Упрощенность, прозрачность, справедливость – три кита налоговой реформы, которые Министерство финансов обещает налогоплательщикам. Налоговый комитет при Верховной Раде и общественники называют реформу Минфина фейком и предлагают собственные концепции. На всеукраинском форуме по вопросам налоговой реформы члены авторских групп, нардепы и предприниматели озвучили свое видение налоговой реформы. Представители министерства финансов на форум не явились.
Александр Пасхавер: Существуют условия, которые закрывают путь к реформам
Прежде чем обсуждать вопросы конкретных сфер реформ, нужно, чтобы политическая власть совершила решительные шаги к полному обновлению бюрократии, говорит экономист и советник президента Петра Порошенко Александр Пасхавер.
Александр Пасхавер |
Существуют некоторые условия, которые закрывают путь к реформам. Есть разница в бюрократических ценностях, которые исповедует большинство, и ценностях реформаторской группы. Если мы поручаем наши реформы людям-бюрократам – могу прогнозировать их неуспешность. В сущности, 90-е годы это показали – мы получили квазигосударство. Я думаю, что прежде, чем обсуждать вопросы конкретных сфер реформ, нужно политической власти совершить решительные шаги к полному обновлению бюрократии. Ничего невозможного в этом нет.
Илья Несходовский: Это добивание еще живого бизнеса
Налоговики не замечают, что наибольшие компании страны не платят миллиарды гривень, но почему-то начинают «заниматься» малым бизнесом, рассказывает эксперт общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ» Илья Несходовский.
|
||
Илья Несходовский |
По сравнению с прошлым годом у нас экспорт упал на треть. Оборот розничной торговли упал на 25%. Реальная заработная плата населения уменьшилась на 25% – мы все стали беднее на 25%! И при такой парадоксальной ситуации всех оповещают: мы перевыполнили план, поступления в бюджет увеличиваются. Вы планировали одно падение, а получили еще больше. То, что происходит сейчас в налоговой реформе, это добивание еще живого бизнеса.
Мы хотим, чтобы было реализовано несколько заданий. Первое: создание условий для развития экономики. Второе: невозможность коррупции. Теневая экономика вышла из коррупции. Когда на таможне кто-то может заплатить 500 долларов таможеннику и провести фуру, а кто-то должен оплачивать налоги в десятки тысяч долларов. Когда целые заводы работают без нужных документов, а налоговая этого не замечает. Налоговики не замечают, что наибольшие компании страны не платят миллиарды гривень, но почему-то начинают «заниматься» малым бизнесом. Сначала сделайте так, чтобы закон выполняли самые богатые, а потом будете заниматься самыми бедными. Третье: существенно снизить налоговое давление. Если мне для жизни нужно 2 тысячи гривень, а я зарабатываю всего 2500 – государство не может забирать половину! А оно забирает…
Мы считаем, что главное, к чему нужно стремится – это сохранении упрошенной системы налогообложения. Нужно все сервисы максимально переводить в электронный вид.
До сих пор не работает электронный кабинет налогоплательщика, который должен был заработать еще пять лет назад. Когда мне звонит налоговик и говорит о задолженности, а я не могу посмотреть и проверить. Во всех цивилизованных странах это есть, и даже в России. Государственная фискальная служба должна сосредоточиться на тех, кто нарушает закон. Все, дополнительные инструменты не нужны.
Максим Нефедов: Государство-банкрот не поможет никакому бизнесу
Налоговая реформа должна быть честной, с равноправной реализаций, стабильной и максимально простой, говорит замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов.
|
||
Максим Нефедов |
Мы считаем, что налоговая реформа должна быть честной, с равноправной реализацией как для больших, так и маленьких игроков. Необходимо снижение налоговых ставок за счет расширения налоговой базы, децентрализация при сборе налогов. Налоговая реформа должна быть проведена так, чтобы она была стабильной и максимально простой. Кроме того, для нас важно, чтобы налоговая система была конкурентной. Украина не существует в вакууме – мы должны создать для бизнеса условия, более содействующие работе.
Точно так же мы уверены, что для бизнеса важна и макроэкономическая стабильность – государство-банкрот не поможет никакому бизнесу. Об этом мы тоже не должны забывать.
Андрей Журжий: ГФС никогда не будет сервисом для бизнеса с зарплатой в 2000 гривень
Народный депутат, заместитель главы Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, член профильной рабочей группы по налоговой реформе Андрей Журжий считает, что главное – это отказаться от ненужных функций.
Андрей Журжий |
Нужно бороться не за изменения, а за стабильность. По моему мнению, любая реформа налогообложения – это реальная реформа государственной фискальной службы и реформирование налогов на заработную плату. Вы никогда не сделаете ГФС сервисом для бизнеса с заработной платой в 2000 гривень. Когда мы говорим о налоговой милиции – то ее нужно давно ликвидировать. У нас есть статистика их работы, лично я был поражен. Потому что с 2014 года уголовных дел по статье 112 (общие условия привлечения к финансовой ответственности – прим.ред.) только 49 было передано в суд. В европейских странах, США – 60, 70, 90% дел передается в суд. Значит, наша налоговая милиция занимается чем-то не тем. О каком реформировании можно говорить?
Мы должны отказаться от ненужных функций. Я за систему электронного администрирования. Она должна обеспечивать ряд ключевых вещей, в том числе отсутствие проверок налогового кредита. Это ненужная функция. Если весь налоговый кредит обеспечен деньгами, что вы собираетесь проверять? Освободите людей.
Алексей Геращенко: Мы должна дать четкий сигнал, что в Украину можно инвестировать
Мелкие поправки и уточнения могут себе позволить только развитые страны – это не наш случай, подчеркивает экономист и предприниматель Алексей Геращенко.
Алексей Геращенко |
Когда мы говорим о налоговой реформе, то должны понимать, что ситуация практически критическая. По экономическим рейтингам Украина ниже африканских стран, нам нужен определенный прорыв. Реформа должна быть такой, чтобы была возможность сказать, в чем мы самые лучшие, какие-то мелкие поправки и уточнения – это не наш случай. Это могут позволить себе развитые страны.
За полгода у нас 16% падение ВВП. Трудоспособного населения у нас меньше, чем пенсионеров и льготников. Так вполне реально превратиться в страну, где останутся только пенсионеры, депутаты, проститутки и таксисты. Если не будет реформ, появляется вопрос: а останется ли страна?
В нашей стране самый ценный ресурс – это человеческий потенциал. Мы должна дать четкий сигнал, что в Украину можно инвестировать на длительный срок. Это не так важно для украинского рядового предпринимателя, но это мощный сигнал для иностранного инвестора. Мое резюме – нужна низкая нулевая ставка на прибыль и реальное уменьшение налоговой нагрузки с помощью уменьшения расходов бюджета.
В 2015 году приоритетными определены 18 реформ. У каждой есть профильный министр и создана отдельная целевая команда специалистов. Налоговая реформа почему-то стала исключением. На данный момент ее разработкой занимаются сразу три отдельные экспертные группы: авторский коллектив Минфина, Налогового комитета при ВР и общественники. Предложения всех целевых команд будут конкурентно выставлены 27 августа перед Национальным Советом Реформ.