Среди первичных заданий для мэра Кличко Янченко называет реформирование экономической сферы и приведения Киева, являющегося лицом страны, в порядок. При этом, эксперт подчеркивает, что эти местные власти избраны на два года, а этого времени слишком мало для реальных результатов. Между тем, сегодня состоится первое пленарное заседание Киевского городского совета VIII созыва. В преддверии вступления в силу нового созыва Киевсовета FaceNews расспросил Галину Янченко о успехах предыдущего созыва столичных властей, конфликте внутри «Блока Петра Порошенко» и коррупции в столице.
В той или иной степени коррупция присутствует в любой стране и любом городе, отмечает экс-депутат Киевсовета и основатель Антикоррупционного штаба Киева Галина Янченко. По ее словам, важно, чтобы коррупция не влияла настолько сильно на жизни людей, как в Украине и, в частности, в Киеве. Среди первичных заданий для мэра столицы Янченко называет реформирование экономической сферы и приведение Киева, являющегося лицом страны, в порядок. Эксперт подчеркивает, что эти местные власти избраны на два года, а этого времени слишком мало для реальных результатов. Между тем, сегодня состоится первое пленарное заседание Киевского городского совета VIII созыва. В преддверии вступления в силу нового созыва Киевсовета FaceNews расспросил Галину Янченко об успехах предыдущего созыва столичных властей, конфликте внутри «Блока Петра Порошенко» и коррупции в столице.
Сложно сказать, чего Кличко не хватало
«Блок Петра Порошенко «Солидарность» в Киевсовете уже второй созыв будет состоять из представителей «Солидарности» и экс-«ударовцев». Если на выборы в 2014 году они шли одной командой, то на выборы 25 октября – единой партией, сформировавшейся после вхождения «УДАРа» в «Солидарность». Внутри «БПП» в Киевсовете, по Вашему мнению, есть конфликт?
Место имеет слияние, ассимиляция двух команд. Слияние команды Порошенко и Кличко началось еще полтора года назад перед местными выборами. Для Порошенко это, в принципе, было достаточно выгодным и хорошим решением, поскольку у него на волне Майдана был очень хороший рейтинг и, в то же время, абсолютно не было команды на местах. У Кличко была хорошая структура, в том числе, структура на местах в других регионах. Даже сложно сказать, чего ему не хватало. Наверное, «УДАРу» не хватало какого-то лидера, который бы был не просто узнаваемым, потому что этого Кличко не занимать, а все-таки мог бы вести команду. Кличко, конечно, необычайно выдающийся боксер, но как политику ему чуть-чуть нелегко. Исходя из этого, это объединение сильного лидера Порошенко и структуры готовой команды.
В общем, в седьмом созыве Киевсовета люди, которых набрал Порошенко, и команда Кличко шли одним списком, а позже сформировали единую фракцию. При этом внутри всем было видно и очевидно, что на самом деле это – две команды внутри одной фракции. Это было видно и по формальным, и по неформальным признакам. Начиная с того, что на часть согласующих советов, куда приглашается по одному представителю от фракции, от так сказать мега-фракции, как они себя называли, приходило двое. Условно говоря, это были квоты команды Кличко и команды Порошенко. Квоту Порошенко неформально представлял сначала Игорь Кононенко, а после ухода Кононенко в парламент представителем стал Прокопив (Владимир Прокопив, голова фракции «УДАР-Солидарность» в седьмом созыве Киевсовета и главный претендент на пост секретаря совета в новоизбранном составе, – FaceNews).
Следующий шаг в этой ассимиляции был съезд, на котором «УДАР» и ряд VIP-«ударовцев» присоединились к «БПП» (первыми «ударовцами», подавшими заявки на вступление в «Солидарность», кроме Виталия Кличко, стали приближенные к мэру политики, например, Анна Старостенко и Дмитрий Белоцерковец, – FaceNews). По моей информации, это было воспринято достаточно болезненно отдельными региональными командами и представителями. Очевидно, что сейчас место имеет следующий этап, когда в том числе представители «БПП» будут иметь большее влияние на мэра в этом совете. Скорее всего, так оно будет.
Кличко не решил ситуацию с МАФами
Представляя свои достижения за полтора года на посту мэра, Виталий Кличко часто упоминает борьбу с МАФами. По Вашему мнению, стоит мэру гордиться этой сферой, и что властям необходимо сделать, чтобы предприниматели наконец-то чувствовали себя в безопасности и могли спокойно вести бизнес?
Я считаю, что ситуация с МАФами не решена Кличко, потому что не было комплексного решения. В общем, есть несколько десятков тысяч МАФов. Это очень большое количество рабочих мест, хотя не в лучших местах, но, тем не менее, это фактически отдельный подсектор экономики. Понятно, что ситуацию с МАФами нужно решать, потому что они уродуют вид города. С другой стороны, если ты берешься за то, чтобы решать эту проблему, нужно предлагать альтернативу, в том числе, предлагать качественную альтернативу, куда привлечь освободившихся людей. Такое решение не было разработано и предложено. В этом заключается первая проблема, не позволившая решить ситуацию с МАФами. Вторая проблема, тормозившая этот процесс, заключается в том, что или не хватило решительности, или понимания, как решать эту ситуацию. В Киеве даже ходил мэм, перефразирование фразы Кличко, что «я убрал два МАФа, на их месте появилось четыре». Это, на самом деле, очень часто было ситуацией. Ситуацией, когда киевские власти не понимают, как убрать эти МАФы. То есть, они не влияли на ситуацию достаточно, чтобы убрать МАФы и они там не появились. Наоборот, они там появлялись. Почему они там появлялись? Потому что кто-то за эту ночь брал откаты и закрывал глаза на то, что они появились снова, или проблема заключалась в том, что это неконтролируемая масса, а у команды Кличко не было достаточно влияния, чтобы «я сказал», и все так сделалось. Мне комментировать сложно. У меня есть догадки, но я бы не хотела оперировать ими.
Нужно вовремя сказать чиновникам: «Не делайте глупых поступков и не будьте жадными»
Параллельно с МАФами проблемой города являются повсеместные строительства. У многих киевлян складывается впечатление, что их появляется все больше. Насколько коррупционен рынок застроек и есть ли информация, кто на самом деле в КГГА может его курировать?
Этот сектор и этот рынок чрезвычайно коррумпирован. Во-первых, потому что такой ресурс как земля в Киеве является достаточно ограниченным. Чем более ограничен ресурс, тем выше на него спрос и, соответственно, попытки его получить окольными путями. Это с одной стороны. С другой стороны, процедуры очень зарегулированы. Компании и люди, пытающиеся легально работать в этом бизнесе, говорят, что от подачи документов, чтобы только начать процесс землеотвода, до фактического землеотвода проходит, как минимум, два-три года. Там существует очень много этапов и очень часто эти этапы умышленно тормозятся чиновниками с намеком, что «в принципе, есть возможность ускорить. Догадайтесь, как это сделать». То есть, на самом деле, есть возможности и желание отельных людей на этом заработать.
Есть еще один компонент, заключающийся в том, что общественность, на самом деле, очень мало обознана в вопросах землеотвода. Соответственно, общественные активисты и общественность, живущая около потенциальных проблемных застроек, не знает о том, что та или иная земля выделяется. Часто какие-то движения начинаются на этапе, когда застройщик обносит участок забором и начинает строительство. Тогда люди начинают кипишевать, начинаются какие-то акции, снесение заборов, потасовки. Однако на этом этапе большинство вопросов для застройщика решено, и он уже получил все разрешительные документы.
Исходя из этого, очень важно следить за этим процессом на этапе выделения земли, когда есть возможность чуть-чуть привести чиновников и депутатов, задействованных в этом процессе, в чувства и сказать: «Уважаемое общество, на развязках строить нельзя, потому что это идет в разрез и с законом, и со здравым смыслом. Мы не можем застраивать развязки, как, например, Осокорки, потому что позже, скорее всего, у нас возникнет потребность эти развязки перестраивать с увеличением потоков. Поэтому, пожалуйста, не делайте глупых поступков и не будьте жадными». Так же на этапе выделения земли, а не постфактум, нужно говорить: «Уважаемое общество, мы не можем выделять землю, например, в зеленых зонах, скверах или выделять землю для строительства свечек и высокоэтажных зданий во дворах». Например, как ситуация была на проспекте Победы, когда во дворе «сталинок» и «хрущевок» «Киевгорстрой» собрался построить здание двенадцати-пятнадцати этажей. Все такие решения идут в разрез с логикой, здравым смыслом, и, конечно, вызовут протесты граждан. Просто не нужно быть жадным, и принимать решения, которые можно будет воплотить. В противном случае потасовки на стройках у нас никогда не закончатся. Но очевидно, что у чиновников и депутатов, причастных к лоббированию таких сомнительных застроек, на этапе принятия решения преобладают другие ценности и приоритеты – деньги. Поэтому у нас возникает такая проблема.
Стоит сказать, что большинство скандальных застроек, прогремевших в медиа за последние два года, были больше не новыми землеотводами, а последствиями того, что делала команда Попова, Черновецкого и перед ними. В то же время, для нового созыва Киевсовета (речь идет о седьмом созыве, – FaceNews) такие массовые проблемы с застройками не стали поучительными, потому что все равно рассматривались и иногда принимались решения по земельным участкам, которые могут в будущем составлять большие проблемы. Я по мере возможности пыталась указывать своим коллегам по земельной комиссии, что «тут мы принимаем решение, которое идет в разрез с общественностью, и как представители общественности мы должны повлиять на это решение». Это не всегда влияло, хотя, если в общем оценивать количество новых сомнительных землеотводов этого созыва, это не порядок меньше, чем то, что было раньше.
В тоже время было очень много случаев, когда выделялись не новые земельные участки в сомнительных местах, а продолжались предыдущие. Например, потенциально скандальной точкой может быть землеотвод около метро Черниговская. Там в зеленой полосе, отделяющей линию метро и Броварской проспект, с десяток лет назад выделили земельный участок для строительства торгового центра. Сейчас эта стройка не осуществляется, просто там есть земля, но я предполагаю, что как только там начнутся какие-то активные движения по строительству, может возникнуть серьезное сопротивление громады. Понятно, что речь идет о целостной земельной полосе, отделяющей метро и Броварской проспект. Там более-менее красивый вид заезда в Киев со стороны Броваров. Когда рассматривалось решение о том, продолжать ли этот землеотвод, то большинство комиссии склонилось, что стоит продолжать, несмотря на мои призывы.
Что касается тех, кто и что лоббирует – тут все просто. Нужно взять и посмотреть, кто возглавляет ключевые ведомства, кто возглавляет Департамент земельных ресурсов, потому что это первая точка входа любых обращений и документации в Киевсовет. То есть, Департамент земельных ресурсов, дальше до попадания на комиссию документы проходят через профильного заместителя Кличко, секретаря Киевсовета и потом они попадают на земельную комиссию. Но, кроме ключевых лиц в формальной цепочке, хватает и других людей, которые могут иметь интерес и очевидно, что влияют на процесс. Что говорить, если, например, та самая земельная комиссия минимум на четверть, а то – и на большую часть состояла из людей, которые руководят или представляют те или иные строительные кампании. Это, прежде всего, Максим Микитась из корпорации «УкоБуд», это Непоп, руководитель коммунального предприятия «Житлоінвестбуд-УКБ». Кроме того, если мы возьмем заместителей Кличко, то первый заместитель Никонов является одним из наибольших застройщиков. У кого может быть строительный интерес? Все очевидно, если мы просто разберем руководство КГГА и руководство этих профильных точек, через которые проходит вся документация.
Чтобы поровну разделить между «БПП» и «УДАРом» в Киевсовете комиссии, придумали еще одну
Владимир Прокопив отмечает, что они предлагали людям не из «БПП» возглавлять комиссии и коммунальные предприятия, но многие не соглашались, потому что не хотели брать на себя ответственность. Как можете это прокомментировать?
Я принимала участие в рабочей группе, которая как раз должна была достичь консенсуса по тому, какие депутаты будут входить в состав каких комиссий и кто их может возглавлять. Переговоры тогда начали с того, что есть четырнадцать комиссий, их тогда было четырнадцать. «БПП» или «УДАР» готов отдать две комиссии фракциям меньшинства. Это не были комиссии, распоряжающиеся значительными ресурсами финансовыми или другими, это было что-то типа комиссии семьи, молодежи и спорта или образования. Тогда переломать ситуацию фактически удалось нашей фракции, «Демократическому Альянсу». Мы сказали, что такое предложение «Солидарности» не соответствует ни интересам депутатов меньшинства, ни логике. Например, если брать пропорциональное распределение, то у «УДАРа» две трети (мест в Киевсовете, – FaceNews), поэтому логично, чтобы только две трети комиссий возглавляли «ударовцы», а остальную квоту отдать депутатам меньшинства.
Мы тогда предлагали, чтобы комиссии, которые будут возглавлять депутаты из меньших фракций, распоряжались большими ресурсами, то есть, бюджетная, земельная и так далее, поскольку у команды Кличко и так есть все средства влияния. Прежде всего, у них есть исполнительная власть КГГА, есть достаточное количество депутатов, чтобы влиять на решения, принимаемые на пленарных заседаниях. Они могут для контроля и баланса влияния отдать эти комиссии депутатам от меньшинства, но команда Кличко на это не согласилась. В результате они забрали все ключевые комиссии с точки зрения распоряжения ресурсами и, соответственно, комиссии, которые являются потенциально коррупциогенными.
Между тем, очень долго велись переговоры о земельной комиссии. Когда уже был предложен пропорциональный подход, то есть, «у вас две трети мест – вы забираете две трети должностей, другую треть вы отдаете. Это больше, чем две комиссии, это, как минимум, пять комиссий», то они согласились, действительно отдали пять комиссий, оставив себе девять. Однако поскольку, как я говорила, там всегда было две неформальные группы, а девять на два не делится, они придумали еще одну комиссию, чтобы разделить их между двумя командами десять комиссий. Так придумали антикоррупционную комиссию.
Единственной комиссией, которую они были готовы отдать депутатам от меньшинства, была земельная. Согласно договоренности, ее должны были возглавить радикалы, но радикалы почему-то отказались от этой должности, и неформально обменяли с «ударовцами» земельную комиссию на антикоррупционную. Таким образом радикал возглавил антикоррупционную комиссию, а представитель «БПП» или «ударовец» – земельную.
Собственно говоря, головой земельной комиссии стал именно Владимир Прокопив.
Да.
Если говорить о головах департаментов и управлений, то там назначали исключительно людей, приближенных к Кличко или также брали умных и талантливых, но не из той команды?
Никаких предложений другим партиям «ударовцы» точно не делали. Другим партиям или другим фракциям не предлагалось взять на себя те или иные направления, возглавить управления или департаменты. Это были преимущественно или политические соратники, или другие люди, которых привлекала уже команда Кличко.
Или у Кличко недостаточное влияние в команде Порошенко, или ему просто не хватает политического опыта
Очень часто Виталий Владимирович делает акцент на том, что в значительной мере проблемы Киева обусловлены тем, что 60% поступлений в бюджет забирают, , что «Мы сможем инвестировать и в дороги, проведение метро на Троещину, если в бюджете города будут финансы». У других городов тоже забирают средства. Действительно ли ситуация настолько критична?
В налоговой системе есть налоги, которые сразу оплачиваются на центральный уровень, а есть налог, который остается в органах местного самоуправления. Например, 100% налогов физических лиц остаются на местном уровне, единственный город-исключение – Киев. У нас всегда забирали 50% этого налога на центральный уровень. Действительно, если бы эти деньги не забирали, то бюджет Киева был бы значительно больше, соответственно, можно было бы финансировать, в том числе, больше инфраструктурных проектов.
Но то, что Кличко жалуется на эту ситуацию и говорит о ней в таком гипотетическом измерении, что «если бы у нас не забирали, мы бы», для меня звучит странно и неестественно, потому что, на самом деле, Кличко является частью команды Порошенко. У этой команды есть влияние на все центральные органы, принимающие решения на счет того, откуда и куда должны направляться налоги. Соответственно, у Кличко есть все возможности и предпосылки, чтобы достичь того, чтобы 100% этих налогов оставалось. Но этого не было сделано. Неизвестно, или у него недостаточное влияние в команде Порошенко, или опять-таки ему просто не хватает политического опыта и понимания, как отстаивать интересы своей громады. Но все предпосылки у него есть, точнее, все предпосылки у него были, но за эти полтора года они не были реализованы.
За время первой каденции Кличко мало что удалось
Что команде Кличко удалось реально реформировать за полтора года первой каденции мэра?
Удалось очень мало. Тут есть и объективные, и субъективные составляющие. Субъективная причина заключается в том, что, наверное, не было разработок, не было готовых решений, много времени ушло на их разработку. Возможно, так же не было политической воли на какие-то отдельные сферы или секторы. То есть, не было достаточно желания или готовых решений.
Объективная сторона заключается в том, что, на самом деле, полтора года – это очень мало, чтобы достичь конкретных изменений. Например, от момента написания до момента реализации проекта решения депутат проходит от трех до шести месяцев. Соответственно, в управление городом тоже есть определенные бюрократические преграды, и, возможно, для воплощения некоторых изменений просто не хватило времени. Тот факт, что сейчас новые советы избраны на два года, и что они будут меняться, говорит о том, что очень мало кто из них сможет показать реальные какие-то результаты, потому что два года – это мало, чтобы показать реальные результаты.
Только от нас зависит, как наши налоги будут использованы
Вы возглавляете Антикоррупционный штаб Киева. При этом в КГГА функционирует антикоррупционная комиссия. Вы сотрудничали?
На счет антикоррупционной комиссии я сказать не могу, потому что не могу оценивать ее эффективность. Могу сказать о своей команде, об Антикоррупционном штабе. Это общественная организация. Было несколько направлений, по которым мы работали. Во-первых, мы осуществляли мониторинг государственных закупок в Киеве. Мы нашли ряд закупок, где цены или были явно завышены, или тендеры были слиты по договоренности. То есть, все участники были между собой связаны и очевидно, что они перед тем договорились, кто, что выигрывает. Мы все такие тендеры обжаловали, и, более того, буквально за полгода или год нашей деятельности по моим депутатским обращениям открыли пять уголовных дел, то есть, ведутся реальные расследования раскрытых нами коррупционных преступлений.
Вторым направлением было исследование происходящего с деньгами, выделяющимися на ремонт, потому что ежегодно выделяются значительные суммы на осуществление ремонтных работ, но часто так бывает, что большинство киевлян не видит этих ремонтов. Поэтому летом мы запустили такую инициативу, как антикоррупционная карта ремонтов Киева. Мы залили на нее полторы тысячи объектов, которые должны были подчинить в 2014 году, и начали ее активно распространять, предлагая киевлянам проверять свои дома на предмет того, должны ли дома быть отремонтированы, и предлагая сравнить задекларированную стоимость этих ремонтов с реальной. Буквально сразу к нам обратились люди из Голосеевского района, которым должны были утеплить дом на 150 тысяч гривень, но никаких ремонтников они там не видели, никто туда не приезжал. Действительно оказалось, что эти деньги были списаны, были подписаны акты выполненных работ, но работ никто не осуществлял. Мы тоже написали, это исследовали, задокументировали, и по нашему обращению открыли уголовное производство. Через два дня после открытия уголовного производства этот дом утеплили чуть ли не полностью. То есть, людям просто нужен был волшебный «пинок», чтобы они эти средства вернули и вложили в те работы, которые они должны были осуществить.
Совсем недавно мы обновили эту карту, добавили туда объекты за 2015 год, и призываем киевлян заходить на наш сайт, проверять свои дома. Только от нас зависит, как наши налоги будут использованы. Карта, которую запустила наша команда, это уникальная возможность, упрощающая людям процесс проверки, куда деваются наши деньги – на ремонты или в частные карманы.
Даже по этим первым двум направлениям у нас на лицо – истории успеха. Для того, чтобы просто влиять на ситуацию, нужно работать, быть настойчивым и интересоваться этой информацией. Исходя из этого, мы призываем киевлян обращаться к нам, если они где-то наблюдают коррупцию, обращаться к нам, предлагать нам помощь, потому что мы работаем на волонтерских основаниях, и нам нужна помощь, и человеческий ресурс, и финансовый. И мы всегда этому рады.
Третье направление, которым мы занимались – это более долгосрочная перспектива. Мы работали над тем, чтобы Киевсовет была более прозрачным и ответственным. То есть, было наработано целый ряд проектов разных решений или предложений к существующим решениям, чтобы киевляне, которые хотят контролировать власти, могли это делать. Если ты хочешь проверить, куда тратятся твои деньги, у тебя должна быть возможность это сделать. Благодаря нам комиссии стали открытыми для посещения граждан, благодаря нам депутаты теперь должны говорить, если решение, которое они принимают, как депутаты обогащает их компании. То есть, теперь нельзя прийти и, так сказать, нагребать добро, которое принадлежит общине Киева. Теперь хотя бы есть какие-то предпосылки для того, чтобы депутаты были вынуждены об этом говорить и где-то, возможно, воздерживаться, чтобы принимать решения, которые обогащают их как людей. Так же решения по тому, что депутаты обязаны подавать свои декларации. По первым декларациям, которые были выложены, мы увидели, что некоторые депутаты Киевсовета могут дать фору нардепам, потому что у этих депутатов есть доступ к богатому городу и к тому, чтобы распоряжаться ресурсами богатого города. Так что, пусть они ими распоряжаются в нашу пользу, а не свою.
Вы сказали, что первое направление работы – государственные закупки. Насколько коррумпированной была эта сфера? О каких суммах идет речь?
Достаточно коррумпирована. По-разному. Например, случаи, по которым открыты уголовные дела, кажется, совокупно около девяти миллионов гривень на пяти закупках. Это немного и немало, но это то, по чем происходят реальные расследования в прокуратуре.
Сколько раз Вам потребовалось ходить в прокуратуру, чтобы открыли уголовные производства?
Немного. Во-первых, у нас очень профессиональная команда, во-вторых, у депутатов, а я была депутатом, есть достаточно широкие возможности, для осуществления общественного контроля, и мы это активно использовали, например, депутатские обращения, право на неотложный прием в любом другом органе власти или в контролирующем, или правоохранительном органе. Соответственно, это делало нашу деятельность, деятельность Антикоррупционного штаба очень эффективной.
Коррупцию в Украине можно существенно уменьшить
Вы верите в то, что коррупцию в Украине можно преодолеть?
Я верю, что ее можно существенно уменьшить. На самом деле, я не просто политик и общественный деятель, у меня также есть бэкграунд в исследовательской и аналитической деятельности. Коррупция присутствует в той или иной степени во всех странах и во всех городах. Очень важно, чтобы коррупция не была тотальной, масштабной и чтобы у нее не было такого пагубного влияния на качество жизни людей, как в Украине и в частности в Киеве.
То есть, в Украине и в Киеве это уже критическая точка?
Да. То есть, если говорить о том, что делается в антикоррупционном секторе, о антикоррупционных реформах после Майдана, то можно сказать, что определенные сдвиги есть, но они значительно медленнее и значительно менее масштабны, чем могли бы быть, и чем хотелось бы.
Сколько, по Вашему мнению, людей нужно заменить в местных советах, чтобы преодолеть систему коррупции и круговой поруки?
Нужно понимать, что, прежде всего, коррупция возникает там, где есть доступ к большому количеству ресурсов, и где практически отсутствует контроль. Ресурсами у нас практически распоряжается исполнительная власть, поэтому с исполнительных властей, прежде всего, нужно начинать. У депутатов и советов есть определенное влияние на формирование исполнительной власти, но именно исполнительная власть, то есть, люди, которые непосредственно распоряжаются ресурсами из дня в день, должны быть основным предметом реформирования. Соответственно, в первую очередь, нам нужно менять руководство, мэров, которые станут руководителями исполкомов или как в Киеве руководителями потенциальными городской администрации, которые соответствующим образом уже будут формировать свои управления, департаменты и другие структурные единицы.
В Киеве есть коммунальное предприятие «Перукарня Ярина»
Как, по Вашему мнению, вывести общественный контроль за властью на высший уровень типа создания отдельной общественной организации, состоящей из авторитетов для украинцев, у которых бы реально были средства влияния на ситуацию?
Я думаю, что наша организация Антикоррупционный штаб Киева является лучшей иллюстрацией тому, что это возможно и что это важно. Мы приглашаем присоединяться к нашей общественной организации, у нас есть идеи, что нужно делать, иногда нам просто не хватает рук и некоторых ресурсов для воплощения всех идей и наработок. Сейчас мы, например, занимаемся контролем за государственными закупками и ремонтами, но у нас есть идеи начать, например, сделать инвентаризацию коммунальных предприятий, потому что коммунальные предприятия – это единицы, владеющие определенными ресурсами на балансе и потребляющие определенные ресурсы. Если мы поймем, чем они занимаются, насколько они эффективны и неэффективны, делают ли какой-то взнос и высвободим ненужное, то, что просто тянет с города ресурсы, то, конечно, сможем очень существенно повлиять на ситуацию. А в Киеве существует больше четырехсот коммунальных предприятий, у части из которых непонятное происхождение, назначение, ничего. Например, есть коммунальное предприятие, которое называется «Перукарня Ярина». То есть, есть такое предприятие, очевидно, что у него на балансе может быть какая-то собственность, очевидно, что оно откуда-то берет средства на свое существование, но уместность и функция такого предприятия непонятна. Это предприятие, конечно, находится на стадии ликвидации, но как долго и когда оно будет ликвидировано и что дальше будет со всем этим имуществом, пока непонятно, мы исследуем.
Не может столица выглядеть настолько неряшливо и неорганизованно, как выглядит на сегодняшний день
Какие сферы, по Вашему мнению, команде Кличко необходимо реформировать в первую очередь?
Базой для любых реформ являются ресурсы. Соответственно, важно реформировать экономическую сферу, то есть, сделать так, чтобы в твоем городе было выгодно, удобно работать предпринимателям, чтобы они платили больше налогов в городской бюджет, увеличивая наполнение городского бюджета
С другой стороны, Киев является не просто городом, а лицом Украины. Очень важно, чтобы это лицо было умытым, потому что не может столица выглядеть настолько неряшливо и настолько неорганизованно, как она выглядит на сегодняшний день. Очень много неупорядоченности, неупорядоченного пространства, движений и так далее. То есть, это касается и транспорта, и парковок, и общественного пространства. Если с общественными у Кличко пространствами было несколько инициатив, это и Почтовая площадь, к реконструкции которой есть вопросы, или полусферы на Крещатике, то например, в вопросах упорядоченности транспорта и парковок ситуация никаким образом не улучшилась, а, возможно, где-то даже усугубилась. Опять-таки я уверена, что если бы было действительно большое желание, и если были бы разработаны решения, то эти проблемы можно было бы решить.