Реформа здравоохранения в Украине начнется с автономизации медицинских учреждений. В понедельник чиновники презентовали общественности два пакета законопроектов по автономизации: правительственный и альтернативный, подготовленный парламентским Комитетом по вопросам здравоохранения. Присутствующие на презентации эксперты одними из главных рисков реформы отмечают приватизацию медицинских учреждений и отсутствие конечной даты автономизации. Кроме того, все как обычно упирается в деньги: больницы нужно не просто автономизировать, их нужно улучшать, а в бюджете денег нет. Как известно, реформа здравоохранения включена в стратегию развития «Украина -2020» как приоритетная.
Заместитель Квиташвили: Нужно говорить об общегосударственном обязательном медицинском страховании
Вопрос автономности важный, но нужно думать о гарантиях доступа к медицинской помощи, считает заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский.
Виктор Шафранский |
Министерство здравоохранения настроено на работу, мы абсолютно понимаем, что нужен комплексный подход. Мы сейчас говорим о законе об автономизации, и мы готовы присоединиться к его доработке. Но нужно идти дальше.
Мы должны говорить об общегосударственном обязательном медицинском страховании, мы должны говорить о гарантированном доступе пациента к медицинской помощи не зависимо от того, где он живет – в Киеве или в глухом районном центре. Вопрос автономности важный, но нужно думать о гарантиях доступа к медицинской помощи. Мы должны говорить о гарантированном государством бесплатном медицинском перечне, который будет предоставляться не смотря на то, какой юридический статус будет иметь то или иное учреждение после автономизации.
Ольга Богомолец: Автономизация без понимания может стать опасной
Народный депутат, глава парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец выразила готовность поддерживать автономизацию, но без рисков приватизации медучреждений.
Ольга Богомолец |
Комитет готов максимально поддерживать автономизацию, но без рисков приватизации медицинских учреждений. Именно приватизация позволила в 90-х создать все наши кланы олигархов, которые и сегодня кладут прибыль себе в карман. Поэтому-то риск банкротства на сегодня недопустим. На этой неделе в Верховной Раде будет рассматриваться проведение парламентских слушаний по реформе здравоохранения, чтобы была создана общая карта, пошаговая программа действий. Чтобы люди чувствовали себя защищенными и понимали, что их жизни и здоровье в ответственных руках.
Я очень надеюсь, что реформа здравоохранения будет начинаться с утвержденных европейских клинических протоколов, с разграничения медицинской услуги и помощи, с утверждением базового пакета медицинских услуг, за который государство будет гарантировать оплату. Потому что автономизация без понимания того сколько, каких, за что будут уплачены средства, теряет реальный смысл и может стать огромной опасностью.
О юридических рисках
Сегодня государственные учреждения не являются банкротами только потому, что у них нечего забрать. О возможных приватизационных рисках и рисках банкротства рассказала адвокат Юлия Черкашина.
Юлия Черкашина/ Марина Слободниченко |
На самом деле, конечная цель общая – оба пакета законопроектов предусматривают предоставление государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения определенную автономность. Но разница законопроектов в том, что субъекты законодательных инициатив по-разному видят подходы для ее реализации.
Первый нашумевший риск – приватизационный. Всем известно, что сейчас государственные и коммунальные учреждения здравоохранения существуют в форме бюджетных учреждений. Согласно правительственному законопроекту предусматривается, что бюджетные учреждения – государственные и коммунальные – могут превратиться в коммерческие или некоммерческие предприятия. Ничего криминального мы тут не видим. В дальнейшем, после превращения бюджетных учреждений в государственные и коммунальные коммерческие или некоммерческие предприятия, они имеют право корпоратизироваться в акционерные общества или ОАО. То есть у бюджетного учреждения, которое представляло собой заведение любых управленческих функций, появляется уставной капитал с акциями, частями, которые, конечно, на 100% принадлежат государству. Но именно эти акции и части могут стать предметом купли-продажи в интересах частного инвестора. В этом и заключаются возможные приватизационные риски.
Второй риск, который выплывает из этого же – это риск банкротства государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. Сегодня государственные учреждение (и это не только в системе здравоохранения) не являются предметами банкротства, потому что они не имеют имущества. У них нечего забрать. Как только они превращаются в коммерческие, а потом в акционерные товарищества, они автоматически становятся субъектами банкротства.
О предложениях
Деньги следуют за пациентом – это основной тезис, который должен быть в законопроекте, заявляет юрист Марина Слободниченко.
Основной момент, на который я хочу обратить внимание – объект финансирования. На самом деле объектом финансирования должна быть услуга о предоставлении медицинской помощи учреждениями здравоохранения. Деньги следуют за пациентом – это основной тезис, который должен быть в законопроекте.
Есть позитивные сдвиги автономизации, которые предлагаются сегодня. Финансирование услуги, а не койко-место, то есть опять деньги следуют за пациентом. Открытие счетов в государственных банках. Как правительственный, так и альтернативный законопроект не предусматривают возможности открытия счета в государственных банках и обслуживание казначейских счетов. Сегодня такое несогласование ликвидировано, и предусматривается финансирование исключительно с привлечением средств и их следованием через государственные банки. Самостоятельное утверждение штатного расписания в новом законопроекте, которое дает больше автономизации, больше прав учреждениям здравоохранения. Реорганизация возможна для всех. Коммунальное предприятие или государственное учреждение могут принять решение о реорганизации.
Олег Мусий: Альтернативный законопроект – это спасение ситуации
Он был внесен с целью сделать невозможными риски раскрадывания в системе здравоохранения, которые содержатся в правительственном законопроекте, говорит заместитель главы Комитета ВР Украины по охране здоровья Олег Мусий.
Олег Мусий |
Я однозначно выступаю за автономизацию учреждений здравоохранения, поэтому принятие этих законопроектов я рассматриваю как первую ступень к будущей реформе. Реформа стартует. Это будет системная реформа, а не латание дыр, как происходило в течение 24 лет. Появление долгожданной автономизации в виде правительственного законопроекта должно было бы спасти ситуацию, но проанализировав риски, которые несет этот законопроект, мы, депутаты, которые работают в Комитете по здравоохранению, не ошиблись, когда внесли альтернативный законопроект. Он был внесен исключительно с целью сделать невозможными риски разворовывания в системе здравоохранения, которые содержатся в правительственном законопроекте.
Безусловно, вся эта катавасия с двумя законопроектами, альтернативным и правительственным, меньше занимают смысловую плоскость, а больше политическую. Комитет, и я с этим согласился как автор альтернативного законопроекта, понимает, что министр или кто-нибудь из правительства не может согласиться на внесение каких-то изменений – это вне компетенции исполнительной власти. Потому что законопроект передан исполнительной власти, и теперь исключительно в ее компетенции менять что-то или не менять.
А теперь представьте себе, что между первым и вторым чтением голосования по правкам, народные депутаты их не принимают. И что тогда? Поэтому абсолютно нормальная тактика, предложенная Комитетом и мной, что на доработку отправляется именно депутатский законопроект, а депутаты Верховной Рады, в отличие от Кабмина, могут внести на следующий день согласованный законопроект. Именно такую цель преследуют Комитет и я, в том числе. Потому что сегодня, не смотря на заявление Министерства, что они готовы снять риски, мы не увидели законопроекта с их стороны со снятыми рисками.
Со вторника Верховная Рада будет заседать четыре дня. Внесены или нет эти законопроекты в повестку дня, я пока не знаю. Комитет рекомендовал правительственный законопроект отклонить, а альтернативный направить на доработку. Если 226 человек за это проголосуют, я в тот же день отзываю свой законопроект и мы, как минимум 5 нардепов, вносим доработанный всеми, который сегодня всем вам раздали. Надеюсь, Министерство здравоохранения его одобрит.
Эксперт «РПР»: Главный риск автономизации – отсутствие конечной даты
Эксперт «Реанимационного пакета реформ» Павел Ковтонюк рассказал об основных рисках законопроектов и причинах разногласий между авторскими группами.
Павел Ковтонюк |
Что скажете о дискуссии?
Появилось, по крайней мере, какое-то пространство для компромисса. Были какие-то межличностные, коммуникативные проблемы между Комитетом и Минздравом, которые просто не позволяли людям сесть и технически выйти с одним законопроектом. На самом деле, там довольно немного юридической работы, чтобы согласовать позиции. Но плохая коммуникация между ними привела к тому, что этого не произошло. Сегодня я почувствовал, что какое-то пространство для взаимопонимания появилось. И, в принципе, это позитив. Будем ждать следующей неделе, действительно ли Комитет услышит Министерство, а Минздрав открыто придет к Комитету. Если они поймут друг друга, все будет нормально.
Как оцените перечисленные риски? Действительно ли они такие устрашающие?
В реформах всегда взвешиваешь риски и результаты: нужно достичь радикальных результатов или принять что-то такое безопасное и не достичь результатов. Я знаю, что когда Министерство разрабатывало эти законопроекты и давало широкую автономию больницам, они брали на себя определенный риск ради увеличения привлекательности учреждений для инвестиций. Ведь нам нужно не просто автономизировать больницы, их нужно улучшать. А в бюджете денег нет.
Действительно, экспертное управление ВР дало вывод, в котором сказало, что риски приватизации есть, и оно не рекомендовало бы эту норму включать. Министерство согласилось. В этом плане сегодняшний разговор был не актуален, потому что Министерство несколько раз открыто заявляло, что готово убрать эти риски, убрать коммерческий формат больницы. Сейчас есть больший риск – у этой реформы, автономизации, должна быть конечная дата.
То есть главный риск – это отсутствие дедлайна?
Да, это критически. Собственно, без дедлайна можно вообще не принимать никакие законопроекты, потому что любой местный совет может превратить свою местную больницу в некоммерческое предприятие. Для этого не нужен новый закон. Новый закон необходим для того, чтобы по Украине началась широкая автономизация, чтобы больницы знали, что начиная с 2017 года, не будучи автономизированными они не смогут получать деньги. И для них будет мощный стимулом становиться независимыми. Если это забрать – они никогда не сделают этого. Инерция в системе очень большая, всем удобно, как есть.