Украина не готова к отопительному сезону. В преддверии его старта прогнозы экспертов неутешительные – газа и угля будет не хватать. Украинцев ждут снижение нормативных температур в помещениях, веерные отключения, перевод промышленных предприятий на ночной режим работы. По словам директора специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, о том, что страна не успевает подготовиться к зиме, было известно еще в марте. В разговоре с FaceNews эксперт подчеркнул: состояние топливно-энергетического комплекса намного отличается от того, что хотели бы видеть руководители государства. «Они оперируют исключительно виртуальными показателями и не знают, что такое реальная экономика», – добавил Рябцев. Также FaceNews расспросил эксперта о поставках российского газа в Украину, ценах на топливо в Европе и перспективах Украины на мировом энергетическом рынке.
Геннадий Рябцев |
Украина готова к отопительному сезону?
Все зависит от того, что понимать под словом «готова». Если понимать количество записей в Facebook и Twitter, число пресс-конференций и брифингов представителей исполнительной власти, ответственных за подготовку, то готова. Но если оценивать по реальным показателям – по объемам запасов, которые сформированы, по количеству подписанных договоров по поставкам энергоресурсов, по объемам реального энергосбережения – не готова.
Начинать готовиться к зиме нужно было сразу же после новогодних праздников. А о том, что Украина не успевает, эксперты в этом направлении говорили еще в марте. Но вспомнили об этом опять за месяц-два до начала отопительного сезона, и оказалось, что реальность намного отличается от того, что хотели бы видеть руководители страны. Они считали, что все будет работать само по себе, что рынок все урегулирует, но представление наших руководителей о рынке где-то на уровне 50-60-летней давности. Тем более, рынок вообще еще не сформировался, и его нужно формировать.
Непрофессионализм тех, кто сейчас готовит страну к зиме, может привести к очень тяжелым последствиям. Не дай бог, зима в Украине будет не такой теплой, как прошлая. Тогда у нас не хватало газа, но был уголь. В этом году – ни газа, ни угля нам будет не хватать. А все проблемы, которые будут возникать в нынешнем сезоне, власть успешно переложила на плечи граждан. Последствием этого будут организационные мероприятия, внедренные энергетическими монополистами и органами исполнительной власти.
О каких организационных мероприятиях идет речь?
Это снижение нормативных температур в помещениях, распределение энергоносителей в ручном режиме по непрописанным правилам. Это веерные отключение неприоритетных, по мнению монополистов, потребителей, увеличение продолжительности каникул в учебных заведениях, перевод промышленных предприятий на ночной режим работы. И это рассказы гражданам Украины о напряженной работе органов исполнительной власти в подготовке отопительного сезона.
Вы говорите, что в этом году нам будет не хватать угля. Почему эта проблема возникла? Ведь в «Укренерго» заявляли о позитивной динамике накопления угля на складах ТЭС, кроме того, уголь поставляют с оккупированных территорий Донбасса…
Потому что объемы добычи угля энергетически сократились почти наполовину. Потому что транспортировка угля не была надлежащим образом организована. Накопление антрацита происходит преимущественно на территории, контролируемой боевиками или на так называемом Луганском острове, который сейчас отъединен от другой части энергетической системы Украины. Также не было подписано соглашение о закупке и транспортировке угля со стран поставщиков. Тут можно называть большое число причин, в том числе банкротство тепловой генерации, у которой нет средств для закупки угля в тех объемах, в которых она закупала этот ресурс раньше.
Ранее Вы заявляли, что Украине не хватает около 8 млрд кубометров газа для нормального прохождения отопительного сезона. Плюс дефицит угля в пределах 7 млн тонн. Как представители официальной власти могут компенсировать нехватку?
Это будет проводиться за счет населения Украины, за счет уменьшения промышленного производства. Обратите внимание на то, кто руководит страной сейчас: Абромавичус, Яресько, Демчишин, Гонтарева, Пивоварский, Насиров, глава рынка электроэнергетики, глава «Укрспирта». Все они – инвестиционные банкиры. А инвестиционные банкиры не знают, что такое реальная экономика.
Они оперируют исключительно виртуальными показателями. Они не знают, что такое завод, что такое ЛЭП (линии электропередач – Ред.), что такое теплоэлектростанция. Они не знают, что такое антрацит и газовый уголь, что такое нефтепродукт и мазут, и сколько нужно времени, чтобы привезти лодку с углем из Североафриканской республики. Они живут в виртуальном мире электронных денег. Все они.
Они могут обеспечить хорошие макроэкономические показатели. Например, рост валового внутреннего продукта за счет увеличения числа спекулятивных операций с валютой. Рост ВВП благодаря сокращению населения Украины – ну, очень хорошо! Чем меньше населения Украины, тем больше ВВП на душу населения. То есть они делают все так, как сами понимают выход из кризиса. Только понимают они это совсем не так, как те, кто работают непосредственно на местах.
Владимир Демчишин уже заявлял, что зимой придется руководить ситуацией в ручном режиме и забирать газ у частных игроков для нужд государства… Это и есть то собственное видение выхода из кризиса, о котором Вы говорите? Насколько такой план возможен?
Этот план абсолютно нереален. Как он это понимает – взять и забрать частный газ? Можно, конечно, прийти в офис «Укрнафты» к Игорю Валерьевичу и сказать: Игорь Валерьевич, отдавай нам газ. И можно увидеть, какая реакция последует после этого. Мы видели, каким образом менялся менеджмент в на 100% государственной компании «Укратранснафте», вокруг которой «случайно» прогуливался Коломойский. Мы видим, какие проблемы возникают у государства, когда оно требует у «Укрнафты» оплату дивидендов. Хотя у «Укрнафты» – 50% плюс одна государственная акция.
Мы видим, когда тарифы поднимаются для одних, а для других – не поднимаются. Когда одни энергетические компании получают какие-то дивиденды, а другие – нет. Когда угольные предприятия раньше получали государственную финансовую поддержку, а сейчас эту поддержку сократили до нуля, при этом обещанный план компенсации еще не реализован.
Точно также происходит с рентной платой, которую повысили до 55-70%, в том числе для государственных предприятий, а потом говорят: мы будем увеличивать объемы внутренней добычи отечественного газа. Теперь же хвалятся тем, что инициируют уменьшение этой рентной платы. То есть ребята просто не понимают, за что они берутся и как руководить государством.
Минэнерго выступило с опровержением, заявив о «не соответствии действительности» информации «о якобы возможности отбора газа у частных предприятий».
Зависимость Украины от российского газа преувеличена
Что думаете о работе НАК «Нафтогаз»? Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко уже многократно говорил, что именно «Нафтогаз» загнал Украину в долги и его нужно ликвидировать…
НАК «Нафтогаз» очень хорошо работал, когда создавался. Концентрация финансовых и других ресурсов в одной структуре была рациональной и действующей. И когда все вокруг приватизировалось, то создание под одной крышей государственного монополиста имело смысл. Через создание таких вертикально интегрированных компаний прошли все страны. В некоторых из них, преимущественно на Ближнем Востоке, такие структуры еще сохраняются и получают достаточно большую прибыль, которая гарантирует благосостояние гражданам. Но при нынешних условиях, когда мы декларировали свое расположение к европейским принципам управления, то, что НАК «Нафтогаз Украины» остается в не реформированном виде, подтверждает, что никаких изменений в отношении выполнения договора об ассоциации в Украине не происходит.
НАК «Нафтогаз Украины» остается большим черным ящиком, из которого торчат уши тех, кто за счет средств «Нафтогаза» решает какие-то свои финансовые проблемы. Пока не будет обеспечена прозрачность всех добывающих отраслей, пока не будет создан либеральный рынок энергоносителей, ни о каких изменениях к лучшему в топливно-энергетическом комплексе говорить не нужно.
Могло бы избавление от энергетической зависимости от России привести к этим изменениям?
Во-первых, у нас преувеличенная роль России с точки зрения зависимости от нее. Например, страны Восточной Европы от поставки российских энергоносителей зависят немного больше, чем Украина. Наша зависимость от Российской Федерации сравнима с зависимостью Австрии или Федеративной республики Германии. Другое дело, что этот миф очень давно культивируется и в его сохранении заинтересованы как российские, так и украинские политики.
Можно было бы уже давно уменьшить зависимость от поставки российских энергоносителей до уровня, который считается нормальным для стран ЕС. То есть не больше 30% поставки одного энергоносителя от одного поставщика одной страны. К сожалению, реальных и практических шагов в этом направлении не сделано.
Газ остается болевой точкой. Я не вижу строительства коллекторов, которые бы позволили увеличить прокачивание газа в реверсном направлении. Нет ни подписания договоров с поставщиками газа собственной добычи, ни действий по поводу закупки или проектирования инфраструктурных проектов по поставке сжиженного природного газа, ни мероприятий для реального уменьшения газоемкости украинской экономики, которая в десять раз больше, чем в Польше.
Сколько денег нужно Украине, чтобы переориентироваться на мировой рынок и не покупать газ у России?
Существует рыночная цена газа, она устанавливается на соответствующих торговых площадках. Например, в той же Европе есть несколько так называемых хабов, где формируется спотовая цена газа (текущая рыночная цена – Ред.). Если ориентироваться на спотовую цену, то нельзя сказать, что российский газ дороже. Если брать в среднем, то российский газ для большинства стран Европы дешевле, чем любой другой газ. Поэтому нельзя сказать, что подписав договор с европейскими или североафриканскими или с любыми другими поставщиками, например, сжиженного природного газа, Украина выиграет финансово. Трубопроводный газ всегда дешевле, чем сжиженный.
Однако мы же пытаемся гарантировать свою собственную энергетическую независимость, поэтому нам нужно выполнять вот те условия, по которым должно быть не более 30% газа от одного поставщика от одной страны.
Есть три основных направления, которые бы обеспечили нашу энергетическую независимость с точки зрения поставки газа. Первое: уменьшение газоемкости ВВП, прежде всего, организационными, а не финансовыми мероприятиями. Определением тех точек, где газ используется менее эффективно, и концентрация в этих точках всех ресурсов. Второе: поддержка отечественной добычи. Не повышение рентной платы, а, наоборот, поднятие стоимости газа собственного производство к экономически обоснованному уровню. Потому что в структуре нынешнего тарифа стоимость собственно газа составляет только 7%. Все остальное – это услуги различных посредников и их расходы. Такая структура неприемлема. Третье направление: подписание соглашений и создание соответствующей инфраструктуры для транспортировки газа, который добывается не в России.
Какую именно инфраструктуру нужно создавать?
В советские времена сложилась такая традиция, что все газопроводы в Европе были построены для транспортировки энергоносителей с востока на запад. В основном это был советский газ и нефть, которые направлялись по этим трубопроводам в страны Европы. Не были предусмотрены трубопроводы, которые бы позволяли делать противоположное.
Последние лет 20 страны ЕС, реализуя свою энергетическую политику, создали на своей территории достаточно развернутую сеть трубопроводов, которая позволяет осуществлять переброс потоков российского и любого другого газа в нужных направлениях. Но такая система не задействовала Украину. То есть до Украины этот газ дойти не может.
Сейчас, фактически, мы занимаемся тем, что перекупаем у словацких, венгерских, польских, иногда румынских поставщиков избыток газа, который они купили в России вроде как для себя. Такая возможность есть, потому что в любом контракте имеется диапазон закупки. На самом же деле, этот газ не доходит до территории, например, Словакии, а идет на украинские нужды.
Это все является нарушением контрактов между европейскими компаниями и «Газпромом», поскольку реверс в таких контрактах запрещен. Для того чтобы избежать такой зависимости, нам нужно строить общими усилиями со Словакией, Польшей, Венгрией несколько соединительных трубопроводов, которые бы позволяли запустить большой реверс. То есть построить такой трубопровод, чтобы мы не зависели от труб «Газпрома», а могли использовать для своих нужд европейскую трубопроводную систему.
Государство забирает 45% от стоимости топлива на заправках
Почему, когда в мире дешевеет нефть, топливо в Украине дорожает?
Тем, кто забрасывают такие мысли в Интернет, нужно было бы сделать небольшие расчеты. Для этого нужны три вещи, кроме, конечно, калькулятора: цены на нефтепродукты, курс и розничные цены в Европе и Украине. Если все эти статистические данные у нас есть, то, сравнив, например, сентябрьские цены прошлого года и этого года, очень легко увидеть, что за этот период нефть в мире, соответственно нефтяные продукты, подешевела приблизительно на 48-50%.
Около 80% нефтепродуктов Украина завозит. Значит, чтобы купить нефтепродукты на европейском рынке, наши трейдеры должны выручить определенное количество гривень, перевести их в доллары, закупить нефтепродукты, привезти в Украину и опять-таки продать за гривни. Этот процесс в цикле. За этот же период, за которые нефть и нефтепродукты подешевели на 48%, доллар в Украине подорожал с 13 до 22 гривень. Если посмотреть, сколько это процентов, то мы увидим, что это порядка 67-70%.
Теперь розничные цены. По данным статистического ведомства Евростат с прошлого сентября по сентябрь этого года розничные цены на бензин в странах ЕС снизились на 13%. Обратите внимание: нефтепродукты подешевели на 48-50%, а розничные цены снизились на 13%.
В Украине за это же время, если перевести стоимость нефтепродуктов из гривни в доллар, окажется, что они подешевели на 20%. То есть цены на нефть снизились, европейский рынок на это отреагировал, снизив стоимость топлива на собственных заправках на 13%. А Украина отреагировала на снижение стоимости нефти снижением цен на нефтепродукты на 20%. Если бы не эксперименты с гривней, которая подешевела с 13 до 22, то мы бы получили намного большее снижение стоимости бензина и дизельного топлива, чем наши европейские коллеги.
Почему у нас больше снижение стоимости топлива? Потому что у нас меньшая платежеспособность населения. И трейдеры, понимая это, уменьшают стоимость бензина и дизельного топлива на своих заправках значительно больше, чем это делают их европейские коллеги. Другое дело, за счет чего происходит это уменьшение. Оно происходит за счет ухудшения качества топлива, за счет того, что в Украине реализуется большое число суррогатного топлива.
Это как-то контролируется властями?
Государству все равно – оно запретило проверки качества нефтепродуктов. Для него главное, чтобы цены были как можно выше, потому что, когда мы говорим о структуре розничной цены, государство забирает 45% от стоимости бензина и дизельного топлива на заправках. Тогда как собственники сетей кладут себе в карман 5%. Чем выше цены, тем больше государство кладет себе в карман.
В высоких ценах заинтересовано, прежде всего, государство. Те инвестиционные банкиры, о которых я говорил раньше. Потому что это больший оборот, больше возможностей для спекуляции. А трейдеры тут не при чем.
Если бы Украина начала покупать нефть в Европе, к примеру, как бы это повлияло на стоимость топлива?
А где бы она эту нефть перерабатывала? Нефтеперерабатывающая промышленность погибла благодаря тому же государству, которое вместо того, чтобы заставить собственников нефтеперерабатывающих предприятий модернизировать производство, каждый год продолжало разрешать производить топливо, которое не соответствует стандартам.
У нас действует только один нефтеперерабатывающий завод. А если посчитать еще газоперерабатывающие предприятия, то два. Один у «Украгазодобычи», которая не может выпускать нефтепродукты европейского качества. Второй – Кременчугский НПЗ, который контролируется финансово-промышленной группой «Приват», глубина переработки нефти на котором составляет 75%. Тогда как в Беларуси, Литве, Польше, даже в Румынии глубина переработки нефти колеблется от 85 до 92%. И качество тех нефтепродуктов намного выше, а стоимость ниже. У нас же все производится по технологиям, которые устарели еще 20 лет назад.