Тарас Чорновил: Это война на смерть, не будет каких-то уступок
Петиция президенту Украины Петру Порошенко о назначении губернатора Одесской области Михаила Саакашвили на пост премьер-министра набрала более 25 тысяч подписей – число, необходимое для рассмотрения документа. Как известно, Саакашвили заявлял, что не намерен занимать пост главы правительства, хотя неоднократно обвинял Арсения Яценюка в отсутствии реформ и потакании олигархам. Политолог Тарас Чорновил считает, что перепалка между политиками – это особенность характера Саакашвили, а никак не признак его премьерских амбиций. По словам эксперта, гораздо опаснее неприязнь Саакашвили и Коломойского. «Это война на смерть, не будет каких-то уступок. А война с Яценюком – это так…», – считает Чорновил. Он также заметил, что действия Коломойского могут нести реальную угрозу, в том числе для государственной безопасности Украины. В интервью FaceNews эксперт также рассказал о ситуации в коалиции и последствиях срыва Конституционной реформы.
Петиция президенту Украины Петру Порошенко о назначении губернатора Одесской области Михаила Саакашвили на пост премьер-министра набрала более 25 тысяч подписей – число, необходимое для рассмотрения документа. Как известно, Саакашвили заявлял, что не намерен занимать пост главы правительства, хотя неоднократно обвинял Арсения Яценюка в отсутствии реформ и потакании олигархам. Политолог Тарас Чорновил считает, что перепалка между политиками – это особенность характера Саакашвили, а никак не признак его премьерских амбиций. По словам эксперта, гораздо опаснее неприязнь Саакашвили и Коломойского. «Это война на смерть, не будет каких-то уступок. А война с Яценюком – это так…», – считает Чорновил. Он также заметил, что действия Коломойского могут нести реальную угрозу, в том числе для государственной безопасности Украины. В интервью FaceNews эксперт также рассказал о ситуации в коалиции, Минских соглашениях и последствиях срыва Конституционной реформы.
Тарас Чорновил |
Кого вы видите на посту премьер-министра? Было много разговоров и о Наталии Яресько, и о Михаиле Саакашвили. Петиция о назначении последнего набрала 25 тысяч подписей.
Если бы место было вакантным, мы могли бы много об этом говорить и раздумывать, кто более ценен. Возможно, в данном случае БПП пришлось бы опять допускать премьера от другой политической силы, чтобы не было так, что и президент, и премьер, и глава Верховной Рады из одной политической силы. Ведь и Саакашвили, и Яресько – это все-таки выдвиженцы Блока Петра Порошенко. Успешные, качественные, признанные – но выдвиженцы от этой политической силы. Поэтому есть еще много нюансов для того, чтобы кто-то из них мог рассматриваться, как кандидат на пост премьер-министра. Но давайте не забывать, что это место занято, и никто сейчас не будет его двигать.
Я немного знаю Арсения Петровича, в том числе и лично, и не представляю, что нужно было бы сказать, чтобы он ушел. Давить на него компроматом? Нет, это не сработает. Давить какими-то предложениями, новыми бонусами? А какой бонус может быть выше должности действующего премьер-министра? Поэтому, мне кажется, что увольнение Арсения Петровича, в принципе, невозможно. Разве что коалиция распадется и Верховная Рада прекратит свое существование.
Почему невозможно? Без «Радикальной партии» коалиции только легче. Без «Батьківщини» или «Самопомочі» коалиции очень трудно, но есть вариант деформирования за счет внефракционных. Коалиция сможет и дальше существовать. Но вот без «Народного фронта» сохранить коалицию, к сожалению, невозможно. Нужно понимать, что, если Арсения Петровича увольняют – фракция делает демарш. Он его организует. Вот тогда будет катастрофа. Нас будут ждать новые выборы, которые сейчас не самые нужные для Украины.
Что думаете о конфликте Яценюка и Саакашвили? Губернатор обвинил премьера в потакании олигархам и отсутствии реформ…
В том, что реформы затягиваются, не выполняются, идут очень медленно, и в том, что Арсений Петрович постоянно сотрудничает с олигархами, причем очень неразборчиво (то с Фирташем, то с Коломойским, то с Ахметовым) – я его тоже обвинял. Но я не иду в премьер-министры, и никто меня туда не выдвигает. Поэтому это не признак. Это особенности характера Саакашвили.
Когда мы приняли его в Украину и включили в систему управления государством, пусть пока и на региональном уровне, должны были быть готовы к тому, что каждый, кто работает с Саакашвили, хотя бы раз в день получит кучу матов, ругательств и оскорблений. Это характер и темперамент. После того, как Саакашвили обвинил Яценюка во всех возможных грехах, что осталось только пистолеты брать и на дуэль выходить, он же успел его дважды поблагодарить за сотрудничество.
Он может хорошо работать, но, когда начинает говорить, предложения идут без пауз, вы заметили? Психологически очень четкий портрет. Это человек, который не особо задумывается, что говорит, у него просто идет постоянный словесный поток. И в пределах словесного потока может и обидеть, и обвинить кого угодно. Это очень плохо для государственного деятеля, но это его особенность. Поэтому пока за этим ничего особенного не стоит, эта неприязнь не носит деструктивно-бесповоротный характер.
Вот неприязнь Саакашвили и Коломойского уже перешла грань. Это уже личная война. И Саакашвили не пропустит ни одного варианта, чтобы нанести удар по Коломойскому. Вы думаете, для чего он ехал в Чернигов – поддерживать Березенко? Как бы ни так! Он не тот человек, чтобы работать с каким-то сомнительным кандидатом в депутаты. Но там он мог нанести удар по Корбану, по Коломойскому. А это война на смерть, не будет каких-то уступок. А война с Яценюком – это так… Ну, любит он на ком-то отыграться. Это не лучшая черта человека, но у Саакашвили она есть.
К чему же в таком случае может привести война Саакашвили с Коломойским? Как это отразится на украинцах, одесситах, непосредственно?
Палица был вынужден бежать из Одесского региона и забирать оттуда всех своих людей, поэтому влияние Коломойского там сейчас абсолютно минимизируется. После смерти Еремеева Палица попробует сейчас взять под свой контроль Волынь, и Коломойский будет лезть туда. Поэтому для Одесского региона это никакой роли не сыграет.
Вообще сейчас многие деятели от Коломойского создали немало проблем для Украины. Тот же глава Госавиаслужбы, который блокировал введение в Украине полноценного «свободного неба». А это дешевые полеты для украинцев и заграницу, и в пределах страны. Саакашвили выступил против этого и добился своего, то есть позитивы есть.
Проблема в другом – готов ли президент к войне с Коломойским? Война Саакашвили с Коломойским – это другое. Она происходит где-то на «третьих территориях» и не имеет существенного значения. Но Коломойский объявил войну Порошенко – он скупает партии и политические силы, пробует реализовать конституционный срыв. Все, кто выступил против (изменений в Конституцию. – Ред.), представляют Коломойского. Я не удивлюсь, если окажется, что бандитизм «Свободы», которая опять вернулась на финансирование Коломойского – это попытка личной мести, удар по Порошенко. Тут для нас есть конкретная угроза, потому что Коломойский может пустить все свои ресурсы на вещи, которые вообще могут угрожать государственной безопасности.
Если изменения в Конституцию все-таки не наберут 300 голосов, будет ли это означать, что Украина не выполнила Минские соглашения? И если так, то какие это может иметь последствия?
Это именно это и будет означать. И если к тому времени мы не сможем их как-то закрепить, а я боюсь, что так и будет – это развяжет руки России. Плюс, это предоставляет возможность Западу выйти из политики санкций в отношение России. Это очень опасно для нас, но, все-таки, это вторичный момент.
Главное, что это одна из ключевых реформ. Если мы хотим быть нормальным государством, то должны ее провести. Я не любитель цитировать Юрия Луценко, потому что его цитаты мне кажутся не совсем правильными, но он прав, когда говорит, что срыв Конституционной реформы будет значить одно: мы и дальше остаемся Советским Союзом. Тогда рано или поздно мы все равно скатимся к России, потому что имея советскую систему власти нельзя надеяться на проведение фундаментальных реформ. Back в СССР для нас будет гарантирован.
Что делать президенту, если голосование сорвется?
Порошенко нужно будет идти ва-банк – распускать Верховную Раду. Механизм для этого есть – развал коалиции. И максимально открыто говорить с людьми, объяснять, что случилось и чем это угрожает. И тогда уже «пан или пропал»: или создавать власть без популистов, или, если популисты возьмут вверх, в этой стране можно будет что-то сделать через 300 лет.