Жизнь под линией фронта: без зарплат, без надежды на решение проблем
Усаживайтесь удобнее. Эту историю вам вряд ли покажут на ТВ и не напишут журналисты, потому что здесь нет ничего скандального для них. А вместе с тем в ней можно увидеть всю ситуацию, в которой находится Донбасс.
Я часто говорю, что войны у нас нет. Ни в законах, ни в головах у людей, которые принимают важные решения. АТО – это нечто такое, дело военных. А жизнь людей, которые часто оказываются заложниками юридического или бюрократического коллапса, не видна.
После захвата Дебальцево под контролем Украины остались два населенных пункта – Светлодарск и Мироновское, чьи заведения полностью были на балансе Дебальцево. Фактически, все работники больниц, школ, детсадов и интернатов этих населенных пунктов перестали получать заработную плату.
В мае Верховная Рада присоединила территории города Светлодарск и поселка Мироновское к Артемовскому району. Однако это решение ничего не разрешило, поскольку все учреждения и дальше оставались на балансе Дебальцево. Артемовская райадминистрация обратилась в суд о возврате в собственность этих учреждений. И тут началось самое интересное.
Суд, который отказался нарушать закон и без решения Дебальцевского городского совета что-то куда-то передавать, принял уникальное решение: отменил решение о передаче этих учреждений Дебальцево 15 летней давности. Это привело к тому, что учреждения вернулись не в собственность Светлодарска и Мироновского, а, например, больница вернулась на баланс ТЭЦ, которая тогда принадлежала Минтопэнерго, а сегодня – ДТЭК. Со школами ситуация оказалась еще более критической, поскольку на баланс вернулись фактически здания, а не работники.
Ситуация в августе становилась критичной, поскольку люди не получали зарплату уже 8 месяцев, и был риск, что школы не будут открыты. Мы были вынуждены прибегнуть к не менее уникальным решениям – решили создать новые школы из старых для того, чтобы хотя бы начать платить заработную плату. После этого было принято решение, что новые школы становятся правопреемниками старых и принимают задолженность. Так более или менее до конца октября мы смогли решить зарплату работников школ.
С больницами ситуация была значительно сложнее. Поскольку Светлодарская больница попала на баланс ТЭЦ, которого больше нет у государства, то решить вопрос ее передачи не получалось. Мы обратились к Верховной Раде с просьбой срочно принять постановление о принятии в собственность больницы. Но в Верховной Раде мне объяснили, что это нарушение Конституции, поэтому пусть этим вопросом занимается Кабмин. Мы подали в Кабмин проект неотложного распоряжения, но там решили сначала разобраться в ситуации. Несмотря на то, что мы написали сотни писем в течение лета и осени, я начал получать от профильных министерств письма в стиле «а вы бы не могли сообщить нам, в чем дело?». Вопрос завис, сколько бы мы звонили и не пытались его решить. Тогда мы снова решили обратиться в суд, на этот раз, умоляя его принять положительное решение. После длительного юридического сопоставления удалось найти подход, который был в «рамках закона». И, наконец, на прошлой неделе было опубликовано решение, которое позволяет выплатить людям задолженность по заработной плате. Но проблемы не закончились. Две амбулатории так и не приняты на баланс, поскольку они были созданы уже во время Дебальцевского «правления». Сегодня это 83 человека, которым мы не можем выплатить долги по заработной плате из-за юридической казуистики.
Это история не только о коллапсе, в котором находимся, не называя войну войной. Это еще и история о людях, которые все это время продолжали работать, не надеясь на решение своих проблем. Люди живут под линией фронта, без зарплат, в конце концов, без какого-либо понимания на национальном уровне, но продолжали работать. Поэтому когда смотрите на карту боевых действий – не забывайте, что за этими огоньками не только военные стоят, но и обычные мирные люди, украинцы, граждане Украины. И я никому не желаю оказаться на их месте...
Автор: Виктор Андрусив, кандидат политических наук, и.о. заместителя главы Донецкой областной ВГА, Facebook