Тарас Чорновил: Турция не позволит России плевать себе в кашу
В военно-воздушных силах Турции объявлен «оранжевый» уровень тревоги. Он предусматривает «полную готовность ко всему» и немедленный ответ пилотов без согласования с командованием. Предпосылками такого усиления стало очередное нарушение турецких границ авиацией России.
В заявлении турецкого Министерства иностранных дел сообщается, что 29 января российский самолет вошел в воздушное пространство Турции и в течение 20-25 секунд находился над территорией провинции Газиантеп. Ведомство обвиняет Россию в эскалации напряжения и отмечает, что РФ «будет нести ответственность» за последствия. Тем временем в России отрицают факт произошедшего, называя заявления турецкой стороны «голословной пропагандой». В конце прошлого года Российскую Федерацию неоднократно обвиняли в нарушении воздушного пространства других государств. Кульминационным моментом стал российский самолет Су-24, сбитый турецким истребителем за нарушение воздушного пространства 24 ноября. О чем говорят методы России и как стоит оценивать усиление турецких ВВС? Об этом FaceNews рассказал эксперт-международник Тарас Чорновил.
Какими могут быть мотивы России?
Это вопрос, на который действительно трудно ответить. Россия иногда действует методами, которые адекватно объяснить просто невозможно. Иногда это может быть специальная стратегическая линия нагнетать напряжение, провоцировать и так далее. И несколько залетов действительно были именно такими. Это первый мотив. Второй мотив вообще может быть полностью противоположным. Это вариант элементарного российского разгильдяйства, когда ни карты нормально не отрабатывают, ни направление полетов, ни полетные задания и тому подобное.
Подобный пример в Украине был. Тогда еще очень серьезно действовали старые традиции, которые и сейчас присутствуют в российской армии. Было написано полетное задание, в котором горизонт полетов оказался ниже уровня моря. Это было во Львове, который находится на высоте около 300 метров над уровнем моря. Что касается точек, в пределах которых должно было выполняться полетное задание, так одна из точек по координатам вообще была расположена в Болгарии, а не в округе Львова, как это было в задании.
Российские военно-воздушные силы сейчас действуют абсолютно в том же режиме. Мы ищем везде большую политику, а этот полет мог просто быть показателем того, что в России как был бардак, так он навсегда и остался. Я не исключаю, что конкретно именно этот новый залет, может не носить прямого специального провокационного характера, потому что в этом действительно нельзя найти никакой логики.
Россия сумела полностью испортить отношения с Турцией, нарываться на еще один сбитый российский самолет, что вполне могло случиться, наверное, смысла просто не было. Потому что начать войну с Турцией Россия не может. Начнем с того, что кроме как ядерных сил, во всем остальном российская армия слабее турецкой. Это такая маленькая деталь. Не говоря уже о воздушно-военных силах, которые в Турции намного сильнее, чем в мощной и, казалось бы, большой России. Кроме того, это была бы война против НАТО – это та вещь, к которой Россия все-таки не готова.
Поэтому, подчеркну, я не думаю, что это специальная провокация. Я готов предположить, что это просто тупое разгильдяйство, которое пронизало Россий сверху донизу. Летчик получил полетное задание с не конкретизированными координатами, и пер, вообще не зная куда. Плюс полное пренебрежение к чужому суверенитету, к чужим границам. Соответственно, российские диспетчерские службы на их авиабазе не побуждают к тому, чтобы четко присматриваться к тому, где будет проходить зона полетов.
Могла ли это быть попытка России отвлечь внимание публики проблем внутри своей страны?
Они и так имеют для этого достаточно механизмов, тем более, по Турции идет постоянная, целенаправленная кампания. Поэтому добавлять еще какой-то один пункт нет особого смысла. Понимаете, я бы хотел на ваш вопрос ответить профессионально, а не так, общими фразами, но я не готов, потому что «умом Россию не понять». Россию можно только лечить, и то – без надежды на излечение.
А как насчет Турции. Выгоден ли ей конфликт с Россией?
Нет, турки не хотели этого конфликта. Но нужно понимать казус Эрдогана. Это политик, который должен всем продемонстрировать, что он не позволит себе наплевать в кашу. Он нарушил несколько основных принципов, которые всегда были в Турции, в частности, принцип светского государства. Он вышел на определенный конфликт. В определенный момент ему удалось все-таки конфликт погасить, но на своих позициях. Однако сейчас он должен очень серьезно следить, чтобы никто об него не вытирал ноги. Для него это чрезвычайно принципиально. Есть много представителей колоссальных политических сил, которые настаивают на том, что Турция должна максимально вернуть статус светского государства. Формально, она таковой и является, однако, они хотят де-факто все вернуть назад, как это было заложено Ататюрком (Мустафа Кемаль Ататюрк – государственный деятель Турции – Ред.). Любую слабину Эрдогана они моментально используют против него.
Поэтому ему необходимо держать все в тонусе. При этом влазить в конфликт ему совершенно не выгодно. Турки не хотели этого конфликта. При этом эти несколько залетов российских самолетов на турецкую территорию – это демонстрация пренебрежения, проверка на вшивость, как говорят, а посмотрим, сколько они (Турция – Ред.) готовы выдержать. Также это показать для тех, кто занимает неприемлемую для россиян позицию – а в Сирии Турция и Россия занимают противоположные позиции – что у России есть свои планы, которые она будет воплощать несмотря ни на что.
Это очень похоже на Россию. Однако для Эрдогана это был вызов, на который он должен был ответить. Он ответил – была дана команда: в первый же залет на турецкую территорию российского самолета его сбивать. С предупреждением, но без лишних реверансов. Что они и сделали (24 ноября – Ред.). После этого турки не были заинтересованы в продолжении конфликта. Если бы они хотели, у них была возможность сделать для этого соответствующие аналогичные действия. К примеру, жестко заблокировать российских граждан, которые живут в Турции. Провести аресты, провести задержания, выдворения из государства, депортацию, конфискацию имущества. Россияне имеют очень много недвижимости в Турции, и в том числе коммерческой.
Это можно было бы сделать элементарно, и это, в принципе, были бы адекватные ответные действия на то, что вытворяет Россия. Но турки на это не пошли. Об этом свидетельствует и заявление, по-моему, министра иностранных дел, которое звучит следующим образом: мы не хотим конфликта, мы не хотим ухудшать ситуацию, более того, мы бы хотели улучшить ситуацию, но мы не позволим, чтобы над нами насмехались. У турков есть практика очень жесткой риторики, когда применяют чрезвычайно жесткие обвинительные фразы. В отношении России они избегают этих фраз.
Тогда как стоит оценивать факт того, что в Турции было объявлено об «оранжевом» уровне тревоги в ВВС?
Первое: это было сделано, чтобы продемонстрировать, что любые дальнейшие провокации получат ответ. Второе: это ожидание, что может произойти еще один намеренный залет. И третий момент: если такой залет произойдет, все-таки сбивать, чтобы не повадно было. При этом, если сбивать, то быть готовым к тому, что Россия может начать атаковать, кто знает, что им в голову придет. Я еще раз говорю, Турция не позволит себе плевать в кашу. Это страна с очень большим гонором и с очень амбициозным лидером.