Анализируя успехи Украины на международной арене в 2015 году, сложно говорить о победах, отмечает экс-министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. По его словам, Украине не удалось особо продвинуться в отношениях с азиатскими странами, которые могли бы дать нашей стране дополнительные ресурсы для развития экономического потенциала. К успехам нельзя причислить и возможность введения безвизового режима с Европой. «Я считаю и некорректным, и безответственным говорить, что безвизовый режим точно будет введен в силу того, что на сегодня все так выглядит. Количество возможных рисков чрезвычайно высоко», – отмечает экс-министр. Об этом, системных ошибках нынешней власти и причинах, почему альтернативы Минским соглашениям на сегодняшний день нет, Константин Грищенко рассказал в интервью FaceNews.
Какие главные успехи и провалы Украины на международной арене в 2015 году?
В терминах побед нам достаточно сложно что-то говорить. Можно говорить, что Украина сумела сохранить минимально необходимый уровень поддержки на период, когда ухудшение экономического состояния внутри страны требовало привлечения международных финансовых ресурсов и благодаря поддержке наших партнеров удалось обеспечить уменьшение человеческих потерь в ходе конфликта на востоке страны.
Касательно того, что мы потеряли, я бы это сформулировал, чего мы не сумели сделать – полностью провалена политика по переориентации нашего экспорта на рынки, которые могут компенсировать потерю российского рынка и других стран СНГ, отсутствие визитов, то есть, политического импульса, который дают визиты высокого уровня, в отношениях с Китаем, практически со всеми азиатскими странами, которые являются наиболее активными с точки зрения глобальной экономики, отсутствие любого интереса к другим возможностям, где мы можем получить дополнительные ресурсы для развития экономического потенциала нашего государства. Это является принципиальными и системными ошибками нынешних властей.
Какие проблемы стоят перед Украиной в 2016 году?
Те же самые, что и в этом году. Прежде всего, достижение мирного урегулирования конфликта на востоке Украины. Решение этой проблемы будет требовать максимальной мобилизации дипломатических, военных и значительного круга общественных ресурсов. Также это, конечно, реформация всех аспектов нашей общественной жизни, однако с учетом современных реалий, а не просто перенимания каких-то привнесенных лекал снаружи, не дающих результата. Я убежден, что мы должны опираться на собственный кадровый ресурс, а не грузинский, литовский, латвийский или какой-то другой. Тут мы просто уникальны: грузины делали реформы грузинами, а не украинцами или кем-то другим. Мы должны восстановить уважение к самим себе. Следовательно, нам нужно понимать, что во внешнем мире мы должны уважать собственную дипломатию и предоставлять ей минимальные ресурсы.
Минские переговоры, под эгидой которых прошел год, многие считают не слишком успешными. Какую альтернативу этим контактным группам нужно искать в 2016?
Минские соглашения – это наиболее неудачный документ, который был согласован от имени Украины за всю историю восстановленной украинской государственности, но альтернативы им, к сожалению, в силу целого ряда обстоятельств нет. Теперь нужно проявлять гениальную находчивость, каким образом мы сможем выполнять их с учетом необходимости обеспечить базовые национальные интересы. Ни один документ, который согласовывался от имени Украины, никогда не имел таких рисков. Однако, учитывая угрозы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, у нас просто нет другого выхода, чем искать наилучший способ их выполнять.
Проблема Крыма и Донбасса не решилась в 2015 году. Что делать с этими территориями?
Я думаю, я пропущу этот момент, потому что очень уже будет грустно.
Многие политики сейчас рассказывают, что вскоре украинцы смогут ездить в Европу без виз…
Я хочу отметить одно – в разные времена нам обещают (безвизовый режим, – FaceNews), особенно в течение последних полутора лет, на разных уровнях, наиболее высоком уровне, уровне министра иностранных дел, называют конкретные данные. Соответственно, возникает вопрос: насколько, исходя из предыдущего опыта, мы можем доверять заявлениям, которые звучат сегодня.
Хотя мы можем на это надеяться. Для этого нужно не только принимать соответствующие законы, законодательские акты, но и обеспечить их имплементацию. Всегда найдется одна-две-три, а то и больше стран, которые скажут, что «вы видите, они не выполняют». Кроме того, у Украины есть проблемы, независящие от нас – это мигранты, повышенное внимание к границам, наше внутреннее состояние. Исходя из этого, есть серьезные риски, хотя, в принципе, есть и возможности.
Однако я считаю и некорректным, и безответственным говорить, что безвизовый режим точно будет введен в силу того, что на сегодня все так выглядит. Количество возможных рисков чрезвычайно высоко, и нужно всегда взвешено давать людям картину того, что может произойти.