Пока в Министерстве образования продолжают вести разговоры о реформе, украинские абитуриенты отдают предпочтение ВУЗам за рубежом. «Лаборатории с массивными сенсорными столами, современные компьютерные классы, 3-уровневая библиотека, доступная 24 часа 7 дней в неделю», – так о своей учебе в Англии рассказывает 23-летний Максим. По словам студента, украинским ВУЗам не хватает правильного подхода в организации учебного процесса и учебных технологий. В разговоре с FaceNews эксперт аналитического центра CEDOS Егор Стадный сообщил, что с каждым годом число украинских студентов в иностранных ВУЗах будет продолжать расти. Также он подчеркнул, что эти тенденции тектонические, и переломить их не удастся. Аналитик рассказал, где за границей учат бесплатно, и как правильно выбрать иностранный ВУЗ.
Егор Стадный |
Насколько оправдано образование за границей, к примеру, в Польше?
Если ты хочешь получить знания и определенную квалификацию, то оправдано поехать в польский государственный университет. Желательно перед этим посмотреть рейтинг научной деятельности университета и конкретного структурного подразделения и, если вы определились со специальностью, выбрать университет с высокими позициями. Государственные польские университеты предлагают намного более качественные программы образования, чем частные. Это объясняется объемом финансирования и наличием науки. Если она отсутствует, как в большинстве украинских университетов, это не университет, а школа.
Если государственные ВУЗы качественнее, почему большинство студентов предпочитают частные?
Во-первых, очень часто в частных нет никакого отбора. Хотя в Польше для украинцев его в принципе нет, очень редко попадаются вступительные экзамены. Но главное в том, что частные более активны в своей рекламе – в Украине видят преимущественно рекламу частных университетов.
Это не значит, что государственные ВУЗы Польши не хотят брать украинцев. Просто они не чувствуют того давления, которое чувствуют частные университеты, и нехватку средств. Плюс, у них есть влиятельный источник – государственный польский бюджет.
Украинцы постоянно слышат мантру о дипломе европейского образца и прекрасных образовательных программах. Соответственно, в Украине работает очень много рекрутинговых агентств, которые являются посредниками между польскими университетами и украинскими абитуриентами.
Говоря о том, что в Польше украинских абитуриентов принимают без отбора, Вы имеете ввиду контрактную форму обучения или бюджет?
Те, у кого есть Карта поляка, имеют такие же права доступа к образованию, как и жители Польши – они учатся в государственных университетах Польши на дневной форме обучения бесплатно. Есть немного разнообразных стипендиальных программ, число людей на них по отношению к общему количеству относительно небольшое. Там будет, конечно, конкурсный отбор.
Конкурса не будет, если вы поступаете на платное. И там уже не зависит – государственный это ВУЗ или частный. Правда, государственный может провести конкурсный отбор из-за того, что он менее восприимчив к финансовым потерям. Для частных же это вопрос выживания. Сейчас даже можно встретить случаи, когда предлагают обучение на украинском языке, и это пользуется спросом.
То есть принимают даже без знания языка?
Да, есть такой абсурд.
Это именно в Польше?
В Польше. Украиноязычные учебные программы, украиноязычные учебные группы. Это дает ответ на вопрос: почему едут? Потому что очень мало кто разбирается, куда он едет и поступает. А какая перспектива у человека, который заканчивает украиноязычную программу в польском университете?
Слабая…
Да, слабая. Потому что язык – это один из гарантированных приобретений после окончания польского университета. Со знанием польского языка вы на равных условиях с поляками на рынке труда. Ваше преимущество в том, что вы можете позволить себе зарплату ниже, чем поляки, вы активнее ищете работу. Но это другая история. Понятное дело, что большинство не проводит серьезный детальный отбор: куда ехать, куда поступать, на что деньги тратить.
А как правильно провести отбор? Стоит ли доверять рейтингам ВУЗов?
Я вспомнил официальный рейтинг, на него польское правительство потратило много сил и средств. Это государственный рейтинг. Он оценивает именно научную деятельность. Почему это важно? Потому что научная деятельность – это то, что делает университет университетом. Если там нет науки, исследований, которые потом переходят в учебную аудиторию, то это не университет. И очень большой риск, что там происходит просто профанация учебного процесса. Как в большинстве украинских университетов, где лекторы, которые ничего не знают, с пожелтевшими конспектами...
Какой смысл в упомянутом Вами дипломе «европейского образца»? В Украине ведь их тоже выдают.
Я не зря сказал, что это мантра. Это по факту ничего не означает. Для польского правительства диплом польского университета означает определенное упрощение трудоустройства. Польское правительство двигается к тому, чтобы упрощать нахождение на территории страны выпускников польских университетов, которые являются гражданами другой страны.
Но они не действуют, например, как Канада. Канада создает намного больше условий для выпускников-иностранцев, чтобы после окончания университета они могли остаться в стране. Можно сказать, что Канада «охотиться на мозги». Есть специальные правительственные программы, чтобы привлекать студентов к обучению и потом оставлять.
Я думаю, что диплом европейского образца – это вопрос понимания. Да, у нас в стране их выдают. И, наверное, с 2013 или даже 2012 года можно было по желанию заказать себе отдельный экземпляр с переводом, чтобы показывать в зарубежных структурах. Но никто же этого не смотрит.
У нас же горят глаза, мы едем, потому что хотим остаться в Польше или поехать в другую страну. А возможно, есть такие, которые хотят поехать, чтобы вернуться и быть конкурентоспособными.
И какой процент студентов возвращается в Украину?
Таких данных нет.
Какие перспективы у украинских студентов устроиться заграницей на постоянную работу? Известны случаи, когда студентов в Польше не брали даже на подработку.
Трудоустроиться во время учебы они не могут не зря – это запрещает польское законодательство. Только недавно началась либерализация в этом вопросе – разрешили работать определенное число часов, если вы студент дневной формы. Кажется, 12 часов в неделю. До этого вообще было запрещено. Работодатель не имеет права вас официально взять на работу. После окончания ситуация совершенно другая.
В каких странах, кроме Канады, идет «охота на мозги»?
Немцы имеют либеральный режим пребывания на их территории после университета. Шведы с недавнего времени. Различные бывают вариации. Чаще всего, это продление визы или справки о постоянном проживании для того, чтобы вы за это время могли найти работу.
Вы говорили о многочисленном числе рекрутинговых компаний, целесообразно ли вывести их на государственный уровень?
Это очень скользкий вопрос, потому что сначала нужно найти ответ на другой: в чем интерес государства? Если интерес государства в том, чтобы обучать студентов в университетах лучше, чем в Украине, то можно смело организовывать. Если же интерес государства в том, чтобы потом каким-то образом вернуть высококвалифицированную рабочую силу, то в запуске таких программ нужно быть очень аккуратным. Такие программы должны непременно предусматривать возвращение. Но как вы заставите человека вернуться? Это действует только на стипендиальных программах, но по ним заграницу выезжает только незначительная часть.
Я вам больше скажу, украинские высокопоставленные чиновники ведут себя в этом вопросе очень непоследовательно. Посещая всякие ярмарки образования, они не осознают, что одним своим присутствием рекламируют это мероприятие. И когда, вместе с тем, украинское государство не имеет ни единой стратегической или тактической деятельности по поводу привлечения иностранных студентов в украинские университеты, это выглядит немного забавно. Украинский чиновник все-таки по своему призванию должен рекламировать украинские ВУЗы для иностранных студентов, строить промо-кампанию, чтобы привлекать инвестиции в украинское высшее образование.
Согласно исследованию CEDOS, наибольшим спросом у студентов пользуются общественные и гуманитарные науки. С чем это связано?
С тем, что они – лентяи. Учиться на таких программах намного легче, это же ни для кого не секрет. Вы не схалтурите на физико-математических, естественных, технических науках. На гуманитарных инфляция оценки намного выше, и, соответственно, на этих учебных программах вы можете продержаться. В принципе, если мы посмотрим разрез по областям знаний, то общественные науки преобладают во всех странах. Не просто среди иностранцев, но даже среди студентов-граждан страны. Это нормальный процесс.
Украина также принимает иностранных студентов. Какие ВУЗы пользуются наибольшим спросом?
Больше всего принимает Харьков: Каразина, мед, ХНУРЭ, ХПИ, ХАИ. Потом идет Киев, а дальше уже разбрасываются другие города. Много было в Крыму, но после оккупации кажется пять тысяч иностранных студентов были переведены в университеты на подконтрольной Украине территории.
В основном мы работает с постсоветским пространством и странами Ближнего востока. Постсоветское пространство – это преимущественно Туркменистан, Азербайджан. Кстати, оттуда едут учиться на экономические программы, как украинцы едут в Польшу на общественные науки. Студенты из стран Ближнего востока или Индии и Пакистана больше заинтересованы в медицинских программах.
Определенный промежуток времени мы пользовались популярностью среди марокканских студентов, но с 2012 года марокканцев начали переманивать румынские университеты. Причем очень простым способом: они начали открывать франкоязычные программы.
Для румынов франкоязычные программы открывать не так-то и трудно, потому что румынский язык – восточно-романский и, соответственно, есть определенные родство между французским и румынским языком. Кроме того, Румыния – страна ЕС.
У нас очень провисает англоязычная направленность. Я присутствовал на лекции в медицинском университете, где студентам читали лекцию с переводчиком. Это абсурд и профанация, потому что теряется терминология и абсолютно все. Мы не конкурентоспособные в сравнении со странами, которые пользуются наибольшей популярностью на рынке международного образования. Поэтому мы не выходим за границы постсоветского пространства или Ближнего востока. Хотя если мы посмотрим, куда молодежь оттуда ездит больше всего, то Украина там тоже будет «в хвосте». К нам едут уже волны, которые не нашли себя в Великобритании, США, Австралии. Образование у нас намного дешевле.
Но и уровень знаний другой...
Да. Это ниша. Так же и украинцы сидят по нишам, когда выезжают заграницу. Есть определенная ниша, которая едет в польские университеты, есть ниша, которые едет в Германию, в Чехию. По разным характеристикам эти ниши между собой отличаются. Первая характеристика – это мотивация. Вторая – платежеспособность. Если вы поедете в Испанию, Италию, США, Великобританию, то учеба там платная, во-первых. А, во-вторых, дороже, чем в других странах. Во Франции для иностранцев учеба тоже платная, но символичная, выходит 300 евро в год. В Австрии есть фиксированная плата для иностранцев, она в 2013-2014 не превышала 760 евро в год. Так оно по нишам и развивается.
В этом году только два украинских ВУЗа попали в британский рейтинг Times Higher Education World University Rankings. Как увеличить статистику?
Как считают рейтинги? Большая часть идет на опросы в академическом сообществе или же среди работодателей. Начните рекламу на иностранном уровне. Лучшая ее составляющая – это привлечение интсранных студентов, которые потом будут где-то трудоустраиваться. Но что нужно для того, чтобы иметь возможность привлекать иностранных студентов? Нужно намного выше качество этих программ, чтобы наука появлялась в университетах. Можно еще повысить индекс цитирования публикаций украинских преподавателей. Для этого нужно, чтобы они владели английским языком и проводили настоящие исследования. Нужно работать над интернационализацией, которая идет через повышение качества. У некоторых украинских университетов есть перспективы немножко подпрыгнуть
Какие ВУЗы Вы имеете ввиду?
Шевченко, Каразина, ХПИ, ХАИ, Сумской государственный университет, Львовский политехнический. Могилянка никогда не появится в рейтинге.
А львовский Франко?
Если бы они не занимались разбазариванием своей базы, могли бы попасть. Но так повелось, что им было дороже открывать разнообразные факультеты журналистики, международных отношений и т.д.
Это все зависит от того, как будет реформировано распределение средств на научные исследования в Украине. Если дальше на университеты от всего государственного финансирования будет идти 7%, а остальное оставаться в Национальной академии наук, Национальной медицинской академии наук, Национальной аграрной академии наук, художественной академии наук, педагогической, то наука в университетах не появится.
Согласно исследованиям центра, в прошлом году порядка 53 тысяч украинских студентов выехали заграницу. Насколько изменится цифра?
Она будет 100% больше. Мы знаем, что в Польше в 2014-2015 годах было, у нас нет данных из других стран. Но предыдущие тенденции показывали, что они росли. Единственное, что могло бы сдерживать, это девальвация гривни, но в Польше она не сдержала. И, соответственно, нет больших предпосылок, что в других странах сдержит. Как я уже сказал, это ниши.
Вы в Германии можете учиться абсолютно бесплатно, платя только за свое проживание. В Чехии так же, если вы учитесь на чешской языковой программе. Если вы и до этого учились в Англии не на стипендии, то вы богатый человек, на вас это не сильно влияет. Или Испании, Италии, США, Канаде.
Предпосылки, которые и до этого существовали и толкали за границу: падение качества в украинских университетах, глобализация, более смелое поколение детей, которые могут сразу после школы поехать куда-то учиться. Эти тенденции тектонические, которые очень глубоко сидят. Они не остановились, и дальше будут продолжать толкать. Самое обидное, что у нас уже сейчас есть статус-кво в отношении тех, кто выезжает, и тех, кто к нам приезжает, по количеству. И дальше пропорция будет еще больше расти, то есть выезд будет больше, чем въезд. Мало того, есть очень четкое географическое деление – к нам с востока, а мы – на запад. И мы также эту тенденцию не переломим.
FaceNews задал несколько вопросов украинским студентам, которые выбрали учебу за границей.
Максим 23 года, студент University of Exeter, Англия
Почему выбрали учебу за границей?
Из-за перспектив. Наличие диплома зарубежного ВУЗа с хорошими оценками увеличивает твои шансы начать карьеру в фирме «с именем», получая при этом зарплату, соответствующую уровню твоей подготовки. Помимо этого, учеба здесь – это перспективы в плане налаживания профессиональных связей по всему миру.
Вы учитесь в частном или государственном ВУЗе? Почему выбрали именно его?
Здесь нет понятия «государственного ВУЗа». Все происходит на коммерческой основе. Безусловно, ты можешь выиграть грант/стипендию, но полностью твои расходы они не покроют. ВУЗ выбрал из-за его рейтинга. Началось все, честно говоря, с обычных поисковых запросов: топ-10 ВУЗов по моей специальности. Он входит в десятку лучших по стране, в этом году вошел в топ-100 по версии Times. Университет достаточно большой – у нас 2 кампуса (что-то вроде университетского городка) в моем городе, и один - в соседнем графстве.
С какими трудностями столкнулись за время учебы?
Особых трудностей нет. Система построена так, что тебе помогут со всем, чем нужно, главное – не стесняться обращаться за помощью. «Полевой опыт» намного ценнее, и в англоязычном окружении языковые навыки развиваются намного быстрее.
Как в ВУЗе относятся к иностранцам?
Как и к остальным студентам. Иностранцы, честно говоря, ценны для университета. Стоимость обучения для иностранца при условии, что он не из зоны ЕС, в разы выше, чем для поданных Ее Величества. Это не считая трат на проживание и т.д. Также толерантность здесь в крови – дискриминация здесь чревата негативными последствиями для человека, нетерпимого к другим. Поэтому здесь обычным явлением будет увидеть как, например, сообщество, поддерживающее Израиль, и сообщество, поддерживающее Палестину, раздают информационные листки, находясь при этом на относительно недалеком расстоянии друг от друга.
Есть ли перспектива трудоустройства?
Как я и говорил вначале - перспектива есть, как и везде. Правда, стоит учитывать, что ты не один такой. Поэтому нужно быть «на волне» - следить за любой возможностью хорошо трудоустроиться. Стоит также отдать должное университету - есть целый отдел, заведующий трудоустройством. В частности, для студентов бакалаврата они проводят тренинги, связанные с правильным составлением резюме, поведением на интервью и т.д.
К тому же, учитывая, что ВУЗ имеет высокий рейтинг, часто приглашают представителей фирм для проведения презентаций. Во время таких мероприятий можно познакомиться и обменяться контактными данными с приглянувшейся тебе компанией, в перспективе – твоим работодателем.
Ваши общие впечатления от учебы?
Интересно, ново, подход отличается от украинского. Здесь никто не бегает за тобой, чтобы ты сдал долги. Рыночные отношения – ты заплатил за услугу (учеба), университет ее предоставил (лекции, семинары, оценка знаний). То, что ты не пользуешься своим оплаченным продуктом - твоя головная боль и проблема. Не будешь справляться - отчислен. Учитывая стоимость, это достаточно стимулирует на учебу. ВУЗ достаточно в больших объемах финансируется частными лицами, что сказывается на доступных здесь технологиях. У нас есть лаборатории с массивными сенсорными столами, современные компьютерные классы, 3-уровневая библиотека, доступная 24 часа в неделю, после 8 вечера доступ по личной карте (одновременно студенческий).
Библиотека работает почти круглый год, за исключением пары дней на Рождество. Есть комнаты для групповой подготовки к занятиям, во всех комнатах есть розетки, так что все приходят с ноутбуками и много людей в библиотеке проводят целый день. Здесь абсолютно нормально оставить ноутбук и пойти перекусить – никто и пальцем его не тронет. В целом, мой университет – это то, каким он должен быть.
Чего не хватает украинским ВУЗам?
Я бы сказал – правильного подхода в организации учебного процесса, учебных технологий. То, что я описал выше – лишь малая часть того, что есть здесь. К тому же, социальной жизни студентов здесь уделяется большое внимание. Проводятся разные мероприятия, огромное количество кружков по интересам: спортивные, языковые, профессиональные, кружки по известным произведениям типа «Властелина Колец», «Гарри Поттера» и так далее. Каждый может подобрать себе по вкусу.
Также в сентябре перед началом учебы проходит так называемая «Неделя новичков». Поступившим на учебу дарят стартовый набор: футболка с символикой университета и проспект, в котором указаны время и место проведения ознакомительных встреч абсолютно всех сообществ. В конце этой недели, в субботу, проходит регистрация в сообщества. Выбирай приглянувшиеся и регистрируйся, ограничений по количеству нет. Стоит сказать, что при регистрации ты платишь вступительные взносы. Это необходимость, потому что кружки – это инициатива студентов, администрация университета практически не вмешивается в деятельность сообществ, следовательно, они в большей степени на самофинансировании.
Инна, 20 лет, абитуриент Ruhr-Universität, Германия
Почему выбрали учебу за границей?
После двух лет обучения в украинском ВУЗе на специальности «Журналистика», я поняла, что мне хотелось бы продолжить обучение в магистратуре за границей. На тот момент у меня было хорошее знание английского языка. Это открывало возможность обучения во многих странах на магистерских программах по моей специальности. Так как в Украине кредитно-модульная система ECTS, то мне приходилось выбирать из тех государств, где признают мой диплом бакалавра. Выбор пал на Германию.
Вы планируете учиться в частном или государственном ВУЗе?
Обучение в государственных ВУЗах этой страны является бесплатным, в том числе для иностранцев. Но для этого необходимо сдать экзамен на знание языка на уровне носителя. Так называемый TestDaf. Его сдача стоила мне немалых усилий! Теперь передо мной открывались новые возможности. Для поступления я выбрала Рурский университет в Бохуме — первый новый университет, открывшийся в послевоенной Германии.
Почему выбрали именно его?
Для себя я выделила много преимуществ обучения в ВУЗе этого государства. Первое – это совершенствование языка. В отличие от моего украинского университета, здесь я сама себе выбираю предметы и составляю расписание, что очень удобно, когда студенты занимаются подработкой.
Я учу только то, что считаю действительно полезным для своей профессии и не распыляю внимание на предметы общего цикла. Главное – набрать определенное количество кредитов ECTS, сдать все семинары и устные экзамены. В Украине мне приходилось учить логику, историю, педагогику, что я всегда считала лишним! Украинским студентам не хватает мобильности. Также в Германии огромное внимание уделяют исследовательской деятельности. Остро стоит вопрос с учебниками, их не найти в Интернете. Причина этому – очень строгий закон в отношении авторских прав. В отличие от библиотечной тишины моего родного украинского ВУЗа, здесь студенты соревнуются в том, кому же достанется то или иное учебное пособие! Во время учебы есть возможность проходить практику на ведущих предприятиях и фирмах Германии.
Интересно здесь проходят уроки физической культуры. Студенты сами выбирают, что будут делать в этом семестре: кто-то предпочитает конный спорт, байдарки, бокс, кому-то интереснее футбол, баскетбол.
Чего не хватает украинским ВУЗам?
Я считаю, что украинским ВУЗам реально не хватает преподавателей-практиков. Самым большим их минусом является отсутствие мест для прохождения практики и реально низкий спрос на тех или иных специалистов. В Германии студенты, которые идут на практику, зачастую там и остаются работать на ближайшие годы. После окончания обучения здесь, мне дают визу еще на полтора года. Это шанс для студентов найти рабочее место.
Как в ВУЗе относятся к иностранцам?
Отдельно хотелось бы отметить огромный интернациональный коллектив студентов. Когда в университете учится более 50 разных национальностей, то стирается граница в недопонимании друг друга, и все чувствуют себя большой интернациональной семьей.