За последний месяц ситуация с мигрантами в Европе крайне обострилась. Число бегущих от войны и бедности жителей Сирии, Ирака и других ближневосточных стран бьет все рекорды. Эксперт по миграции аналитического центра CEDOS Андрей Солодько сообщил, что за ближайшие 2-3 года Европе следует ждать порядка 2 миллионов мигрантов. Он также рассказал, что в 2015 году 9100 украинцев просили статус беженца в ЕС. «Украина впервые попала в топ-10 стран, откуда беженцы приезжают в Европу», – говорит Солодько. В разговоре с FaceNews эксперт объяснил, почему большинство украинцев не получают в ЕС статус беженца, и как к беженцам из Украины относятся в Европе. Между тем, Евросоюз предпримет ряд конкретных шагов для контроля над миграционными потоками. Соответствующее решение было опубликовано на сайте Совета ЕС в понедельник, 14 сентября.
Андрей Солодько |
Гражданская война в Сирии идет уже давно. Почему именно сейчас вопрос беженцев стал таким «острым»?
Потому что они стали прибывать в Европу и стали «видимые». А начали они это делать только сейчас, потому что достаточно долго сидели в лагерях, которые, кстати, дезорганизовывались или UNDP (Программа развития ООН - прим.ред.), или Управлением охраны комиссара по делам беженцев в Турции, в Иордании. В лагерях мигранты проживали до двух лет, причем условия там намного хуже. Кроме того, если ты находишься в лагере, то работать не можешь – получаешь только гуманитарную помощь. Дошло до того, что комиссар ООН по делам детей, рассказывал о детях, работающих нелегально, чтобы прокормить родителей. Именно такое состояние неопределенности вынудило искать какие-то новые пути, и соответственно мигранты пошли на север Европы.
Кроме того, не забывайте, что есть много мигрантов, которые приехали в Европу достаточно давно. А в Европе достаточно долго (и это не только в Германии) рассматривается досье беженца. Это может занять 1,5-2 года. Но вот прошло время, получил статус, потом feedback, назад в Турцию. И как снежный ком, один поехал, второй, третий. Порядка 94% сирийцев получают статус беженца. Теперь это будет продолжаться. Поэтому, главное, все систематизировать. Я читал, что Германия усилила границу (Баварии с Австрией. – FaceNews)
Означает ли это временное возвращение границы, что Шенгенские соглашения под угрозой?
На самом деле, юридически Шенгенские соглашения нерушимы, и дальше есть свободное движение между границами, просто идет выборочная проверка. Германия сможет поставить вопрос перед Грецией, Италией и Венгрией о том, что они как раз и не выполняют свои шенгенские обязанности: не контролируют границу, не регистрируют мигрантов. Мигранты прибывают, и им легче их просто пропустить дальше на север. Конечно, они и физически не могут их регистрировать, потому что мигрантов слишком много, ну они этого не хотят по экономической причине.
Но для мигрантов ограничений нет. Они и дальше будут прибывать в Германию, будут регистрироваться. Проблема в том, что сейчас Германия стала как «Земля обетованная». Все туда едут. У нее достаточно позитивный имидж среди мигрантов, но они не понимают, что даже если приедут в Германию, то будут равномерно разделены в соответствии с квотами между странами ЕС.
А выбирать они могут?
Практически, у них нет права выбора места проживания.
Вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль заявил, что ФРГ «на гране возможностей» из-за скорости прибытия мигрантов. К чему может привести такой наплыв?
Меркель говорила, что Германия готова принять 800 тысяч мигрантов. То есть эта квота еще не заполнена. Но она, правда, сказала о 800 тысячах «в ближайшие годы». Но эти 800 тысяч – это только 40% тех, кто прибудет в ЕС. За будущие 2-3 года может прибыть порядка двух миллионов мигрантов. Все остальные – 1 миллион 200 тысяч – будут распределены между другими странами. Поэтому я думаю, что процедуры могут быть усилены, и пострадают мигранты из других стран. Причем, это будет не на уровне Германии, а на уровне Евросоюза. Скорее всего, будут какие-то обязательные квоты, а страны, которые не хотят принимать мигрантов, должны будут выделять какие-то средства в общий бюджет. Границы не закроются, но из-за сложных процедур большинство будет получать отказ.
Как европейцы относятся к мигрантам? Стоит ли ждать волну нетерпимости?
Я приблизительно знаю, как работают гуманитарные организации с беженцами во Франции, например, и в Венгрии. Так вот в Венгрии это все намного больше на примитивном уровне – есть беженцы, которые живут вокруг вокзала или парка. Уровень задействования гуманитарных или волонтерских организаций очень низкий. Если бы это было в Западной Европе, то объемы помощи были бы намного больше, они, кстати, в первую очередь формируются из внутренних пожертвований от населения. А вот в Восточной Европе, например, в Болгарии, среди сирийцев распространяется памятка, что не стоит там оставаться из-за высокого уровня ксенофобии.
Эксперты объясняют это тем, что 75% болгар никогда не встречали иностранцев. Но при этом они не любят сирийцев, скорее всего из-за того, что у болгар есть определенная нетерпимость к ромам. Они это как-то переносят. В Венгрии к тому же высокий уровень поддержки праворадикальных групп. Правительство фактически правительство опирается на партию «Йоббик».
В Западной Европе история больше связана с политическими мигрантами, и поэтому там все намного лояльнее. Однако Европе нужны мигранты. Об этом говорят и европейские политики, и исследования иммиграции. Европа нуждается в рабочих руках. И хотя во многих странах высокий уровень безработицы, граждане и мигранты претендуют на разные работы. Стандартный дискурс праворадикальных партий – «они занимают наши места» – не верен, потому что у мигрантов совсем другой уровень образования, языка, они идут на работу, на которую не пойдет гражданин страны.
В Германии уже начались подготовки дополнительных социальных работников, работников полиции, учителей. Вкладывают деньги в реставрацию жилья для мигрантов. На будущий год, кажется, предусмотрено 6 миллиардов, которые будут распределены между регионами. Планируется, что при грамотной политике интеграции мигрантов через несколько лет от этих инвестиций будет уже отдача в экономику.
То есть мигрантов расселяют?
Пока строят временные кэмпы, предусмотренные к зиме и поэтому утепленные. По форумам я смотрел, что реставрируют общежития и тому подобное. Кроме того, если мигранты подают на статус беженца и получают его, то имеют право на помощь на проживание. Ее размеры зависят от страны, но, например, в Германии – это 136 евро на человека в месяц. Кроме того, есть еще помощь на трамвайные расходы. Через три месяца после того, как подал документы, в Германии мигрант может работать. В Швеции можно работать уже на следующий день. А есть страны, где ты вообще не можешь работать, пока не получил статуса беженца.
66% мигрантов – мужчины
Вы сказали, что Европа нуждается в рабочих руках, соответственно, ждут мужчин среднего возраста. Женщинам-мигрантам получить статус беженца труднее?
На самом деле, женщинам не сложнее получить статус беженца, потому что на это просто не смотрят. Смотрят на соответствие критериям, которые предусмотрены Женевской Конвенцией. Но в данный момент 66% тех, кто прибывает – мужчины. Потому что им проще преодолеть путь, к примеру, из Сирии в Европу, проще найти работу. И, соответственно, когда мужчина получил статус беженца, он уже может просто пригласить членов своей семьи, и они безопасно прилетят на самолете из Стамбула в Берлин.
Способны ли мигранты социализироваться в европейском обществе?
Если будет грамотная интеграционная политика, они социализируются. Мы можем об этом говорить, потому что уже были прецеденты. Например, во время Балканской войны в 1993 году порядка 670 тысяч мигрантов приехали в 15 стран ЕС. Они интегрировались, большинство остались в Европе. То есть 15 стран смогли переварить такое количество людей. Сейчас же их 28. Если они примут эти два миллиона – все будет как-то соизмеримо.
Если столько людей выедет, может ли Сирия перестать существовать как страна?
Как страна Сирия не исчезнет. Если ее «перезапустят», будет какая-то международная помощь, то места сирийцев, которые не вернутся, просто займут другие из соседних стран. Кроме того, большинство сирийцев живут не в Сирии, а в Турции или странах Персидского залива, где, кстати, они не могут получить статус беженца, потому что там не ратифицировали Конвенцию. Они там как мигранты.
В 2007 Сирия приняла больше всего беженцев из Ирака. США к себе не пускала мигрантов, прикрываясь «мерами безопасности». Действует ли похожий выборочный принцип в отношении мигрантов в Европе?
Да, США больше ориентируются на беженцев из стран Латинской Америки. И беженцам из стран, где присутствуют американские войска, очень трудно получить статус. Вообще, чаще всего, мигранты прибывают в США на какое-то обучение.
В Европе более проблемно сейчас в странах, через которые проходят мигранты – Греция, Италия – они никого не принимают. Но у них и до войны был очень высокий уровень отказов, до 25%. Кроме того, все зависит от стран. У одних более жесткая политика, у других – менее жесткая. Но вообще лучше говорить не о выборочности, а о том, что страны вообще пытаются защититься от беженцев. Например, Дания «под шумок» в два раза сократила финансовую помощь беженца, ежемесячные выплаты, и начали прописывать более суровые требования к получению статуса.
Во Франции сейчас начали говорить о том, что давайте разделим статус беженца на политических беженцев и беженцев войны. Политические получают документы на право проживания на 10 лет, через 5 лет могут подавать на гражданство. А беженцы войны получают документ, где прописано, что они могут находиться в стране «до окончания военного конфликта». Потом едешь домой...
9100 украинцев захотели получить статус беженца в ЕС в 2015 г.
Почему в ЕС не спешат давать украинцам статус беженца? Связано ли это с тем, что зона «АТО» не признана «военным конфликтом»?
Есть статистика месячной давности, в которой указано, что в 2015 году 9100 украинцев обратились в страны ЕС, чтобы получить статус беженца. В большинстве своем это было в Польше. Украина вошла в топ-10, стран, откуда беженцы приезжают в Европу. Среди всех беженцев масса украинцев была 2,5%. Такого раньше никогда не было. Но это данные до того, как в Европу начали прибывать сирийцы.
Почему большинство украинцев не получают статус беженца? Потому что Конвенция предусматривает, что статус беженца дается тем, чьи права нарушаются, и государство, откуда они приезжают, не может защитить их права. В нашем случае государство может защитить права, поскольку, во-первых, есть четкая власть, а, во-вторых, конфликт не на всей территории. То есть если твои права нарушаются в Донецке, ты можешь приехать в Киев. Что касается тех, кто выехал в Россию. Им предоставляется помощь из российского бюджета. Международные организации предоставляют помощь, только если за ней обратилось правительство.
Как относятся к украинским беженцам в Европе?
У меня есть данные, например, что есть несколько десятков украинцев в Па-де-Кале (город во Франции, откуда мигранты переезжают в Великобританию), они мотивируют это тем, что сбегают от войны. Но самое интересное, что все эти люди не с востока Украины, а с Запада. Это значит, что они приехали в Польшу, где есть определенный трафик людей, и их за определенные деньги пообещали перевезти в Великобританию.
Сейчас в Европе из-за наплыва беженцев опять начинают «поднимать головы» организации, которые занимаются перевозкой людей и торговлей людьми. Очень важно, чтобы украинцы на это не попались. А так в принципе проблем нет, потому что у украинцев достаточно хорошая репутация. Это связано с Майданом. К Украине улучшилось отношение.
Много говорят о дискриминации мигрантов в вопросах трудоустройства. Как дела обстоят на самом деле?
Да, не хотят сдавать жилье иностранцам, не хотят брать на работу. Но, с другой стороны, есть работы, на которую те же французы не пойдут. Впрочем, для украинцев сейчас есть другие риски. Если сирийцы не смогут проезжать через море, если не откроют границы, тем более погода испортится, они, возможно, будут двигаться через Украину.
Почему они, к примеру, сейчас не летают в Европу на самолетах? Потому что есть Директива ЕС, что если беженец прилетел на самолете, подал на статус беженца и ему отказали, то авиакомпания должна за свой счет его вернуть. Поэтому в той же Турции их не берут на самолеты. Они могли бы приехать в ту же Украину, тут податься на статус беженца и за время, пока рассматривается досье, поехать в ту же Польшу.
Появилась информация, что мигранты начали записываться в России в университеты. Записался в университет, получил визу и поехал в ту же Норвегию. Я думаю, что мигранты будут искать какие-то новые пути, поэтому число беженцев, которые будут ехать через Украину, увеличится. Но оставаться они не будут. Возможно, какой-то процент осядет, но это будет очень небольшое число. Украина для них – это транзитная страна. В любом случае, если какой-то беженец попросит у Украины статус, в соответствии с Женевской конвенцией мы ему не сможем отказать.