Нововведение Минтранса может привести к закрытию многих автостанций
Министерство инфраструктуры Украины разработало проект изменений в Порядок регулирования деятельности автостанций, которым предлагается централизованно установить автостанционный сбор на уровне 1 гривни при покупке билетов пассажирами.
Владимир Шемаев, эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры |
Существующий Порядок, принятый в 2010 году, разрешает автостанциям устанавливать размер сбора на уровне 5-15% от стоимости билета в зависимости от протяженности поездки с учетом внутреннего или международного сообщения.
В условиях тотального подорожания цен на проезд желание Министерства выровнять сбор вне зависимости от расстояния и стоимости билета понятно: автоперевозчики увеличат свои доходы за счет уменьшения и перераспределения сборов в свою пользу. Для пассажиров это преподносится как возможность выбора – пользоваться услугами автостанции или нет (покупками билета в кассе, посадкой и высадкой на специально оборудованной площадке, доступом к местам общего пользования, киоскам с товарами и продуктами питания и т.п.). Однако административное снижение цены до 1 гривни в условиях украинских реалий кроет в себе ряд угроз и может привести к закрытию большого количества автостанций. И вот почему.
Автостанции, которые обслуживают небольшое количество направлений и не имеющие площадей, которые можно сдать в аренду – вмиг станут убыточными. Основных источников доходов у автостанций два – автостанционные сборы (5-15% от стоимости билета взимается как с пассажира, так и с перевозчика) и платежи арендаторов. Но в итоге это не очень большие деньги с учетом сегодняшних расценок на коммунальные услуги и энергоносители. Если в городе большой пассажиропоток, то в районных центрах он гораздо меньше. При нынешних сборах, убытки станций в районах часто перекрываются прибыльной станцией в городе, т.к. эти станции часто относятся к одному предприятию. При уменьшении сбора до 1 гривни подобное «перекрестное субсидирование» автостанций вряд ли будет возможнопо причине уменьшения их доходов при одинаково высоких затратах на содержание автостанций в городе и районе.
Вырастет рынок нелегальных перевозок. Убыточность автостанций приведет к их закрытию, как следствие, посадку и высадку пассажиров перевозчики будут осуществлять в необорудованных для этого местах. Это повышает риск получения пассажирами травм и вероятность дорожно-транспортных происшествий, при том, что об обязательном страховании поездки в таких условиях говорить не приходится.
Резкое снижение сбора не учитывает социальной значимости автостанций. Закрытие автостанции приведет к тому, что ожидать автобус пассажиры будут под открытым небом. Особенно острой эта проблема станет в зимнее время года в районных центрах, где рейсовые автобусы ходят не так часто.
Истина как всегда находиться где-то посередине. Следует внедрить более гибкую систему, чтобы каждая автостанция сама определяла размер сбора, и он может быть одинаковым для всех пассажиров – как и предлагается Министерством. При этом установление величины сборов необходимо осуществлять исходя из фактических затрат автостанций на их функционирование с учетом количества обслуживаемых автобусов и пассажиров в месяц или квартала также от степени социальной значимости автостанций. Подобный подход позволит остаться в системе рыночного ценообразования и в то же время позволит уйти от ненужной централизации в принятии решений.