Нежелательная помощь: чем властям России не угодили НКО?
Генпрокуратура РФ признала "нежелательными организациями" НКО, финансируемые Джорджем Соросом. В итоге под борьбу с "внешними врагами" попала программа помощи украинским беженцам.
Генпрокуратура РФ признала "нежелательными организациями" НКО, финансируемые Джорджем Соросом. В итоге под борьбу с "внешними врагами" попала программа помощи украинским беженцам.
В понедельник, 30 ноября, Генпрокуратура России признала нежелательными на территории РФ две иностранные неправительственные организации: Институт "Открытое общество" (Open Society Foundations, фонд Сороса) и Фонд содействия (OSI Assistance Foundation, Институт "Открытое общество фонд содействия"), финансируемые Джорджем Соросом. Их работа привлекла внимание надзорного ведомства после обращения Совета Федерации, который попросил проверить организации, включенные в так называемый "патриотический стоп-лист" от 8 июля 2015 года.
Фонд Сороса оказался одной из них, сообщается на сайте Генпрокуратуры. Между тем фонд в последнее время поддерживал в России далеко не только и не столько политические проекты - в частности, жертвой борьбы с "внешними врагами" стала программа помощи украинским беженцам.
Нежелательная химиотерапия
В октябре DW сообщала о семье, попавшей в сложную ситуацию из-за несовершенства российской системы предоставления убежища. Елена Михайловна Леонова из Луганской области не могла получить документы потому, что приехала к дочери в Москву, а сама дочь прописана в Чувашии. Между тем у пожилой беженки обнаружился рак четвертой стадии, а медицинские учреждения Москвы готовы были лечить ее только на общих условиях для всех иностранцев - то есть, за большие деньги.
Светлана Ганнушкина |
На помощь беженке пришел комитет "Гражданское содействие" - некоммерческая организация, помогающая беженцам, перевела на счет больницы оплату двух курсов химиотерапии. А пока шло лечение, юристы "Гражданского содействия" убедили миграционные службы Москвы, что в данном случае бюрократическими сложностями следует пренебречь. Леонову наконец-то приняли в ФМС, поэтому дальнейшее лечение она получит уже в рамках системы общего медицинского страхования.
Средства на срочное лечение и юридическое сопровождение беженки были выделены "Гражданским содействием" по программе, которая финансировалась из Фонда Джорджа Сороса (институт "Открытое общество"). "Это единственный проект, который давал нам возможность оказывать материальную помощь украинским беженцам, - рассказала в интервью DW председатель "Гражданского содействия" Светлана Ганнушкина. - Очень трудно найти деньги именно на непосредственные нужды - беженцам часто требуется одежда, лекарства, элементарные бытовые вещи. И большая часть благотворительных программ на это средств не выделяет".
Нежелательные юристы
В ближайшее время "Гражданское содействие" должно было получить от фонда Сороса очередной транш в размере 89 тысяч долларов. "Этих денег хватило бы на то, чтобы украинская программа работала до июня, - говорит Ганнушкина. - Кроме резерва на экстренные нужды, это и зарплата нескольких наших сотрудников, а также 9 юристов, которые работают в регионах, где много беженцев. Юрист у нас получает 35-40 тысяч рублей в месяц".
Логотип организации "Открытое общество" |
Теперь этих средств не будет, говорит Ганнушкина. Но это не значит, что украинская программа перестанет работать. Большая часть юристов, которые сотрудничают с "Гражданским содействиям" и сетью "Миграция и право", имеет и другие источники доходов и помогает беженцам в первую очередь из-за своей гражданской позиции.
"Сеть "Миграция и право" держится уже 20 лет, хотя мы периодически теряли финансирование, - говорит Ганнушкина. - На этот раз мы, наверное, попробуем обратиться за помощью в УВКБ ООН по делам беженцев".
Нежелательная наука?
Фонд Сороса практически свернул благотворительную деятельность в России в 2003 году, напоминает правозащитник, член Совета по правам человека при президенте РФ Андрей Юров. "Все последующее время он поддерживал в России отдельные проекты. Я не могу сейчас назвать, что именно он финансировал, чтобы не ставить под удар соответствующие организации".
Но главное, продолжает правозащитник - это даже не те программы, которые закроются после окончательного ухода Сороса. "Дело в том, что институт "Открытое общество" продолжает финансировать огромное количество очень важных проектов по всем миру. Это и университеты, и научные конференции, причем не всегда гуманитарной направленности - медицина, биология, что угодно".
"Патриотический стоп-лист" ставит под удар всех, кто так или иначе может быть связан с этими программами, объясняет Юров. Ведь закон о нежелательных организациях предполагает административное и даже уголовное наказание за сотрудничество с одной из них: "Допустим, российский ученый поедет на международную конференцию, в финансировании которой участвует институт "Открытое общество". Он может даже не знать об этом - и все равно может оказаться в списке правонарушителей".
Кто следующий?
Фонд Сороса стал второй организацией из списка Совета Федерации, объявленной нежелательной, отмечает Юров. Сам он возглавляет небольшую НКО "Крымская полевая миссия по правам человека", которая также находится в "патриотическом стоп-листе". "Таким образом, наша очередь приблизилась", - говорит Юров. Ранее 29 июля в России был запрещен Национальный фонд в поддержку демократии (NED), напоминает правозащитник: "Скорее всего, "отстреливать" будут по одному. И мы уже можем судить, с какой скоростью - раз в несколько месяцев".