стоит забывать о том, что есть партия, пообещавшая очень много золотых звезд самим партийцам, а ни финансово, ни де-факто ничего не дала. Партия иногда просит депутатов поставить людей на госслужбу с зарплатой, чтобы человек в течение года получил, скажем, деньги, которые он уже заработал или заработает в дальнейшей работе на партию. Очень часто депутат не знает, кто эти люди. Очень часто партия просто передает стопку из десяти-пятнадцати резюме, личных заполненных листков. Депутат просто смотрит по Facebook и допускает или не допускает кандидата к работе. В целом это каша.
Тех, кто реально работает, один-два и обчелся
Можно ли провести хотя бы условную статистику, сколько из помощников нардепов – это люди, которые реально работают, например, пишут законопроекты?
Меньше половины. Тех, кто реально работает, один-два и обчелся. Главный помощник всегда будет один, который будет нести ответственность, планировать, постоянно находиться «в мыле».