В «ДНР» продолжается топливный кризис. Стоимость бензина повышается ежедневно, но даже по высокой цене купить его сложно – «республиканские» АЗС пустуют. Руководители «ДНР» заявляют, что ситуация с топливом под полным контролем, а в сложившейся ситуации обвиняют сбежавшего украинского бизнесмена Сергея Курченко, поставляющего топливо в «республику» из России. Между тем, горожане рассказывают, что улицы так называемой ДНР продолжают пустеть, а жизнедеятельность останавливается. В разговоре с FaceNews житель Донецка сообщил, что в городе поговаривают об искусственной диверсии контрабандистов. Тем временем, экс-начальник Управления по связям с общественностью НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский считает, что это исключительно местные проблемы, вызванные бардаком и безвластием. Эксперт подчеркивает: кризис будет продолжаться и дальше. По его словам, в противовес сложившейся ситуации важную роль играет способность Киева делать встречные предложения гражданам, которые остались на оккупированной территории. «Это будет тест для украинской власти – насколько она способна восстановить контроль над территориями», – объясняет Землянский. О том, кто стоит за топливным кризисом в «ДНР», и что об этом думают местные, читайте в материале.
Почему в «ДНР» нет бензина? С таким вопросом представительницы фонда «Доброруссия», сторонницы так называемой республики, обратились к руководству «ДНР». Свое недоумение они высказали в видеозаписи, которую на днях разместили в Интернете.
Тем временем, в администрации главы «ДНР» заявляют, что ситуация с топливом находится под полным контролем. «Определенный дефицит имеет место, но связан он, прежде всего, именно с распространяющимися паническими слухами на фоне некоторых трудностей логистического характера», – сообщается на официальном сайте так называемой Донецкой народной республики.
Голословные заявления представителей руководства не отменяют топливный кризис. «Улицы пустеют, жизнедеятельность города останавливается», – рассказывают представительницы «Доброруссии».
Из-за дефицита бензина автозаправках, цены на топливо достигают космических размеров. В комментарии FaceNews местный житель Донецка сообщил, что стоимость литра бензина уже достигает 90 рублей, при этому даже по этой цене топливо купить сложно. «Если кому-то уж слишком нужно, можно попробовать в Интернете нарыть канистрочку», – добавляет он. По словам мужчины, ходят слухи, что отсутствие бензина на заправках – это запланированная и искусственная диверсия контрабандистов.
Экс-начальник Управления по связям с общественностью НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский считает, что это исключительно местные проблемы. «Полный бардак, власти никакой нет, и таким образом нет никакого администрирования не только на рынке топлива, а и вообще. Поэтому любые проблемы с поставками, не только дефицит топлива, ожидаемые. Это результат того, что сейчас там происходит», – говорит эксперт в разговоре с FaceNews.
Кто стоит за топливным кризисом в «ДНР»?
Руководство «ДНР» возлагает вину на сбежавшего украинского бизнесмена Сергея Курченко. По их заявлениям, представители компании Курченко брали с заправочных комплексов предоплату за поставки бензина и ГСМ, но сами поставки не осуществляли.
О том, что бизнесмен занимается поставкой бензина из Российской Федерации на оккупированные территории Луганской и Донецкой областей, ранее в своем Твиттере писал народный депутат Егор Фирсов.
Кроме того, не так давно координатор группы «Информационной сопротивление», нардеп Дмитрий Тымчук сообщал, что боевики перечислили на счета предприятий олигарха $3 млн аванса на поставку горюче-смазочных материалов.
Украинские власти заявляют, что Курченко скрывается в России, где получил гражданство.
Отвечая на вопрос журналиста о том, может ли топливный кризис в «ДНР» быть преступным переделом топливного бизнеса, Валентин Землянский отвечает: «Абсолютно! Понимаете, когда мы говорим о переделе рынка финансово-промышленных групп, подразумевается, что они работают в каком-то правовом поле. А когда никаких правил не существует, может происходить что угодно. И передел топливного рынка, и передел товарного рынка. Безусловно, в этом случае будут страдать в первую очередь простые люди, которые не имеют никакого отношения к финансово-промышленным группам и переделу рынка».
Что думают местные жители?
Владельцы автомобилей начали оставлять технику в гаражах. Впервые это массовое явление в «республике» наблюдалось год назад, правда, тогда причина была в другом – вооруженные боевики автомобили попросту «отжимали». Сегодня пересаживание на общественный транспорт стало попыткой экономить.
В социальных сетях в группах «ДНР», «ЛНР» и «Новороссии» много постов посвящено именно обсуждению вопросов топлива. Пользователи делятся оперативной информацией: где все-таки еще можно заправиться, сколько это стоит, как долго придется стоять в очереди и другие. Отношение к очередному кризису у жителей оккупированных территорий разное.
Землянский уверен, что это только начало: «Это будет неконтролируемая территория в полном смысле этого слова. Не контролируемая не только в смысле Украиной, а с точки зрения управления. Сейчас все как-то идет по инерции, там остались какие-то остатки государственных институций, но ситуация будет ухудшаться».
Тем не менее, по его словам, массовых протестов жителей не будет. «Здесь же принцип силы. У кого «пушка больше, тот и прав», – добавляет Землянский.
Как известно, 17 ноября в Макеевке планировался митинг шахтеров по заработной плате. Несмотря на оживленное обсуждение в соцсетях, массово люди на митинг не вышли.
Эксперт подчеркнул, что в противовес сложившейся ситуации особую важность играют встречные предложения от украинской власти и умение Киева отнестись к ней, исходя из интересов граждан, которые там остались. По его словам, это будет тест для украинской власти: «Насколько она способна восстановить контроль над территориями».