Политолог: Черногория в НАТО – вызов для Москвы
«В мировом масштабе это геополитический вызов России, у которой с Черногорией были личные отношения. Достаточно хотя бы раз приехать в Черногорию, чтобы убедиться в том, что это не пустые слова: начиная от большого количества внешней рекламы на русском языке, заканчивая георгиевскими ленточками у черногорских таксистов»
НАТО официально пригласило Черногорию присоединиться к альянсу. Это первое расширение за последние 6 лет. В мировом масштабе – это геополитический вызов России, у которой с Черногорией были личные отношения, считает руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. Он рассказывает, что процесс ратификации вступления Черногории в НАТО другими странами-членами альянса может растягиваться на год или даже больше. Как известно, Кремль раскритиковал предложение НАТО. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия предпримет ответные действия. По словам Золотарева, в первую очередь Россия будет пытаться наказать Черногорию финансово – сворачивать экономическое сотрудничество и ударять по туризму. «Россия будет демонстрировать смену курса, поэтому период, когда Черногория была для них в привилегированном положении, думаю, заканчивается», – говорит политтехнолог. Между тем, заявляет он, в НАТО есть мощные пророссийские силы. Поэтому играя на обострение, Россия вредит своим же сторонникам. Из каких соображений исходит руководство НАТО, делая предложение Черногории? Нужна ли Россия НАТО? Об этом Андрей Золотарев рассказал FaceNews.
Почему именно сейчас НАТО приняло решение расширить свои границы?
В мировом масштабе это геополитический вызов России, у которой с Черногорией были личные отношения. Достаточно хотя бы раз приехать в Черногорию, чтобы убедиться в том, что это не пустые слова: начиная от большого количества внешней рекламы на русском языке, заканчивая георгиевскими ленточками у черногорских таксистов.
Также, судя по раздраженной реакции Москвы по этому поводу, это приглашение воспринимается именно как вызов. Хотя вообще-то Черногория, если брать в военном смысле, это государство с числом населения чуть больше, чем живет у нас на Троещине – 600 с чем-то тысяч – у которого, фактически, нет вооруженных сил. Но это такой определенный символ того, что Черногория все-таки является частью Европы. Кстати, в Черногории в обороте даже нет собственной валюты, а есть евро. Именно из соображений того, что Черногория – это часть Европы, исходит руководство НАТО. И это политическое решение.
Каких же ответных действий следует ожидать от России?
Я считаю, что в первую очередь Россия будет пытаться наказать Черногорию финансово. Думаю, что будет сворачивание экономического сотрудничества, по туризму могут ударить. Кстати, черногорцы очень часто жаловались на то, что до того, как россияне экономически мощно вошли в Черногорию, у них были более-менее умеренные цены на недвижимость. Сейчас же для черногорца со средней зарплатой в 400 евро цены просто заоблачные.
Однако middle-уровень московского класса, несмотря на повороты политического курса, там уже владеет недвижимостью и отправляют туда семьи на лето. Если у высшего круга это Лондон, Лазурный берег, побережье юга Франции, то middle-класс из Москвы и Питера едет в Черногорию. Там есть целые поселения россиян, где они в 2000 годы, когда денег было достаточно много, вкладывали деньги в недвижимость. А сейчас Россия будет демонстрировать смену курса, поэтому период, когда Черногория была для них в привилегированном положении, думаю, заканчивается.
Помимо финансового давления, есть ли у России шансы дипломатически повлиять на решение НАТО?
Никаких.
Сколько времени может занять процесс ратификации странами-членами НАТО вступления Черногории?
Думаю, что растянется на 2016-й год, но существенно это уже неважно. Главное, что фактически мы имеем решение – и это факт. А все остальное – будет ли процесс ратификации растягиваться на год или даже больше – второстепенное.
Нужна ли Россия НАТО? Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, к примеру, выступает за восстановление встреч Совета НАТО-Россия.
В России воспринимают НАТО как военную организацию, хотя на самом деле альянс является политической организацией. Однако в определенном смысле России лучше было бы все-таки не заострять отношения с НАТО. Если Россия будет разговаривать «языком обиженных и политического шантажа», скорее всего, последствия будут обратные. А так, в НАТО есть достаточно мощные и пророссийские сторонники, которые считают, что необходимо нормализировать отношения с Россией и избегать такие больные темы как Крым и Донбасс. Поэтому, фактически, Россия, играя на обострение, обезоруживает собственных сторонников.
Как Вы оцениваете способность этих пророссийских сторонников повлиять на ситуацию и расстановку сил в треугольнике НАТО-Россия-Украина?
Очень мощная. Главное, чтобы мы не подбрасывали аргументы.
Что Вы имеете в виду, какие «аргументы» мы можем подбрасывать?
Аргументами может быть то, что в Украине слабая власть. Она не контролирует различные формирования, которые по собственному усмотрению вершат правосудие в стране. И вообще государство слабое и нестабильное. Об этом не говорят, но раздражение и разочарование Украиной есть. Другие поводы и не нужны. Хотя, это старая пленка.