Российская Федерация начала строительство военной базы недалеко от границы с Украиной. Пока в Кремле это не комментируют, однако Союз НАТО заявил, что обеспокоен продолжением попыток России дестабилизировать ситуацию в Украине. Военный эксперт Игорь Козий считает, что это абсолютно нормальные действия недружественных друг к другу государств. «Почему Украина этого не делала и не делает?», – сказал он в разговоре с FaceNews. По словам эксперта, дальнейшее развитие конфликта напрямую зависит от способности Украины защитить свои интересы, и развитие оборонно-промышленного комплекса должно быть для нас приоритетным. Какизвестно, в новой редакции Военной доктрины Украины СНБО официально признал Россию военным противником и передал документ для утверждения президенту Украины Петру Порошенко.
Игорь Козий |
Россия занялась строительством военной базы на границе с Украиной. О чем это говорит?
Сегодня Украина на государственном уровне заявила: Российская Федерация – это враг. И это, в принципе, выходит из того, что Россия осуществляет по отношению к Украине. Теперь нельзя забывать, что, фактически, в соответствии с Военной доктриной уже Российской Федерации они должны определенным образом строить свою систему обороны (хотя у них это больше соответствует не обороне, а нападению). Поэтому они и строят оборону, ставят системы, базы вдоль всей границы с Украиной. С военной стороны это абсолютно нормальные действия недружественных друг к другу государств. И несмотря на то, что договор о взаимоуважении и сотрудничестве с Российской Федерацией вроде бы существует, мы видим, что РФ делает. Ей глубоко начхать на все международные договоренности.
Теперь появляется вполне зрелый и уместный вопрос: а почему Украина этого не делала и не делает? Этот вопрос оставлю риторическим для тех главнокомандующих, кто сегодня вроде бы на пенсии, но сделал очень плохой шаг для ослабления безопасности Украины. Я считаю, что в будущем мы не должны совершать подобные шаги.
Будет ли эта база использоваться для эскалации конфликта?
Однозначно, да. Тут даже в этом не нужно сомневаться. Недружественные отношения между Украиной и Россией будут продолжаться и дальше. Будут ли они в стадии ремиссии или обострения – это все зависит только от Украины. Именно от того, насколько мы будем способны защитить свои собственные интересы. Я хочу это подчеркнуть.
Поэтому я хотел бы напомнить кое-что. Как по мне, не совсем корректным является выступление секретаря СНБО на одном из телеканалов, где он сказал, что Украина сделала все необходимое для нейтрализации действий Российской Федерации. Я считаю, что Украина сделала не все, это однозначно. Тем более, Российская Федерация, к сожалению, совершенно не обращала внимание на то, что делает Украина, потому что мы не совершали достаточно серьезные шаги.
Да, мы пробовали через определенные дипломатические каналы создать коалицию. Насколько это у нас получилось или не получилось, окончательно сможем сказать после того, как Европейский Союз предоставит очередной ответ России по поводу ее целенаправленных действий в отношении Республики Сирии. Я имею ввиду действия, связанные с беженцами. Это, определенно запланированное мероприятие оперативного содержания. В дальнейшем это 100% будет использоваться как фактор, который можно внедрять с целью дестабилизации ситуации непосредственно в Европейском союзе, с целью ослабления санкций и влияния на решения ЕС.
Если очень серьезно изучать эти вопросы, можно увидеть, что большинство (беженцев. – Ред.) пытается зайти в те страны, которые, фактически, влияют на решения в Европейском союзе. То есть мы видим, что большинство ищут приют именно в Германии. Насколько удачно или неудачно мирным способом Евросоюз сможет реагировать на эти вызовы – вопрос, который нужно поставить с большим «знаком вопроса».
Вы сказали, что Украина сделала недостаточно для своей безопасности. Что можно предпринять, чтобы это исправить?
В первую очередь нам нужно срочно развивать свой собственный оборонно-промышленный комплекс. Имеется ввиду не как систему, а как восстановление способности оборонительных предприятий. Нужно изготовлять современную продукцию. Уже год прошел, а сказать, что за этот год у нас был технологический прорыв, мы не можем. Мы можем привести только отдельные примеры. Например, есть неплохое сотрудничество с заводом Антонова. Мы видим, что продукцией Запорожского производителя двигателей заинтересовались.
Но это, опять-таки, с помощью США, а не благодаря собственным действиям того же оборонно-промышленного комплекса или действиям внутри государства, направленным на мобилизацию финансов для развития этой составляющей экономики. В таком случае мы могли бы начать серьезное проектирование и строительство основных, по моему мнению, для этих операций воздушных платформ, боевых вертолетов. А это нужно делать определенно.
Мы не можем понять, на чем базируются заявления премьера относительно очередных четырех корветов, которые вроде бы в скором будущем поступят на вооружение военно-морских сил. Мы слышали, что корвет «Украина» будет продан именно из-за российской составляющей компонентов. Но что вместо этого? Кроме цифры «4» мы вообще больше ничего не услышали.
Понимаем, что сегодня оборонно-промышленным предприятиям не хватает живых финансовых ресурсов. Однако не видим, чтобы правительство мобилизовало народ, чтобы привлечь их свободные средства для оборонно-промышленного комплекса. Пока есть только мифический телефон «565», средства после которого идут на непонятную и некачественную продукцию. (На сайте СНБО сообщалось, что украинцы могут поддержать Вооруженные Силы Украины с помощью мобильного телефона. Звонок на мобильный номер «565» автоматически перечислит 5 грн на счет ВСУ. – Ред.) Вот здесь, мне кажется, есть широкое поле для деятельности, хотя есть и предостережения.
Что Вы имеете ввиду?
Очень много предостережений с точки зрения акционирования тех или иных предприятий. Но если к этому подойти правильно, как, к примеру, делается в США, Канаде, странах Европейского союза, безопасность оборонно-промышленным предприятиям можно обеспечить. При этом привлечь средства граждан.
Как может развиваться ситуация в АТО? В Минске в очередной раз не договорились об отводе тяжелой техники…
Почему же в очередной раз? Минск – это и есть «недоговоренность», которая будет фактически существовать постоянно. И здесь мы ничего не сделаем. Российская Федерация понимает только позицию силы – так сложилось исторически. Если это кто-то не понимает в наших политических кругах – другой вопрос. Ведь, опять-таки, это наши политические круги, а не Российская Федерация. То есть мы видим, что есть неадекватная реакция наших политических чиновников на вызовы со стороны России. Но не наоборот.
Поэтому я не принимаю риторику, когда говорят, что виновна Россия. Виновна не Россия, а мы в первую очередь! И оценку этой бездеятельности, которая была сделана предыдущими верховными главнокомандующими, а это президенты Украины, народ Украины еще должен сделать. Верховная Рада должна создать временную следственную комиссию. В противном случае это все останется лозунгами даже не на бумаге, а просто для того, чтобы у будущих «президентов» и «премьеров» была возможность опять пренебрегать вопросами безопасности и обороны. Этого нельзя допустить.