Политолог: Украина в ловушке
Военного контроля на освобожденных территориях Донбасса недостаточно, говорит директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. По его словам, Киеву важно обеспечить там свое информационное присутствие и помогать людям решать бытовые проблемы. Не контролировать настроения граждан в этих регионах – опасно для Украины, подчеркивает эксперт. Он убежден, что проведение местных выборов в любых населенных пунктах Донбасса, даже освобожденных, нецелесообразно. В разговоре с FaceNews политолог рассказал об изменениях в Конституцию, досрочных выборах в парламент, Минских соглашениях и будущем президенте США.
Военного контроля на освобожденных территориях Донбасса недостаточно, говорит директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. По его словам, Киеву важно обеспечить там свое информационное присутствие и помогать людям решать бытовые проблемы. Не контролировать настроения граждан в этих регионах – опасно для Украины, подчеркивает эксперт. Он убежден, что проведение местных выборов в любых населенных пунктах Донбасса, даже освобожденных, нецелесообразно. В разговоре с FaceNews политолог рассказал об изменениях в Конституцию, досрочных выборах в парламент, Минских соглашениях и будущем президенте США.
Виталий Кулик |
У себя в Facebook Вы написали, что нужно было намного раньше начать дискуссию о конституционном процессе. Почему этого не сделали?
Когда аннексировали Крым, начали возрастать сепаратистские настроения и провокации россиян на Донбассе – группа экспертов (на то время во главе с Мариной Ставнийчук), членов Конституционной Ассамблеи, куда входил и я, предложили Администрации Президента немедленно начать дискуссию вокруг формы управления, административно-территориального устройства и реформы местных советов.
Необходимо было уже в марте инициировать масштабный, максимально инклюзивный конституционный процесс. Нужно было не ждать, пока нам навяжут, а самим предлагать определенные модели для урегулирования ситуации в целом. Но ни в Администрации во главе с Пашинским на то время выполняющего обязанности президента Турчинова, ни в Администрации Ложкина, уже после избрания президентом Порошенко, не реагировали на наши обращения и информацию.
Нас загоняют в ассиметричную федерацию
Мы указывали на то, что Россия готовит четкую формулу для конституционных изменений, что существует целый экспертный центр в российских аналитических структурах, приближенный к ФСБ. Мы указывали на то, что среди российских экспертов обсуждается вопрос о максимальном подвешивании ситуации в Украине. Но нас не услышали. На то время не было ни политической воли, ни готовности президента Порошенко инициировать такие процессы. Он чего-то ждал.
Это ожидание и отсутствие политической воли привели к тому, что потом в Минские соглашения нам «зашили» особый статус для Донбасса. Нам навязали определенный постоянный конструкт и определенную логику конституционной реформы, которой мы сейчас, к сожалению, вынуждены следовать. Более того, этот конструкт восприняли позитивно и наши западные партнеры. И это тоже очень негативно для Украины, поскольку теперь нас загоняют в эту конституционную реформу с точки зрения особого статуса, с двух сторон. Это требование России и требование западных стран.
Для Украины это – политическое поражение. Это конституционное закрепление ловушки, из которой нам будет достаточно трудно выбраться в ближайшую перспективу. Нас загоняют в ассиметрическую федерацию. Это при том, что у нас есть аннексированный Крым.
Ранее Вы отмечали, что 300 голосов за Конституцию не наберется. Какой реакции ждать от Европы? Будет ли это значить, что мы не выполняем Минские соглашения?
Я думаю, что в первую очередь все будет зависеть не от того, есть ли в Украине 300 голосов, а от того, как будет вести себя Российская Федерация и сепаратисты на Донбассе. Будут ли они выполнять другие положения Минских договоренностей? Это прекращение огня, отвод тяжелой артиллерии и восстановление украинского контроля за украинско-российской границей на востоке. Если эти позиции будут восстановлены, тогда можно будет говорить о продолжении конституционного процесса, новом раунде. Не исключено, что будет подготовлен новый законопроект.
Для Запада есть четкая аргументация, что этот конструкт является вредным. Украина, не получив гарантии безопасности, не может брать на себя такие конституционные обязанности. А гарантии безопасности – это восстановление контроля за границей.
Общественность подписала обращение «Нет изменениям в Конституцию Украины в условиях войны». Тем не менее голосование состоялось. Как правильно расценить этот шаг политической верхушки?
Общественность выступила против особого статуса Донбасса. И если Администрация Президента будет имитировать диалог с этой общественностью, если президент будет позволять себя «строить» представителей инициативы и 1 декабря, и 13 августа – это приведет к тому, что вся среда гражданского общества выйдет на четко институализованный гражданский протест. Он будет непартийный. Не в интересах Банковой ускорять такой процесс. У Президента и так уже проблемы с рейтингом. Недоверие к реформам и к нему лично растет. И еще один источник нестабильности для себя и политической системы в виде общественного протеста, по моему мнению, не целесообразен.
Военное положение на Донбассе упростит восстановительные работы
Минские переговоры себя исчерпали? Нужен ли Украине какой-то новый формат переговоров?
Я думаю, что Минский формат, фактически, в глухом тупике. Все эти рабочие, контактные группы по большому счету только ширмы. Договоренности должны происходить в более прозрачном формате без участия людей, которые пользуются достаточно неоднозначной репутацией в самой Украине. Это первое. Во-вторых, это все-таки должно быть при участии мировых игроков. Это должно быть гарантом нашей безопасности.
Нужно искать новые площадки, накапливать определенный опыт информации, показывать недоговороспособность России и террористов. Показывать, что с ними нельзя вести диалог. Необходимо только введение очередных кейсов санкций, экономическое давление, персональные санкции к должностным лицам, их задержание заграницей, компенсация Украине за убытки от аннексии Крыма и ситуации на Донбассе, конфискация средств в российских компаниях, корпорациях, у ключевых чиновников, которые причастны к аннексии и украино-российскому конфликту.
В статье «Три аргумента, почему нельзя проводить выборы на Донбассе» Вы писали о необходимости десепаратизации. Почему это не происходит? Не хватает ресурсов?
Нет политической воли. И нет желания и видения необходимости проведения десепаратизации. Речь ведь идет не только о том, что мы должны задержать, арестовать, привлечь к уголовной ответственности, хотя это тоже нужно сделать. Потому что все эти сепаратисты, которые организовали референдум, находятся в органах местной власти. Это скрытое сепаратистское подполье, и оно должно быть искоренено с помощью Уголовного кодекса. Виновные должны быть наказаны.
Но с другой стороны, Киев должен организовать свое информационное присутствие. Это значит, что нужно обеспечить функционирование украинских телеканалов, распространение газет по всей территории Донбасса. Должен работать оперативный механизм решения бытовых проблем граждан. В первую очередь – восстановление домов, предоставление определенных услуг перемещенным лицам, и много других проблем. Этого всего нет. Киев этого не делает… Да, военно мы контролируем освобожденные территории, но настроения граждан не контролируем – и это достаточно опасно для Украины.
В той же статье Вы написали о варианте введения военного положения в Донецкой и Луганской областях. Однако как такое решение сможет способствовать нормализации ситуации на указанных территориях?
Концентрация ресурсов и полномочий в руках военно-гражданской администрации или военной администрации в случае введения специального военного положения создаст более простые алгоритмы для решения бытовых, политических, социально-экономических вопросов, вопросов безопасности.
Это новый режим финансового и материально-технического обеспечения поддержки восстановительных работ. То есть все под контролем, а не разделено на ведомства, которые конкурируют между собой и тихо саботируют восстановительные работы. Кроме того, это невозможность внести изменения в Конституцию в части особого статуса.
Мегабренды не допускают новые лица в политику
Где можно проводить местные выборы?
Я думаю, что проведение местных выборов будет нецелесообразным во всех населенных пунктах Донецкой и Луганской областей, в том числе тех, что находятся под нашим контролем. Возможно, исключение – Мариуполь, но последние события указывают на то, что именно он будет эпицентром возможной атаки сепаратистов во время проведения местных выборов в Украине.
Как считаете, для чего подняли проходной балл с 3 до 5%?
Чтобы не допустить новые политические проекты, новые лица. Мегабренды решили, что им не нужна конкуренция со стороны молодых лиц и новых политических проектов, связанных с Майданом. Они не хотят появления структур и политических сил, способных быть для них оппонентами не по форме, то есть на билбордах, а в сущностном наполнении политики.
Если допустить, что после местных выборов состоятся перевыборы в парламент, какое распределение политических сил наиболее прогнозируемо?
Знаете, все-таки нужно подождать результатов. Мы посмотрим, что за процент поддерживает «Батьківщину» или «Самопоміч» или какую-то другую политическую силу. Если мы увидим, что та же «Батьківщина» набирает 20% и более, то очевидно, что она может инициировать выход из коалиции и досрочные парламентские выборы. Я не знаю, насколько это будет выгодно президентской политической силе, у меня большие сомнения, что это будет выгодно даже партнерам президента по коалиции среди мажоритарщиков.
Уже вышел Ляшко. И, видя свои последние рейтинги, играет сейчас на апеляционности, новая оппозиция. Досрочные парламентские выборы могут быть выгодны Оппозиционному блоку, которые также хотели бы участвовать в формировании широкой коалиции, формировании правительства при своем участии. То есть уже много заинтересованных игроков, чтобы провести досрочные парламентские выборы.
Если объединенная политическая сила президента БПП сделает ту же ошибку, что и все партии власти, которые существовали, начиная от НДП, заканчивая «Нашей Украиной», то, очевидно, будут всячески саботировать возможность проведения досрочных парламентских выборов.
Но в данный момент я не вижу критической массы политической воли основных политических игроков, для того чтобы инициировать процесс роспуска парламента. Подождем результаты местных выборов.
Есть ли какой-то смысл в гендерных квотах на выборах?
Я спокойно к этому отношусь, поскольку считаю, что женщины должны быть представлены в достаточной степени в списках и в представительских органах власти, в том числе и в советах различных уровней. Считаю, что женщины-политики и женщины-управленцы – это все-таки определенное качество политики. Но должно быть обеспечение доступа на правовом уровне к власти для женщин. Сейчас же женщин расставляют на непроходные места, там где они могут не получить достаточно голосов, чтобы попасть в проходную часть списка. Выполнение закона в таком виде, в этой редакции, у меня вызывает вопросы.
Выборы в США, безусловно, повлияют на мировую политику. Какие последствия они будут иметь для Украины?
Для нас они будут иметь важное значение, поскольку США – это наш политический партнер, наш союзник в борьбе с Российской Федерацией. От того, кто будет президентом США, будет зависеть, какой будет Администрация США, насколько она будет лояльна к «украинскому вопросу», насколько США будут предоставлять нам помощь. Надеюсь, что это будет хотя бы не такая фигура, как Дональд Трамп. Те, кто разбираются в украинской проблематике, с уважением относятся к украинской революции и к нашей борьбе с российском империализмом.
Чья победа, все-таки, наиболее выгодна для Украины?
Республиканцы. Администрация Хиллари Клинтон. Она одна среди тех, кто может быть позитивно настроен в отношении Украины и содействовать в нашей нелегкой борьбе. Люди в окружении Клинтон разбираются в украинской проблематике, понимают, что аннексия является угрозой для мирового политического порядка. Очень важно, чтобы эта линия сохранялась и в дальнейшем.