Несколько дней назад, на форуме «Какие реформы станут фундаментом украинского экономического чуда?», организованном РПР, заместитель министра финансов Украины Елена Макеева, представляя правительственную налоговую политику, заявила следующее:
Министр финансов и Премьер-министр - это родители, а мы с вами, простые граждане - их дети. Эта оговорка раскрывает психологию действующих руководителей. Называя сами себя реформаторами, они строят патерналистское государство, где на вершине пирамиды сидит царь-батюшка, вокруг него бояре. И они решают, что для их несмышленых подданных хорошо, а что нет. Непослушных, в такой системе, принято пороть.
Учитывая, что на календаре не 16-й век, в качестве розог и шпицрутенов используются налоги. Такое сравнение полностью объясняет репрессивную и конфискационную налоговую политику по отношению к бизнесу и гражданам, которую нынешнее правительство проводило последние полтора года и, похоже, намеревается осуществлять в дальнейшем. Эта политика - наказание тех, кто зарабатывает деньги и создает рабочие места. Власть выискивает, где остался хоть какой-то доход и сбережения, и стремится их конфисковать.
За полтора года введено 12 дополнительных налогов и сборов, среди них: налог на проценты с депозитов, налог на пенсии, налог на недвижимость, транспортный налог и др.). Дополнительных налогов и сборов показалось мало и власть к этому всему постоянно повышают ставки налогов. Однако и это не удовлетворило аппетиты новых бояр и началась конфискация денег у бизнеса с помощью переплаты налога на прибыль (плюс 8 млрд грн) и невозмещением экспортного НДС (плюс 12 млрд грн).
Увеличение налогового давления в 2015 году составит сумму около 100 млрд грн. При стремительно падающей экономике увеличивать налоговое давление, это не просто не разумно, это преступно по отношению к украинским гражданам. Это те деньги, которые могли бы пойти на инвестиции, развитие и зарплаты. А так, эти 100 млрд грн попадут в руки чиновникам, которые распорядятся этими деньгами как обычно, крайне неэффективно, часто с коррупционной составляющей.
И это только вершина айсберга.
За первое полугодие 2015 года в два раза увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых властью против предпринимателей - с 1997 дел на начало года до 4177 тысяч дел на 1 июля 2015 года. При этом только 414 (или менее 10%) этих дел дошло до суда. Это косвенно указывает на то, что 90%, вдумайтесь, 90% уголовных дел возбуждаются с целью вымогательства денег у бизнеса. Как не вспомнить июльские репортажи о том, сколько ценностей изъяли у «бриллиантовых прокуроров».
Кстати, планы по штрафам в фискальной службе как были, так и остались. Просто убрали строчку из бюджета. К этому перечню также нужно добавить введение кассовых аппаратов для малого бизнеса, введение НДС-счетов, вымывающих оборотные средства предприятий и увеличивающих административное давление на бизнес.
Очевидно, что такая вредительская налоговая политика за полтора года привела к росту доли теневой экономики на 13% - до 47%, к банкротству предприятий, сокращению занятости, увеличению безработицы и резкому снижению уровню жизни населения.
Казалось бы, после такого издевательства над экономикой и гражданами власть должна была бы одуматься и начать принимать меры по восстановлению экономического роста - снижению налогового бремени, упрощению налоговой системы, реформированию фискальной службы и т.д. Оказывается - совсем наоборот.
Власть продолжает свою неадекватную налоговую политику.
В концепции налоговой реформы правительство предлагает уже со следующего года:
* Повысить налог на доходы физических лиц (с 15 до 20%)
* Повысить налог на прибыль (с 18 до 20%)
* Повысить налог на недвижимость (коммерческую и жилую) – с 24 до 36 грн/м2
* Ввести новый транспортный налог – около 1000 грн в год за один автомобиль
* Исключить из упрощенной системы налогообложения юридических лиц
* Повысить налоговое давление на малый и средний бизнес в 2 раза
* Отменяется спецрежим НДС для сельского хозяйства (единственный реальный источник дотаций).
При этом практически все налоги и сборы, ранее введенные нынешней властью, остаются и не отменяются.
Падение экономики за 2 года года составит почти 20%, благосостояние украинских граждан уже ухудшилось в три раза, жилищно-коммунальные тарифы увеличились в 7 раз. При этом власть продолжает повышать налоговое давление и бороться с остатками малого бизнеса, который не ждет подачек от государства и в этих жестких условиях пытается сам себя обеспечивать.
Складывается впечатление, что целью нынешней власти является не развитие украинской экономики, а ее разграбление и уничтожение.
В целом, все о чем заявляет действующая власть, имеет обратный знак. Когда говорят «наказание преступников», никакого наказания ждать не следует. Когда говорят «деолигархизация», происходит усиление олигархов. Словосочетание «налоговая реформа» следует понимать как новые налоги и очередной хаос. При том, что частые и непредсказуемые налоговые изменения отпугивают инвесторов как иностранных, так и внутренних.
Правительство при очередном повышении налогов ссылается, точнее, прикрывается тем, что оно стремится построить европейскую систему налогообложения.
Во-первых, не бывает «европейской» системы, в 28 странах ЕС налоговые системы существенно различаются, часто концептуально.
Во-вторых, Украина не должна равняться на налоговые системы в европейских странах с их высокими доходами бизнеса и населения, которые в состоянии выдержать такие налоговые ставки. Мы должны ориентироваться на их налоговые правила, которые существовали в послевоенной Европе в тот период, когда европейские страны совершили прорыв в экономическом развитии.
Очевидно также, что налоговая реформа - это только часть общеэкономической политики.
Без защиты прав собственности и неотвратимости наказания ни одна налоговая реформа не сработает. Без этого, налоговый «беспредел» со стороны власти продолжится и усилится.
Кроме этого, для успешности налоговой реформы власть должна в разы сократить расходы на себя и меньше вмешиваться в экономику.
В Украине же 60% ВВП перераспределяется через бюджет чиновничьим аппаратом. И этот процент постоянно растет. Судя по сегодняшней тенденции, в недалеком будущем через руки чиновников в Украине будут проходить 100% всех заработанных бизнесом и гражданами денег. В этом ключевая проблема. Чем больше денег поступает в бюджет, тем меньше денег остается у бизнеса и граждан. Тем меньше средств для инвестиций и развития. У стран, совершивших экономический рывок, через бюджет распределялось 30-35% ВВП, т.е. в два раза меньше, чем в Украине.
Другими словами, необходимо в два раза уменьшить вмешательство государства в экономику. Надо предоставить возможность бизнесу и гражданам самостоятельно зарабатывать деньги, а не жить на подачки бедного государства.
И, в завершение: налоговая реформа, предложенная Минфином, лишает украинскую экономику всяких надежд на быстрый экономический рост. Эта так называемая «реформа» похожа на ямочный ремонт дорог вместо постройки надежного и долговечного автобана.
Украине нужен экономический рывок. Для того, чтобы этот рывок реализовать, нужны низкие налоговые ставки и простые понятные налоги. Только в этом случае можно ожидать притока инвестиций, создания новых предприятий, увеличения занятости и роста благосостояния украинских граждан.
Автор: Виктор Скаршевский, экономический эксперт