США ввели новые санкции против пяти компаний российской оборонной промышленности сроком на два года. Для Украины это огромный плюс, демонстрирующий, что США всерьез взялись за Россию, отмечают политологи. Одновременно под эти же санкции попали компании в Китае, Судане, Турции и ОАЭ. Как известно, юридические лица, попавшие под санкции, нарушили американское законодательство о нераспространении оружия массового поражения в Иране, Северной Корее и Сирии. О политическом значении санкций против России для Украины и сроках экономического запаса РФ FaceNews расспросил экс-министра иностранных дел и политических обозревателей.
Владимир Огрызко: Это важный сигнал для европейских политиков
Новые санкции США против России – это политический сигнал для некоторых европейских политиков, которые «спят и видят», чтобы санкции или уменьшить, или вообще от них отказаться, говорит экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.
Владимир Огрызко |
Ничего удивительного в этом, думаю, нет. Это продолжение линии, которая была определена. И очень хорошо, что эта линия продолжается. Мы видим, что американцы настроены серьезно и не собираются, как минимум, в ближайшей перспективе менять свою позицию. Мне кажется, это огромный плюс и позитив потому, что это важный политический сигнал для всех остальных. В основном, для некоторых европейских политиков, которые «спят и видят», чтобы санкции или уменьшить, или вообще от них отказаться. Поэтому я бы больше отметил политическое значение этого шага, чем тактическое.
Как Вы оцениваете экономический запас России?
Однозначный ответ, наверное, никто не предоставит. Нужно провести многофакторный анализ, поскольку речь идет на самом деле о нескольких составляющих этой проблемы. По разным оценкам, за прошлый год отток капитала из России составил от $140 до $150 млрд. Даже учитывая все запасы, которые сегодня есть в России, это огромнейшая сумма. На этот год оценки разные, но эксперты сходятся где-то на $120 - $130 млрд, что тоже колоссально. Если хотя бы только эта тенденция будет продолжаться – через два года в казне будет просто пусто. А к этому нужно еще добавить изменения на мировом рынке нефти, потери от поставки газа и так далее. Поэтому сказать, что такого вот числа Россия прекратит свое экономическое существование, нельзя, потому что это сложно. Но такие осторожные оценки говорят о том, что запаса мощности максимум на два года.
Александр Сушко: Я бы не стал ожидать присоединения ЕС к подобным санкциям
Это сигнал для мировых производителей оружия, в том числе для Украины, что нужно выбирать: сотрудничать с такими странами как Северная Корея, Иран или Сирия, или сотрудничать с США, рассказывает директор Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.
Александр Сушко |
В данном случае речь не идет конкретно о санкциях в отношении России. Это санкции, которые применяются к группе стран, которые с точки зрения США нарушают американский закон, не разрешающий военно-техническое сотрудничество с Ираном, Северной Кореей и Сирией. И в эту группу попадает не только Россия, но также и Китай, Турция, Судан и ОАЭ.
Мы можем трактовать эти действия как часть глобального кризиса в отношениях США и России, но должны понимать, что это не связано с санкциями США, которые были внедрены из-за аннексии Крыма или войны на Донбассе. Это просто сигнал мировым производителям оружия. Они должны выбирать, сотрудничать с такими странами как Северная Корея, Иран или Сирия, или сотрудничать с США.
По сравнению с Европой, США более активны в политике по поводу контроля над вооружением. Они действительно хотят привлечь ЕС и других своих партнеров к аналогичной политике, но сами действуют на опережение. Поэтому я бы не стал ожидать быстрого присоединения ЕС к подобным санкциям. Тем более сейчас, во-первых, с Ираном наметилась определенная позитивная тенденция во взаимоотношениях, позволяющая Ирану выйти на мировые рынки нефти. Во-вторых, в Сирии ситуация не стала более прогнозированной, центральное правительство теряет шаг за шагом контроль за территорией – скоро там будет неизвестно против кого вводить санкции.
Для Украины эти санкции имеют какое-то политическое или экономическое значение?
Прямого влияния здесь, конечно, нет. Потому что Украина со своей стороны фактически прекратила военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Но, с другой стороны, Украина также является производителем оружия и традиционно входила в десятку мировых производителей оружия. И это тоже определенный сигнал. Сотрудничество с этими странами (Северная Корея, Иран или Сирия, – Ред.) было бы не совместимо с военно-техническим сотрудничеством с США.
Василий Лаптийчук: Вашингтон преследует собственные национальные интересы
Вводя санкции в отношении предприятий-конкурентов на мировых рынках оружия, Вашингтон добивается их ослабления и вытеснения с рынка, рассказывает эксперт по вопросам безопасности, в прошлом директор Института России в Украине Василий Лаптийчук.
Василий Лаптийчук |
Введение США санкций против пяти предприятий ВПК РФ прямо и быстро не повлияет на российско-украинские отношения или, тем более, на ситуацию в самой Украине. А поскольку указанные санкции также касаются оборонных компаний других стран и связаны с торговлей оружием санкционных предприятий с Ираном, то, понятное дело, что они вообще не касаются агрессии России против Украины.
Однозначно, вводя санкции в отношении предприятий-конкурентов на мировых рынках оружия, Вашингтон преследует и собственные национальные интересы – ослабление и вытеснение с рынка конкурентов. И это в такой же степени касается и ВПК РФ, который традиционно остается одним из крупнейших в мире продавцов оружия. Однако, опять же, ни на Украину, ни на РФ, ни на российско-украинский конфликт эти санкции пока никак не повлияют.
На сегодня в РФ достаточно обычного и стратегического вооружения, чтобы в случае политической воли начать в отношении нас мощную военную кампанию. О качестве этого оружия, профессиональных и психологических особенностях российских военных, сознательно умолчим. Хотя, следует отметить, что эти санкции как-то испортят планы россиян технически переоснастить свои ВС к 2020 году. Если, конечно, санкции уже в скором времени не снимут.
Как вы оцениваете запас экономической мощности России?
Безусловно, экономическое положение РФ ухудшается. Однако я бы не «драматизировал» ситуацию в РФ. Более 350 млрд золотовалютных резервов (в Украине что-то около 10 млрд?), ежедневные поступления валюты из ЕС, Украины за нефть и газ, другое сырье и тому подобное. Конечно же, смиренный и посильный вклад в виде налогов (и сладостей для агрессора) в поддержку российской экономики предприятия «Рошен» в Липецке. Массовые завозы на территорию агрессора украинских продуктов в Россию через Крым, «ДНР / ЛНР». И это далеко не все факторы, которые способны держать российскую экономику еще долгие годы.
Александр Палий: США с нами
За последний год санкции и цена на нефть отобрали у России $200 млрд, которые Россия могла потратить как угодно, в том числе на войну с Украиной, подчеркивает политолог-международник Александр Палий.
Александр Палий |
Это очень хороший знак того, что США всерьез взялись за Россию. Они услышали все те угрозы, которые она озвучивала, все те полеты авиации. Американцы это услышали. Правда, долго думали. И сейчас идет политика на истощение, особенно военно-промышленной и нефтяной сферы. Для нас это очень хороший знак. Это значит, что США с нами. За последний год, например, санкции и цена на нефть отобрали у России $200 млрд. Эти огромные деньги Россия могла потратить как угодно, в том числе на войну с Украиной. И еще мы услышали очень хорошие слова от посла США о том, что украинский флот в Одессе сейчас временно, и в свое время вернется в Крым.
Сколько еще они готовы сохранять режим Путина и игнорировать санкции?
Они уже не делают вид, что санкций нет. Уже много чего именно на санкции и списывают. Я думаю, что запас мощностей России очень незначителен.