90% такси в Украине работают в тени
В Украине легально работают менее 10% такси, сообщает Мининфраструктуры. Эксперты-транспортники отмечают, что услуги таких такси обходятся намного дешевле, однако небезопасны для пассажиров из-за отсутствия гарантий. В марте представители Украинской таксомоторной ассоциации адресовали властям письмо, в котором заявили о необходимости реформ и выведения такси в легальную плоскость. Сегодня они обвиняют Министерство инфраструктуры в бездействии и уверены, что при нынешнем правительстве реформ быть не может. Стоит ли бороться с теневыми такси или оставить украинцам возможность заработка? Об этом FaceNews расспросил экспертов.
В Украине легально работают менее 10% такси, сообщает Мининфраструктуры. Эксперты-транспортники отмечают, что услуги таких такси обходятся намного дешевле, однако небезопасны для пассажиров из-за отсутствия гарантий. В марте представители Украинской таксомоторной ассоциации адресовали властям письмо, в котором заявили о необходимости реформ и выведения такси в легальную плоскость. Сегодня они обвиняют Министерство инфраструктуры в бездействии и уверены, что при нынешнем правительстве реформ быть не может. Стоит ли бороться с теневыми такси или оставить украинцам возможность заработка? Об этом FaceNews расспросил экспертов.
Александр Кава: Дешевые такси восполняют нехватку городского транспорта
Экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава отмечает, что в сложной экономической ситуации этот рынок позволяет многим украинцам выживать, поэтому бороться с теневыми такси сейчас абсолютно несвоевременно.
Александр Кава |
Проблема на рынке такси у нас в стране существует, но острой ее я назвать не могу, потому что рынок саморегулируется. Любой человек, который хочет воспользоваться услугой такси, может на рынке почти всегда подобрать то, что удовлетворяет пассажира по стоимости и по качеству. Плюс, современный и адекватный наземный городской транспорт есть только в одном городе Украины, в Виннице, а дешевые такси, по сути, восполняют эти пробелы во многих городах.
На рынке действительно очень большая теневая часть. Я знаю об инициативе, которую продвигает Украинская таксомоторная ассоциация, но какой-либо особой срочности в этом вопросе я сейчас не вижу. Тем более, что изменение правил работы этого рынка сразу же приведет к почти десятикратному повышению стоимости проезда. Наши соотечественники в большинстве своем не готовы платить за такси дорого.
То есть сейчас нерезонно бороться с теневыми такси?
Нет, абсолютно несвоевременно. Тем более что в сложной экономической ситуации в стране этот рынок, по сути, позволяет многим украинцам выживать и получать хотя бы какую-то «копейку» в период, когда все тарифы существенно растут.
Уверен, что на рынке автомобильного транспорта профильному ведомству сейчас необходимо бросить все силы на внедрение европейских стандартов на рынке автобусных перевозок, где ежегодно перевозится 3 млрд пассажиров, зачастую в условиях, которые нельзя назвать человеческими.
Владимир Шемаев: Таксистов-нелегалов некому контролировать
В свою очередь эксперт по вопросам инфраструктуры Владимир Шемаев отмечает, что в первую очередь нелегальное такси – это большая угроза для пассажира, а потом уже для бюджета. Говорить о том, что все такси – это яростные нарушители, не стоит, однако бороться с этим нужно.
Владимир Шемаев |
Большинство операторов рынка такси не платят налоги, потому что работают через диспетчерские центры с автолюбителями, которые занимаются частными перевозками. На всю Украину единицы крупных фирм, у которых действительно есть свой парк в количестве от пятидесяти машин с оборудованными кондиционерами.
Такая большая тенизация происходит по той причине, что рынок такси регулируется на центральном уровне, то есть посредством Министерства инфраструктуры. Во всех успешных странах в Европе и США рынок такси отдан на местный уровень. То есть, например, Киевская городская администрация решает, что ей нужно две или три тысячи машин. Выдается такое количество лицензий, и посредством общего конкурса половина из них продается. В конкурсе могут участвовать как индивидуальные перевозчики, так и фирмы, у которых есть парк. Дальше эти лицензии могут перепродаваться, но их количество не может увеличиваться. Таким образом, на рынке поддерживается конкуренция, но остается какой-то лимит.
Что касается сегодняшней ситуации в целом, по большому счету, работающих нелегально таксистов некому контролировать. Кроме того, в нашей стране небольшой взяткой можно откупиться и дальше спокойно себе работать. В первую очередь нелегальное такси – это большая угроза для пассажира, а потом уже для бюджета. Нет гарантии безопасности, страхования.
Нужно ли бороться с теневыми такси?
В нашей стране добропорядочные безработные иногда подрабатывают частным извозом. И говорить о том, что все такси – это яростные нарушители, я бы не стал. Но бороться с этим, конечно, нужно. Патрульная полиция и территориальные управления Укртрансинспекции должны контролировать, чтобы люди работали легально. Но сначала нужно попытаться привести таксистов в этот легальный сектор.
Первый этап – максимальная дерегуляция. Вывести перевозчиков из тени, разрешить им регистрироваться как частным предпринимателям без индивидуальных лицензионных карточек, чтобы они платили единый социальный взнос за определенную ставку единого налога. Но всех предупредить, что следующий этап реформы такси грядет через 3-5 лет. С того момента местные власти уже будут сообщать, какие лицензионные требования предъявляют для такси. Может ли это быть машина 30-летнего возраста, без кондиционера и так далее. Чтобы фирмы готовились, что только такие-то машины будут разрешены, а водители аккумулировали свои финансовые ресурсы к закупке более новой машины. А дальше, после передачи функций регулирования рынка на местном уровне, вводить более жесткие требования к соблюдению правил.
Андрей Антонюк: С нелегальных такси нужно взыскивать очень высокие штрафы, вплоть до конфискации автомобилей
Глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк настроен весьма радикально в вопросе нелегальных такси. Он считает, что с нарушителей нужно взыскивать очень высокие штрафы, вплоть до конфискации автомобилей.
Андрей Антонюк |
В нелегальном такси пассажиры никак не могут себя защитить. Если человеку наносятся увечья или кто-то погибает, водитель может тут же выбросить шашку и сказать, что просто подвозил человека. В нормальном такси пассажир застрахован – есть компании, которые это делают по своей инициативе. И очень раздражает, когда один работает совестливо, платит налоги, а рядом те, кто этого не делают.
В аэропорту «Борисполь» с 1 июля в тестовом режиме начало работать легальное такси. Только лицензию два месяца никто не может получить. Лицензированные органы принимают документы, но лицензии не выдают – такие реформы.
Почему же реформы не работают?
Если бы было желание осуществлять эти реформы, политическая воля и понимание – все получилось бы. Закон о такси уже давали на внешнее согласование при министре Бурбаке – законопроект не прошел. При министре Пивоварском вывешивают на сайт тот же текст, хотя и знают, что у законопроекта нет шансов. Сначала говорят, что лицензионную карточку для такси должны выдавать органы местной власти, позже ее отменяют, а потом прописывают вообще другие лицензионные условия. Не проще ли собрать людей и написать правильную концепцию? А то получается, что каждый из десяти департаментов пишет по какому-то своему закону.
Как вывести такси из тени?
Государство должно выполнять свою функцию – следить за выполнением законов. Должен быть четкий контроль. Во-первых, нужно немного поменять законодательство, чтобы люди поверили государству. Поощрить людей работать в поле лицензии, на какой-то период понизить налогообложение. И, во-вторых, обеспечить жесткий контроль за выполнением этих законов. За нелегальную деятельность должны быть очень высокие штрафы, вплоть до конфискации автомобилей. Тенизация такси очень большая, а это не социальный вид транспорта. Здесь государство могло бы показать свой характер.
Письмо к властям, в котором Вы требовали реформу такси, датируется мартом. Что-то изменилось за это время?
Мы получили ряд отписок. Министерство инфраструктуры сообщило, что реформы идут бешеными темпами. Налоговая сказала, что 2 млрд – это хорошо, но не соответствует курсу регуляции страны, плану реформ президента до 2020 года. Все говорят, но толку никакого. Никаких реформ нет и при этом правительстве 100% быть не может.
FaceNews попросил Министерство инфраструктуры прокомментировать письмо Украинской таксомоторной ассоциации, которая предлагала свое видение реформы такси. Предлагаем читателям полный вариант полученного ответа.
Мининфраструктуры сотрудничает с ВОО «УТМА» в вопросах совершенствования законодательства уже несколько лет. Предоставленные ими предложения, как и те, которые предоставлялись ранее, актуальны, в связи с чем, их приняли к работе.
К разработанному Мининфраструктуры проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб», включены нормы, которые позволят решить поднятые вопросы, в частности, обеспечить поступление в бюджет средств, которые в настоящее время не уплачиваются перевозчиками.
Недавно проект закона был доработан с учетом предложений общественности и передан народным депутатам на регистрацию в Верховной Раде с целью ускорения его прохождения.