Военного путча в Украине не будет. Между тем, есть все факторы для государственного переворота, который население может даже не заметить. Об этом на пресс-конференции в «Главкоме» заявили директор общественной организации «Центр развития общества» Игорь Харченко и руководитель Digests & analytics Ukraine Вадим Хомаха. По словам экспертов, более вероятную опасность несет политический терроризм из Москвы и стихийные теракты украинских военнослужащих, которые мстят несправедливой «системе». «Могут быть покушения не только на первых лиц государства, но и на тех, кого считают виновными в событиях, к примеру, в Иловайске или в Дебальцево. Тех же Муженко или Гелетея, или военного прокурора Матиоса, подчиненные которого в прифронтовой зоне творят беспредел», – рассказывает Хомаха. О крайних государственных переворотах на счету Украины и том, почему государственный переворот – это не страшно, читайте в материале FaceNews.
Вадим Хомаха: Государственный переворот может произойти в любой момент
Структура государственной власти достаточно вязкая, поэтому население может даже не увидеть смену власти, заявляет руководитель Digests & analytics Ukraine Вадим Хомаха.
Вадим Хомаха |
Будет ли государственный переворот в Украине?
Государственный переворот в Украине может произойти в любой момент. Причем население может его даже не увидеть. Потому что смена власти может быть достаточно мягкой, а структура государственной власти достаточно вязкая. Государственный переворот – это не смена парадигмы государства, это смена руководства государства. Фактически, в 2004 году в третьем туре у нас был государственный переворот в классическом виде. Было просто принято решение неким кругом лиц – сменили господина Януковича на господина Ющенко. Сразу же после этого были сепаратистские митинги в Северодонецке, и они ни к чему не привели в отличие от событий 2014 года. Почему? Потому что этот государственный переворот был спланирован и аккуратно проведен.
У нас парламентско-президентская республика. А по факту руководит президент Украины Петр Порошенко. Имеет ли он право полностью руководить страной? Конечно же, нет. Однако он перебрал на себя достаточно полномочий, поэтому происходит практически тоже, что было в 2010 году, когда президент Янукович получил через Конституционный суд свои полномочия. Был ли тогда государственный переворот? Конечно же, был. Может ли сейчас быть государственный переворот? Конечно же, да. В государственном перевороте нет ничего страшного, это просто смена руководства, но не смена парадигмы государства. Потому что смена парадигмы – это либо путч, либо революция.
Государственный переворот в Украине начнется с узурпации власти президента с продавливания 300 голосами децентрализации, что приведет к фактическому перераспределению властных полномочий.
Возможен ли политический терроризм в Украине?
При нынешнем раскладе с учетом переключения части внимания России на события на Ближнем Востоке дестабилизация ситуации в Украине более чем вероятна. То, что у нас до сих пор нет полномасштабных террористических актов в том же в Киеве или в других крупных городах, это все-таки заслуга специальных служб, которые сейчас работают достаточно эффективно. Часть из этих вещей выходит наружу, например, как в прошлом году СБУ сообщило о задержании переселенки из Луганска, которая приехала на Майдан и планировала взорвать взрывное устройство во время митинга. Могли пострадать 2-3 тысячи человек, думаю. Поэтому возможен ли такой терроризм? Да, вполне. И он может быть направлен из Москвы.
Второй вариант – это, действительно, месть. Но какая месть? Я ежедневно общаюсь с людьми, которые воюют на востоке. Я понимаю их ощущения, когда они видят беспредел на передовой. Пьянство, контрабанду, продажность спецслужб – все это, к сожалению, следствие затянутой не войны. Люди видят несправедливость и им хочется ее как-то «излечить». Они считают, что этот вопрос можно решить в центре, и они правы.
Могут быть покушения не только на первых лиц государства, но и на тех, кого считают виновными в событиях, к примеру, в Иловайске или в Дебальцево. Тех же Муженко (руководитель Генштаба, – Ред.) или Гелетея (экс-министр обороны, – Ред.), или военного прокурора Матиоса, подчиненные которого в прифронтовой зоне творят беспредел. Варианты покушения на конкретных лиц государства вполне возможны. Больших последствий это не принесет, потому что система достаточно вязкая.
Быть или не быть военному переворот?
Я считаю вариант проведения путча при помощи армии абсолютно не реализуемым. Армия сейчас состоит из нескольких частей. Нацгвардия, сама армия и добровольческие подразделения. Они друг с другом не пересекаются. Если бы армия формировалась так, как должны была бы, то есть путем мобилизационных мероприятий, тогда это было бы возможно. Сейчас же при помощи непонятных частичных мобилизаций это невозможно – люди уставшие, они не стремятся стать военными. Нет касты военных.
Также невозможно создание военной партии, потому что у армии нет общих целей. У нас есть армия, которая воет, армия, которая стоит во второй полосе, армия, которая разъезжает по Киеву и защищает власть. Между ними непонимание. Одна из целей визита Байдена в Украину – продвижение стандартов НАТО в украинской армии, чтобы она не развалилась под действием российских войск. Потому что вот сейчас армия есть на бумаге. Она может выдержать удар, потому что против нее не стоит 150-200 тысяч полностью готовых к наступлению человек. Маленькие удары она отразила. А глобального наступления не будет – это понимает и одна, и другая сторона.
Игорь Харченко: В Украине возможен стихийный политический терроризм
Убийства политических деятелей ради достижения цели той или иной группы были в Украине не один раз, напоминает директор ОО «Центр развития общества» Игорь Харченко.
Игорь Харченко |
Что такое государственный переворот, и будет ли он в Украине?
Первая особенность государственного переворота в том, что происходит смена управления в стране, и очень часто даже без привлечения армии и народных масс. Вторая особенность: государственный переворот осуществляется теми, кто уже находится при власти. Невозможно осуществить государственный переворот, не находясь в органах власти. И третья особенность: государственный переворот проще всего сделать там, где нет развитого на высоком уровне гражданского общества.
Государственный переворот может быть осуществлен, даже если первые лица остаются на своих постах. То есть когда в структуру государственного аппарата заходит мотивированная группа с целью перехватить каналы управления, она может это сделать, даже оставив при власти тех же, кто был. Внешне картинка может и не измениться. Формально то же самое, фактически, будут использоваться другие ресурсы и власть будет в других руках.
Есть факторы, которые могут привести к государственному перевороту. Это затяжной экономический кризис, затяжная неуспешная война и хроническая политическая нестабильность. В Украине мы имеем все три фактора вместе. Три центры, которые могут осуществить переворот – это правительство, Администрация президента, олигархические группы.
Возможен ли политический терроризм в Украине?
К сожалению, политический терроризм возможен. Если говорить об убийстве каких-то политических деятелей с целью достижения целей той или иной группы в исторической ретроспективе такое в Украине было не один раз. Нужно понимать, к каким событиям политический терроризм может привести в дальнейшем. Использовать политические методы террора просто ради террора нет смысла. Соответственно, если бы какая-то группа на это пошла, она должна понимать, на что рассчитывает. Очевидно также, что террористические группы могут быть сманипулированы и действовать в интересах определенных субъектов. Терроризм, который идет извне, должен быть в определенное время. То есть нельзя просто взять и провести террористический акт и надеяться, что будет какой-то эффект.
Другое дело, что есть стихийный политический терроризм, приближенный к мести. Когда какие-то политические группы или силы считают, что другие ресурсы и возможности достичь поставленной цели у них исчерпаны. Поэтому они могут мстить системе. Эта опасность более вероятна в Украине. Однако в мощном, хорошо развитом гражданском обществе не возникают желания мести, потому что гражданское общество влияет на власть. А вот если влиять на власть нет возможностей, это рождает предпосылки стихийного терроризма.
Быть или не быть военному перевороту?
Такой сценарий практически нереален. Потому что в Украине армия еще не является отдельной кастой. Все только начинает формироваться, как когда-то казачество. Вот казачество могло совершать государственные перевороты, потому что было отдельной кастой со своими интересами и системой ценностей. Армия у нас находится на стадии формирования, а на этапе зарождения представить, чтобы это (военный переворот – Ред.) можно было сделать, чрезвычайно трудно.
Во-вторых, для этого нужно, чтобы все «торговцы», которые сегодня есть в армии, оттуда вышли, а зашли все-таки воины с другой системой ценностей. Это очень долгий путь формирования такой воинской касты. Украинская армия чрезвычайно интегрирована в общество, она по сути сегодня формируется этим обществом, поэтому военные не могут просто организовать военный переворот – путч.