Сегодня вновь звучат обвинения в адрес Арсения Яценюка в коррупции. И снова с цифрами. Совсем недавно, весной 2015-го, мы уже слышали о семи украденных миллиардах. Была даже создана очередная комиссия по расследованию, но до сих пор нет никаких результатов. Сегодня в результате противостояния Яценюка и Саакашвили появилась возможность еще больше приблизиться к пониманию масштабов того, сколько действующая украинская власть крадет у своего народа.
По данным губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, в прошлом году государственные предприятия, управляемые Кабмином, были искусственно убыточными. Убытки составили огромную сумму в 100 миллиардов гривень и были компенсированы бюджетными средствами.
«За последний год деятельности этого правительства и премьер-министра ущерб, нанесенный госпредприятиям в Украине, исчисляется более 100 миллиардами гривень. Эти госпредприятия реально приносят доход, но они приносят доход олигархам… Но из-за того, что они приносят ущерб украинцам, люди их вынуждены субсидировать из своих пенсий, бюджетники - из своих зарплат и так далее», - заявил на днях Саакашвили.
К сожалению, сумма возможного дохода, который тоже украли, названа не была. Можно осторожно предположить, что реальный украденный доход составляет еще пару десятков миллиардов.
Кроме того, 3 сентября 2015-го года на конференции в Одессе Константин Ликарчук, экс-глава Таможенной службы Украины, сообщил, что организация и покровительство коррупционных схем на таможне «…дает возможность собирать «кэш» в объеме 20-30% от общих поступлений таможенной системы в бюджет государства». В натуральном выражении это составляет около 4 миллиардов гривень в месяц или 48 миллиардов за год.
Таким образом, только из двух дырок в бюджетном кармане Яценюк и Ко выкачали около 150 миллиардов гривень за календарный год. Можно сказать иначе: всего по двум схемам власть «выкачивала» из бюджета не менее 12,5 миллиардов гривень в месяц. Учитывая, что Арсений Яценюк находится в своем кресле с марта 2014-го, общая сумма украденных у украинского народа денег за период его каденции (на 1-е сентября 2015-го) составляет не менее 213,5 миллиардов гривень или примерно 10 миллиардов долларов.
Важно не забывать, что это сумма всего лишь по двум схемам, о которых мы узнали. Есть множество других.
Вернемся на мгновение в начало 2014 года. Уже тогда громко звучал вопрос «Где деньги»? Федерация работодателей Фирташа год назад сообщила, что при Януковиче из легального оборота выводили примерно 260 миллиардов гривень ежегодно. И даже расшифровали эти потери по статьям. Госзакупки – до 140 миллиардов. Фиктивный НДС – 50 миллиардов. Коррупционные потоки при возмещении НДС – еще 20 миллиардов. Таможня – около 40 миллиардов. Экспорт зерна – 5миллиардов. Госрегистрация земельных участков – 1 миллиард. В список не попали убытки от госпредприятий и многое другое.
В целом сумма коррупционного сбора в масштабах страны оценивалась разными политиками и экспертами примерно в 300 - 350 миллиардов гривень в год.
Тогда же, вначале 2014-го, обсуждалась загадка: Януковича нет, а денег в бюджете не только не прибавилось, но стало заметно меньше. И есть всего два объяснения – либо Янукович не крал (хотя все знают, что крал), либо нынешняя власть крадет не меньше. Какое из них правильное? Зазвучали объяснения, что идет война, что мы потеряли Крым и Донбасс, которые еще два-три месяца назад называли дотационными, но загадку «замяли».
Сегодня, когда сбывается единственное из всех обещаний Яценюка (о том, что «будет очень тяжело») нельзя не обратить внимания на то, что коррупционная цифра по таможне, названная Ликарчуком (около 50миллиардов) практически совпала с показателем 2013-го года (около 40 миллиардов), озвученным людьми Фирташа. И даже немного выросла. Это дает основания полагать, что и по остальным направлениям власть не отстает от «злочынной».
(Мы здесь не касаемся темы украденных депозитов и средств предприятий из банковской системы, в результате которой мы все стали в три раза беднее. Но это тема уже не для публицистического материала, а повод для хорошей революции).
«Уши» масштабного воровства иногда появлялись совершенно неожиданным образом. «Новая власть» любит пиариться, делая громкие заявления-разоблачения. Например, в сентябре 2014-го Владимир Гройсман заявил о том, что Кабмин ликвидировал теневую схему в газовом секторе в размере 400-500 миллионов долларов. Он скромно умолчал о том, что о существовании этой схемы знает каждая буфетчица в Верховной Раде, и каждый депутат спал и видел, как присосаться к этому «животворящему источнику». Но ни одно имя злоумышленников до сих пор названо не было – ни исполнителей, ни бенефициаров, которые получали «гешефт» в период с марта по сентябрь 2014-го.
Кроме наработанных постоянно действующих коррупционных схем в Украине периодически появляются «разовые». Например, споры о целесообразности постройки оборонительно-заградительной стены вдоль украино-российской границы до сих пор не утихли, но где-то в Харьковских степях уже стоит «оборонительная линия Яценюка» на которую Кабмин в 2014-м потратил 235 миллионов гривень.
В общем, все то, против чего стоял Майдан, не только осталось, но расцвело буйным цветом. Война оказалась лучшим способом для устранения «особо активных и шумных» и отвлекающим фактором, дымовой завесой для совершения преступлений.
В последних числах августа в эфире неизвестно кем оплачиваемой передачи «10 минут с премьер-министром» Яценюк сообщил, что финансовый ресурс, который был нужен для повышения социальных стандартов, составляет около 10 миллиардов гривень в год: «И мы их нашли. В парламент вносится закон о повышении соцстандартов для более чем 12 миллионов граждан Украины».
С учетом воруемых чиновниками только по двум «схемам» сотнях миллиардов, заявления Яценюка о том, что он «нашел» 10 миллиардов на повышение социальных стандартов» звучат несколько цинично, не находите?
Не менее интересно на фоне этих цифр звучит информация о том, что Наталья Яресько в Анкаре обратилась к странам G7 за финансированием покупки российского газа для украинского осенне-зимнего периода. И похвасталась, что украинский бюджет скоро получит около 25 миллионов долларов финансовой помощи от правительства Норвегии.
Умерив аппетиты действующей власти хотя бы наполовину, Украина сможет найти деньги на дороги, на лекарства, на армию, на пенсии и пособия, на беженцев. И, заодно, на закупку газа.
Для этого, правда, придется найти ответ на деликатный вопрос Константина Ликарчука, заданный им в Одессе: как загнать этих зверьков в норы?