Электронное правительство-2016: быть или не быть?
Курс на внедрение и развитие электронного правительства продолжается. Реформаторы обещают перевести все сервисы в электронный формат и победить коррупцию, оставив бумажную волокиту, а также необходимость напрямую общаться с чиновниками, позади. Но стоит ли украинцам верить этим обещаниям?
У меня такая идеология: все, что можно автоматизировать, нужно автоматизировать», – подчеркивает Яника Мерило, бывший советник министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромовичуса, а ныне директор по инновациям Львовского городского совета. Благодаря участию Яники во Львове уже создан «Личный кабинет жителя», выданы ID-карты участников АТО, проведен пилотный запуск таких услуг как BankID и MobileID, позволяющих получить документы от властей путем онлайн заказа. На всеукраинском форуме «Е-правительство 2016» она поделилась наработками по стратегии цифрового города. В рамках форума были представлены уже действующие порталы в сфере внедрения электронных услуг и перспективные наработки. Тем временем, в Минэкономики заявляют, что электронные услуги будут доступны не скоро, поскольку перед этим нужно существенно сократить их количество и упростить процедуру предоставления. «Не верьте тем, кто говорит о скором введении электронных услуг, поскольку каждая услуга — это в первую очередь изменение действующего порядка, потому что невозможно электронизировать хаос», – объясняет Алексей Вискуб, заместитель председателя Государственного агентства по вопросам электронного управления.
Стратегия цифрового города на примере Львова и других городов
О стратегии электронного города можно рассказывать очень долго, потому что там очень много элементов – открытый бюджет, Prozorro, открытая система закупок, электронные услуги, электронная грамотность и так далее.
Примерно полтора года назад возник вопрос, как различные города могут предлагать свои электронные услуги. Министерство экономики должно было создать единый государственный портал, куда должны включиться разные города и предлагать некоторые услуги. Однако он еще не готов.
Такие города, как Львов, имеют ресурсы, чтобы создать, к примеру, «Кабинет жителя», где достаточно большая информационная система, поэтому можно заказать примерно 40 услуг, есть идентификация различных бланков. Но на это нужно и время, и ресурсы – это большая комплексная работа. А что делать маленьким городам, у которых, возможно, нет таких ресурсов, но им нужно создать уже стандартную возможность предлагать услуги своим жителям?
Именно поэтому родился портал IGOV.org.ua – чтобы помогать некоторым городам предлагать услуги, к примеру, записаться в очередь в мэрию, взять справку о несудимости и так далее. Сначала был один город, потов другие сказали, что хотят присоединиться. Сегодня через этот портал предлагается примерно 150 государственных, я бы даже сказала не услуг, а сервисов.
Мы понимаем, что это не конечное решение. Должен быть единый государственный центральный портал, где можно было бы получить все, что нужно. У меня такая идеология: все что можно автоматизировать, нужно автоматизировать. Пример Эстонии – 100% услуг можно получить через Интернет. В идеале это должно выглядеть так: я вхожу в свой «Кабинет жильца» и могу там получить любую справку, какие-то льготы, заполнить анкеты, поставить свою цифровую подпись и забыть, что мне нужен чиновник.
К проекту IGOV уже могут подключиться государство, город, маленькие города и предоставлять первые услуги. Это пример проекта, который создали волонтеры, а должно было бы создать государство.
E-DATA: государственные деньги как на ладони
Это проект, который гражданское общество 2,5 года активно проталкивало. В мае 2015 года мы смогли приступить к его реализации. Министерство финансов было определено как разработчик и администратор этого портала E-DATA. Тестовая версия данного портала заработала с 15 сентября. Фактически, что это такое – абсолютно все транзакции, все расходы государственного бюджета, всех государственных учреждений отображаются ежедневно в режиме реального времени на этом портале.
Проект мы реализуем в три этапа. Это касается самовыполнения закона о доступе к использованию бюджетных средств. Этап номер один – с 15 сентября открылся доступ ко всем транзакциям государственного казначейства. Второй модуль этого портала, который мы начали внедрять в ноябре, сложнее. У нас появился кабинет каждого распорядителя, куда распорядители обязаны загружать свои информационные отчеты. Некоторые отчеты мы уже видим, некоторые увидим в ближайшее время. На самом деле, когда мы начали реорганизовывать этот второй модуль, поняли не только плюсы этого портала, но и какую большую нагрузку мы принесли чиновникам и госслужащим на всех уровнях.
Третий модуль этого портала самоиспользования, который я считаю самым главным, это государственные и коммунальные предприятия. Мы все знаем, что именно здесь зарыта иголка коррупции, именно здесь расходы являются не просто показателем эффективности, а показателем вообще жизнеспособности данного предприятия.
Второй наш большой проект, который очень возмутил общественность, когда я его анонсировала – это переход от портала использования публичных средств до полноценной системы «Прозрачный бюджет». Это полноценная система интеграции Министерства финансов, государственного казначейства, государственной фискальной службы и таможни в единую базу. На ее основе уже можно будет не только посмотреть, куда мы тратим средства, это будет полноценная система бюджета – как создается, как выполняется и какие выводы можно из этого сделать.
Я приверженец того, что нужно везде, где только можно, бороться с коррупцией. Однако в первую очередь это задача правоохранительных органов. Что мы, финансисты или государственные управители, можем сделать? Мы можем создать системы, которые помогают предотвращать коррупцию. Даже сам факт того, что информация на следующий день будет на нашем портале, уже остановит многих управителей от того, чтобы принимать какое-то неправильное решение. Уже очень много общественных организаций на основе нашего портала делают хорошую аналитику. От «посмотрите, что они купили» до сравнений министерства с министерством.
Что такое концепция «Прозрачный бюджет»? Мы хотим все данные, которые есть в нашей системе публичных финансов Украины, свести в одно место, где эти данные сохранялись бы и обрабатывались. Наш публичный портал – это всего один из кубиков, который будет видеть общественность. А все остальное будет достаточно строго сохраняться, со строгой системой доступа к этой информации, фактически, она будет защищать эту информацию.
«Открытый бюджет» в регионах
Между органами власти и гражданами есть стена недоверия. Наша совместная работа – это преодолеть эту стену, именно поэтому мы создали систему «Открытый бюджет». Бюджетная информация является достаточно сложной и поэтому нуждается в определенной адаптации для рядового гражданина, поэтому мы разработали определенные модули. Поскольку информация должна соответствовать вызовам современности, мы разработали программное обеспечение, которое работает по принципу play-маркет. Вы можете одним кликом скачать его и установить себе на телефон.
Мы разработали модуль, который объединяет в одну картину доходы и расходы местных бюджетов. И что важно, он может провести пользователя именно к тем услугам, которыми он пользуется в своей жизни. То есть, к примеру, можно посмотреть, сколько денег было потрачено в отдельном квартале или отдельном месяце в какой-то конкретной школе, и какие именно это расходы. В перспективе, когда в полной мере заработает портал E-DATA, мы будет отгружать данные с портала Министерства финансов и размещать эти визуализации именно на сайтах органов местного самоуправления.
Сейчас мы ведем активную работу с Министерством финансов, с командой Prozorro, чтобы интегрировать базу данных на основе базы данных Минфина. Это позволит провести мост между финансовой отчетностью отдельных учреждений и закупками, которые они проводят. Чтобы можно было посмотреть, за сколько были закуплены соответствующие услуги и товары в учреждении, услугами которого вы пользуетесь.
Само собой разумеется, что люди не столько заинтересованы контролировать расходы, к примеру, «Нафтогаза» или министерства, с которыми, откровенно говоря, мы не пересекаемся в повседневной жизни. Но они действительно заинтересованы в том, чтобы посмотреть, а будет ли залатана дырка напротив подъезда, а не украли ли деньги на установке окон в школе, куда ходит их ребенок. Для этого мы создали модуль, который наносит на Google-карту все объекты, которые были отремонтированы или находятся в состоянии стройки в этом месяце. То есть сейчас каждый человек во Львове может посмотреть, где, какие ремонтные работы были проведены, кто ответственный за это, и сколько бюджетных средств на это было использовано.
Также мы сделали модуль, который визуализирует бюджетный процесс и разбивает его на этапы. Он демонстрирует, какие действия проводят органы местного самоуправления, и каким образом, какие инструменты привлечены к каждому из этапов.
Каждый из модулей можно внедрять или вместе, или отдельно. Довольно важно то, что весь комплекс этого программного обеспечения записан на открытом коде. И любой программист может присоединиться, дописать, модернизировать программный код, предложить какое-то альтернативное решение, прислать его нам. И сразу же этим решением могут пользоваться все органы местного самоуправления, привлеченные к проекту.
У нас зарегистрировано около 40 городов, 10 из которых уже внедрили частично отдельные решения. Среди городов, Львов – наш пионер. Также участвует Винница, Черкассы, Тернополь, Ивано-Франковск, Херсон. Работаем мы не только с областными центрами, но и с областными администрациями и городами областного подчинения.