Почти треть средств из 19 миллиардов гривень, которые приносит таможня, не поступают в бюджет. При этом, значительную часть рабочих мест в Одесской таможне занимают агенты силовиков, отмечает глава профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко. Эксперт уверен, что реформирование таможни не является проблемой, ведь украинцам есть с кого брать пример. Так, в соседней Грузии оформление груза занимает 15 минут, а для таможенной регистрации нужно подать три документа, что в разы меньше десятков бумаг в Украине. Об этом, коррупционных схемах, инициативах властей и реформе таможни Виктор Берестенко рассказал в интервью FaceNews.
Виктор Берестенко |
Реформирование таможни не является проблемой, тут не нужно ничего выдумывать
Константина Ликарчука, курировавшего таможенную службу, уволили с должности заместителя главы Государственной фискальной службы. Это случилось по инициативе главы Государственной фискальной службы. При этом Ликарчук заявлял о коррупции на таможне. Почему представители властей не могут договориться в вопросе таможни?
Я не знаю, какую информацию Насиров (Роман Насиров, глава Государственной фискальной службы. – FaceNews) дает Министерству финансов и Кабинету министров, поэтому не могу отвечать, почему Минфин и Кабмин приходят к такому выводу. Однако я однозначно понимаю, что господин Насиров представляет людей Игоря Григорьевича Калетника. Ликарчук же не имел существенных полномочий, чтобы проводить какие-либо процессы по реорганизации таможни. Таможней заправлял кум Калетника Геннадий Романенко. Он и в Одессу прислал своих уполномоченных людей для организации незаконных схем экономической деятельности.
Недавно проходила конференция, где Ликарчук прямым текстом сказал, что сумма кэша, которую собирают люди Калетника, составляет 20%-30% от всех поступлений из таможни. Таможня же, по словам Ликарчука, дала 19 миллиардов гривень, то есть, 3-4 миллиардов гривень эти товарищи забрали.
Одесской таможней активно занялся Михаил Саакашвили. Ожидаете качественных перемен в работе органа?
Да, я надеюсь, что уволят Насирова и поставят нормального главу службы и людей, которые будут реально служить государству и смогут реформировать систему. Реформирование не является проблемой, тут не нужно ничего выдумывать. У нас каждые три-четыре месяца вводят новый подход к реформированию фискальной службы, поэтому непонятно, как будут проходить эти реформы, когда начнутся, и что мы получим в итоге.
В Кабмине всем нужно закрыть рот и делать то, что им говорят грузины
У Саакашвили этот вопрос курирует человек, который во время президентства Саакашвили в Грузии реформировал налоговую и таможню. Товарищи, посещающие Грузию, говорят нам, что оформление груза там проходит за 15 минут. В Украине – 46 пошлин, в Грузии – три. У нас для таможенного оформления необходимо на деле подать за десяток документов, в Грузии – три. Ребята знают, что и как делать, просто им не дают этого делать. Поэтому в Кабмине всем нужно закрыть рот и делать то, что им говорят грузины.
В чем, например, проявляется некомпетентность украинских властей?
Власти подняли план поступления в бюджет на 20%. То есть, предприниматели должны платить со своего кармана, потому что у нас не работают законы рынка, у нас работает план. В Украине таможня собирает примерно 50% от всех платежей фискальной службы. В Европе и США поступление в бюджет от таможни составляет до 10%, там не существует никаких планов. Как можно понимать, сколько будет приносить бизнес при внешнеэкономической деятельности?
Например, мы стоим на границе, ежемесячно едет десять машин. С каждой машины собирается по тысяче долларов, мы должны сдать десять тысяч долларов. Но приходит господин Насиров и говорит, что нужно поднять план на 20%. Тогда нам поступает команда теперь собирать не 10 тысяч долларов, а 12.
Как повышение плана может отразиться на потребителях импортной продукции?
Это повышение будет вложено в себестоимость товаров, что настигнет украинцев, когда они будут заходить в магазины и смотреть на цены. Цены на импортную продукцию растут, потому что все это заложено в себестоимость.
Государственная фискальная служба объявила об открытом конкурсе на замещение должности главы Одесской таможни. Расцениваете подобные инициативы как положительные сигналы в реформировании таможни?
Нужно обратить внимание на формулировку конкурса: «К участию в заслушивании кандидатов на должность начальника Одесской таможни будут приглашены представители Одесской областной администрации и общественность». Примерно как: «Приходите на банкет, будете присутствовать, однако наблюдать за происходящим за стеклом».
В Украине созданы условия, при которых субъекту лучше и выгодней заплатить государству меньше и дать взятку таможне
Таможня многие годы ассоциировалась у украинцев с коррупцией. Сейчас ситуация ухудшилась?
Я уверен, что всегда такие ситуации были, всегда было давление, всегда говорили, кого и куда назначать, однако, возможно, не в такой мере. А сейчас это все открыто, и от Насирова нет ни одного комментария. Посмотрим, чем время закончится. Я считаю, что его должны снять, а в идеале – привлечь к ответственности за безответственный подход к ситуации на таможне. При том, что они сняли Ликарчука за какую-то коррупцию. У Ликарчука не было полномочий ни на что, он ни одного кадрового назначения не мог провести, только предоставлял кандидатуру о назначении, а подписывал все приказы Насиров. Если Насиров обвинил Ликарчука в коррупции, это говорит о том, что он знает, какие коррупционные схемы работают на таможне.
Представители украинского бизнеса, не в сфере таможни, заявляют о том, что проще и гораздо дешевле работать в тени, чем соблюдать нормы закона. Как обстоит ситуация на таможне?
В Украине созданы условия, при которых субъекту лучше и выгодней заплатить государству меньше и дать взятку таможне. А если предприниматель на это не пойдет, то должен будет заплатить государству больше, а таможенники еще создадут проблемы по дополнительным расходам. Примерно так это сейчас происходит.
В Одессу ставят людей, которые занимались контрабандой спирта и сигарет в Приднестровье
Работники таможни предлагают предпринимателям участие в теневых схемах?
В Одессу ставят людей, которые занимались контрабандой спирта и сигарет в Приднестровье. Например, назначили близких к Геннадию Романенко Арефьеву и Иваненко. По моей информации, один из них на днях пригласил к себе предпринимателей и сказал, что получил команду о том, что нужно любыми манипуляциями занижать платежи в бюджет на 20%. А делиться будут 50/ 50, то есть, 10% оставляют субъектам, 10% – таможне.
Я не знаю, каким образом казна Одесской таможни будет наполняться после этого. И будут ли и дальше саботироваться предложения правительства и главы Одесской ОГА касательно того, чтобы адекватно и законно декларировать поступления от таможни.
Какие еще коррупционные схемы нынче «в моде»?
Есть попытки подмены. Например, в контейнере идут кожаные сумки, они стоят сто тысяч долларов, но под руководством таможни, организатора этой схемы, декларируют, что контейнер идет не с кожаными сумками, а с целлофановыми пакетами. Он может стоить не сто тысяч долларов, а значительно меньше. И в бюджет идет не двадцать тысяч, а 20% от заявленной суммы. Остаток забирают организаторам этой схемы. Я не знаю, делает ли это Насиров осознано, но я уверен, что это делается с его одобрения, ведь такой кэш не может проходить мимо него. Речь идет об очень больших деньгах. Ликарчук сказал, что это около 3 миллиардов гривень в месяц.
У нас есть кодекс, который не выполняется и не работает
Яценюк , что Фискальная служба установит единый стандарт растаможивания товаров. Как, по Вашему мнению, это повлияет на ситуацию на таможне?
Что значит единый стандарт растаможки? У нас есть кодекс, который не выполняется и не работает. Например, в кодексе написано, что цена оформления грузов зависит от стоимости контрактов, то есть, приехал, показал чек и оформился, однако где-то 70% происходит иначе. Предприниматель приехал, показал чек, на таможне говорят: «Мы не согласны, что у тебя в чеке написано 10 тысяч долларов, плати налоги с 15 тысяч». Все. Дальше идет суд и решения суда, которые не выполняются. Вот как сейчас это происходит.
Яценюк просто пытался откреститься от обвинений Саакашвили по поводу неэффективности управления фискальной службы в последнее время и наговорил чепухи, которую вряд ли можно будет выполнить. Какие единые методы? У нас таможенный кодекс везде работает одинаково. Вопрос был в другом – никто не занимался разбирательством тех материалов, которые дал Саакашвили, потому что Яценюк кому поручает разбираться? Насирову. Насиров кому поручает разбираться? Тому, кто эту схему организовал. Соответственно, ответ таков, что никаких схем нет.
В Одесской таможне работает множество агентов силовиков
В одном из своих интервью Вы отмечали, что более 50% работников таможни являются агентами силовых ведомств. Насколько масштабно вмешательство силовиков в работу таможни и порта?
Сейчас силовики наблюдают, когда в полной мере будет организована контрабанда. Дело в том, что действует предварительная декларация. Допустим, контейнер выехал с территории таможенного поста, декларация уже закрыта, а груз растаможен. Сейчас груз заезжает с поста, едет до склада, где выгружается. Груз приехал на склад, оно уже принадлежит предпринимателю, и только в тот момент делается закрытие декларации. Это первое.
Во-вторых, действительно в Одесской таможне работает множество агентов силовиков, в некоторых их количество доходит до 50%. Например, все понимают, что управление внутренней безопасности – это деньги и кормушка. Пока не будут устранены причины этих злоупотреблений, туда можно идти работать и зарабатывать себе в карманы.
Ускорилась ли реакция властей на нарушения на таможне?
Положительно, что сейчас это вскрывается гораздо быстрее, не приходится ждать три года, как во времена Януковича.
Наше правительство много говорит и часто не понимает содержания сказанного
Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины, на своей странице в Facebook пишет о децегуляции в портах. Министр отмечает, то в каждом из 13 портов будет назначен ответственныйо за дерегуляцию, будет упрощена система оформления суден. Как оцениваете такую инициативу министерства?
Наше правительство много говорит и часто не понимает содержания сказанного. Например, они приняли постановление о дерегуляции в портах. Власти приняли постановление, которым обязали терминалы проводить контрольные процедуры у себя на комплексах. То есть, терминал занимается перевалкой груза – выгрузил и погрузил, а теперь по предложению Администрации морских портов терминал еще должен будет заниматься проведением контролирующих функций – функциями, которые им не свойственны – отбор, досмотр, взвешивание.
Конечно, не все так критично. Во время представления этого пакета реформ заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков акцентировал на том, что оформление груза будет занимать час, а в случае проведения безрезультатных контрольных процедур платить будет их инициатор, а не экспедитор, как сейчас. Например, таможня захотела сделать досмотр, открыла, ничего не нашла – таможня платит. Если есть нарушения – за эти нарушения платит декларант, если нет нарушений – пусть платит тот, кто решил, что это нарушение есть. Это будет стимулировать инициаторов проведения форм контроля к ответственности, к проверке информации. Но в технологических схемах мы видим, что операции будут проводиться не за счет инициатора (контролирующего/правоохранительного органа), а за счет субъекта. Как будет на деле – увидим в ближайшие недели.