Бюджет-2016: чего ждать украинцам
В 2015 году ВВП, по прогнозам правительства, должен был упасть на 4%, а фактически упал на 15-16%. Как заявил экс-министр экономики Владимир Лановой, из-за реальной ситуации в экономике Украины в следующем году роста не будет. «Экспорт упал на 40%, нет новых рынков, к рынкам ЕС мы только готовимся, а это сложный процесс», – объясняет он. По словам Ланового, чтобы внутренняя экономика поднялась, должна быть стабильная денежная единица, малый и средний бизнес, банковская инфраструктура. Предварительный анализ бюджета-2016 экс-министр экономики презентовал на пресс-конференции в «Главкоме».
В 2015 году ВВП, по прогнозам правительства, должен был упасть на 4%, а фактически упал на 15-16%. Как заявил экс-министр экономики Владимир Лановой, из-за реальной ситуации в экономике Украины в следующем году роста не будет. «Экспорт упал на 40%, нет новых рынков, к рынкам ЕС мы только готовимся, а это сложный процесс», – объясняет он. По словам Ланового, чтобы внутренняя экономика поднялась, должна быть стабильная денежная единица, малый и средний бизнес, банковская инфраструктура. Предварительный анализ бюджета-2016 экс-министр экономики презентовал на пресс-конференции в «Главкоме».
Владимир Лановой |
Приходит 2016 год, и мы видим, что все остается, как есть. Напечатаны страниц двадцать нового бюджета. Половина из них – раскрытие формулы финансовых медицинских расчетов. Хотя закон о бюджете не должен содержать формулы или расчеты. Но что значит, на 20 страниц написать о доходной, расходной, общем фонде бюджета и больше ничего?
Я вам напомню, что в украинской практике, как правило, в парламент и общественности подавался двухтомный бюджет, были годы, когда четыре тома подавались. Отдельный том был о местных бюджетах и различных программах для местных нужд. Был и целый том расчетов по каждому виду налогов. В США десять томов только приложений к бюджету. Приложений, которые показывают, например, как идут расчеты на армию, сколько идет на одного военного, на другие какие-то нужды. Вот что такое бюджетный процесс. У нас же такого нет. Мы не знаем сколько на какие программы тратится, не можем их посмотреть и оптимизировать. У нас в бюджете ничего не сказано, а вне бюджета нам выдают информационные вбросы: «Мы дадим 40 миллиардов, мы дадим еще 5 миллиардов…». Куда и зачем – никто не знает.
Приоритеты нужно объявить. Правительство, которое не заявляет о приоритетах, уклоняется от политической функции. Потому что его миссия сказать, что мы строим. Я не спешил критиковать правительство в первые месяцы его работы, но мы приходим к выводам, что оно не знает, чего хочет. Люди не приходят со своим видением движения в той отрасли, в системе, в институциях, на территориях. Они приходят к власти, чтобы заработать деньги, если прямо говорить.
Пенсионный фонд опустился. Когда после принятия решения о налогообложении пенсий выше 3 тысяч гривень для тех, кто работает, он всех обложил этим налогом, и 2-3 месяца люди не могли понять, почему им уменьшили выплату. Только через пару месяцев людям объяснили причину: они не предоставили справку, что не работают. Что дальше происходит? Люди просят о возмещении, в Киеве эти деньги не возвращают пенсионерам еще месяц-два, а в регионах – 6-7 месяцев. Это просто нарушение прав. Если бы пенсионеры были более активны, могли бы быть куда более серьезные и конфликты, и судебные разбирательства.
Я просто хотел сказать, что есть определенные требования к политикам и бюджету. Ведь государственный бюджет придуман не для того, чтобы гонять деньги вверх и вниз, и крутить их, как это себе Яценюк представляет с субсидиями. Он говорит: мы поставим большую цену, тогда будет больше субсидий, и мы из бюджета вам дадим больше денег. Но что происходит? Субсидии идут этому же правительству, правительство их дает тому же НАК «Нафтогаз», тем же коммунальным предприятиям. То есть деньги просто крутятся.
Яресько сказала, что ВВП у нас вырастет до 600 миллиардов, как в Швейцарии, но по правильному расчету будет 220 миллиардов, то есть в три раза меньше, чем она рассчитала. Мне как экономисту не понятно, кто руководит государством, если они не умеют считать. Нам нужно 10-20% роста в год, потому что падение у нас 16%. У нас сейчас 51% ВВП от уровня 1990 года. Нам не нужны условия, когда половина населения просит милостыню и больше половины молодежи без работы.
Возвращаемся к бюджету. Будет ли в следующем году 2% роста ВВП и 12% инфляции? Правительство ничего не сказало о том, какие механизмы будут действовать, чтобы изменить ситуацию от падения 16% к росту плюс 2%. Они говорят, что у нас уже наблюдается рост на 1%. Это рассчитывал Нацбанк, причем посчитали от третьего квартала ко второму. Но так никто не считает движение экономики, потому что все кварталы определяются своей сезонностью. Наивысший объем ВВП производится в четвертом квартале, меньше – в третьем, еще меньше – во втором, и меньше всего – в первом. В первом квартале много нерабочих дней, во втором – всегда больше. Сезонность третьего квартала определяется тем, что это сбор урожая, закупки на зиму – здесь ВВП всегда увеличивается. В четвертом квартале все капиталы поступают ко вкладчикам. Поэтому это не означает, что четыре квартала этого года дадут какой-то рост по сравнению с четырьмя кварталами того года. Странно, что МВФ и Всемирный банк этого не понимают.
В 2015 году по прогнозам правительства ВВП должен был упасть на 4%. Фактически упал на 15-16 %. Что это значит? Если о будущем году они говорят, что будет +2%, то по аналогии, я думаю, что будет 7-8%, 9-10% падения. Если они говорили, что в этом году инфляция будет 19%, а уже есть 51%, возможно будет рост. Ведь будут расти цены на продукты, плюс траты семей на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергия повысит инфляцию во всех отраслях.
Нашему правительству экономические показатели по боку, они на них не обращают внимание. Они отчитываются: мы увеличили доходы бюджета в этом году на 35%. Но почему 35%? Потому что инфляция 50%. Потому что девальвация была два раза. Вот вам и искусственное надувание бюджета.
Анализ говорит о том, что роста пока не будет и это не связано с какой-то динамикой или процентами, это связано с реальными делами в экономике. А в экономике экспорт упал на 40% и нет новых рынков. К рынкам ЕС мы только готовимся, а это серьезный процесс, связанный в первую очередь с промышленными объектами. Мы же все откладывали, а нужна сертификации, договоры, деньги нужно искать. То есть не так просто заменить рынки, к сожалению.
Второй момент связан с нашими перспективами роста или падения. Дело в том, что рост даст не внешняя, а внутренняя экономика. Внутренний рынок нужно расширять, чтобы производство имело продажи на внутреннем рынке. Значит нужно увеличивать зарплаты, рабочие места, должна расти платежеспособность. Как другие страны из этого выходят? Это все дает малый и средний бизнес. Потому что малый и средний бизнес покупает и мебель, и автомобили, и электроэнергию оплачивают.
Чтобы внутренняя экономика поднялась, нужно иметь твердую денежную единицу, нужно иметь малый и средний бизнес. Для того, чтобы эти процессы пошли, нужно иметь банковскую инфраструктуру. А сейчас банки не работают с предприятиями. Предприятиям дают немного, но кто? В олигархических холдингах всегда есть банк, который кредитует свои предприятия. Они могут быть убыточными, но эти банки берут кредиты в центральном банке и финансируют предприятие при любых обстоятельствах. Пока оснований, чтобы параметрические показатели росли без создания банковского сектора, нельзя ожидать. Поэтому я пока воздержусь от того, что в следующем году у нас будут позитивные показатели.