«Весовой контроль» на дорогах. Почему коррупцию не победить
Сегодня остро стал вопрос о необходимости т.н. весового контроля на дорогах Украины. Проблема заключается в следующем: при максимально допустимом весе грузового автомобиля в 40 т (для контейнеровозов – 44 т), сплошь и рядом можно встретить груженые зерном или «лесом» фуры, вес которых может превышать норматив от 1,5 до 3 раз.
Очевидно, что перегруз наносит непоправимый урон украинским дорогам, средств на ремонт которых катастрофически не хватает. Особенно высокая нагрузка приходится на дороги, ведущие в морские порты Николаевской, Одесской, Херсонской областей и Мариуполя.
После снятия моратория на проверки, длившегося около года, правительство приступило к возобновлению работы т.н. мобильных весовых комплексов (на фото). Однако есть негативная история у этого инструмента контроля: ранее «не заезд» на весы стоил перегруженной машине 200 грн; за смену контроллеры с одного пункта могли собирать до 15-20 тысяч грн в день.
Получалось, что и дороги не спасали от перегруза, и перевозчикам дополнительный коррупционный налог создавали. Не случайно попытки установить мобильные весы этим летом вызвали шквал протестов в Николаевской области.
Решена ли проблема потенциальной коррупции при взвешивании сейчас? Похоже, что нет. В общении с разными стейкхолдерами в Одессе мы пробовали найти решения для искоренения коррупции. Взятку не дают тогда, когда ее не за что (не кому) дать. Т.е. надо минимизировать общение перевозчика с госорганами или сделать этот процесс максимально публичным.
К последнему стоит отнести установку веб-камер в пунктах взвешивания с онлайн-трансляцией (дорожная ситуация и весы), свободное участие представителей общественности, волонтеров и СМИ. Минимизация общения достигается путем установки динамических весов (на которые у страны пока денег нет) с письмами счастья или передача контрольной функции по конкурсу на аутсорс (!), ведь частная компания не будет красть сама у себя.
А хватит ли весов, чтобы перекрыть все дороги на порты? Увы, нет. Имеющихся комплексов едва хватит на 3-5 основных дорог в области. Перевозчики пойдут в объезд. И для этого выход есть – производить взвешивание не на дорогах, а в порту при выгрузке товара; и при перевесе штрафовать перевозчика/терминал/водителя (нуждается в дополнительном обсуждении всеми сторонами процесса). Однако и это осуществить сегодня не так легко, ведь подобная мера может привести к большим очередям в портах из-за несогласованности действий администрации порта, стивидора и транспортной инспекции.
Одним словом, наскоком эту проблему не решить. Было бы логично принять переходные положения «весовой реформы» до окончания маркетингового года: осуществлять выборочный контроль в портах на выбор компьютера. А со следующего июля – полноценный контроль во всех без исключения портах с высокими штрафами за перевес. Таким образом, грузовладельцы морально и финансово будут готовы к перевозке грузов 40-тонниками, перевозчики подготовят достаточное количество подвижного состава, а государство отладит бизнес-процессы, подготовит нормативную базу и закупит необходимую технику.
Источник: Facebook