В 2012 году украинское правительство обязалось действовать прозрачно и открыто. Такие условия были следствием подписания международной декларации об инициативе «Открытое правительство». Реализовать обещанное на практике должна была совместная работа специально созданного Координационного совета, в состав которого вошли представители министерств и общественники. Что изменилось в Украине за четыре года участия в «Партнерстве «Открытое правительство»? И почему шины – самый эффективный рычаг воздействия на власть? Об этом в интервью FaceNews рассказал участник инициативы Максим Лациба.
Максим Лациба |
Что такое «Партнерство «Открытое правительство»? Что оно может дать Украине?
«Партнерство «Открытое правительство» – это обязательство правительства перед гражданами Украины сделать свою деятельность более открытой. Внедрить электронное управление, сделать административные услуги более доступными и удобными в получении. Создать благоприятные условия для различных общественных инициатив, улучшить налогообложение и облегчить получение ресурсов. Большая открытость в работе добывающих отраслей, сектора работы экономики и т.д. Большая степень общественного контроля за работой правительства. Это краткая суть этой международной инициативы.
На самом деле есть декларация, которую подписало уже 68 стран, о том, что они будут внедрять вот эти стандарты открытости работы правительства, министерств и местных администраций. Украина одна из подписантов. Соответствующий план мероприятий утвержден Кабинетом Министров, есть Координационный совет, который сопровождает реализацию инициативы.
По какому принципу формируется Координационный совет?
Координационный совет создало правительство пару месяцев назад. Его возглавляет вице-премьер Геннадий Зубко. Входит в этот Координационный совет порядка 40 человек. Из них где-то 15 – это представители Министерств на уровне зам-министров, и, соответственно, 25 человек – представители общественности. От каждого министерства или органа власти, который отвечает за тот или иной пункт утвержденного Кабмином плана мероприятий, включены исполнители, чтобы коллективно отчитываться и координировать свою работу.
Есть ли какие-то требования к людям из общественности, которые хотят попасть в Координационный совет?
Специального механизма отбора нет, но туда попали представители организаций, который давно и профессионально занимаются соответствующими темами. То есть борьба с коррупцией, например, это Transparency International.
Если есть желание, можно присоединиться к какой-то рабочей группе, к выполнению мероприятий. В Координационном Совете было открыто и создано 6 рабочих групп, среди которых распределили задания на этот год.
Нужно как можно быстрее заставить украинское правительство реализовывать инициативу
А как вы попали в Координационный совет «Открытого правительства»?
Это была инициатива правительства США и Бразилии. Подписана она была в 2012 году. Тогда президент Обама и на тот момент президент Бразилии Луис да Сильва презентовали инициативу на Генеральной ассамблее ООН и призвали другие страны присоединяться. На тот момент президент Янукович тоже подписал декларацию. Мы (Украинский независимый центр политических исследований. – FaceNews) узнали об этой инициативе через западные СМИ. Было понятно, что она реформаторская, и нужно как можно быстрее заставить украинское правительство ее реализовывать. Не просто сказать: вот, классная инициатива, а начать работать.
В самой декларации предусматривалось, что правительства, которые присоединились, будут разрабатывать план мероприятий для исполнения этой декларации. Мы от нашей организации, от Украинского независимого центра политических исследований, подготовили предложения для реализации главных направлений инициативы и официальным письмом отправили в Кабинет министров Украины, тогда еще возглавляемый Азаровым.
Кабинет министров нас пригласил, была создана рабочая группа, в которую входили и общественные деятели, и представители различных Министерств, и мы подготовили первый план мероприятий. А потом, когда создавался Координационный совет, меня пригласили войти в состав. Увидели, что проявляю активность, конкретные мероприятия предлагаю. Вот так работает демократия в Украине: если человек хочет присоединиться к какому-то процессу, он может это сделать. Просто, возможно, это будет немножко долго и сложно, но это реалистично.
То есть «Открытое правительство» в Украине существует с 2012 года. Как Вы оцениваете работу на протяжении этих нескольких лет?
В 2012 году эта инициатива была достаточно оживленной. Тогда тоже сформировался Координационный совет. Первый год был активный. Общественность делала много предложений, и, в принципе, министерства и парламент некоторые решения принимали. Инициатива развивалась. Ну, по крайней мере, по части общественных организаций. По части борьбы с коррупцией при правительстве Азарова было все плохо. А потом случились Майдан и Революция, работа Координационного совета фактически была остановлена. В конце 2014 был только составлен план мероприятий на 2014-2015 годы. И уже потом была создан Координационный совет. Фактически инициатива «проснулась» месяц назад, когда состоялось официальное заседание Координационного совета.
Знаете, когда в зале, под камерами, находятся 50 человек, каждый зам-министр, который входит в состав, отчитывается и рассказывает, почему он не сделал конкретное мероприятие, а общественность еще активно комментирует и говорит «извини, а было не так, происходит то-то» – это мотивирует к движению. В октябре состоится собрание активного комитета, все страны, которые присоединились к инициативе, собираются в Мехико, и украинское правительство должно отчитаться, что оно сделало.
Рецепт успеха: когда общественность все делает сама, и потом заставляет власть принять это решение
И чего уже удалось добиться? Чем можете гордиться?
Тут работает такое правило: если есть какой-то пункт плана мероприятий, и общественная организация очень заинтересована в его реализации, они сами напишут проект закона или постановления, придут с митингом. И тогда происходит какое-то движение. А если просто план мероприятий поручается Министерству – фактически, ничего не происходит.
Главный рецепт успеха: когда общественность активно все сама делает за власть, и потом заставляет власть принять это решение. В таком аспекте можно вот, чем гордиться. Например, был принят закон об общественных объединениях в 2012 году. Он качественный, хороший, до сих пор работает. Один из лучших в Восточной Европе. Закон о благотворительности и благотворительных организациях был принят и тоже работает. Теперь намного легче стало регистрироваться и действовать общественным организациям.
Я бы сказал, что немногим уже можно гордиться, хотя есть определенные прогрессы по электронному управлению. Уже года два должен работать единый портал административных услуг, а работает только последние недели. В принципе, есть ощутимые сдвиги в работе антикоррупционной реформы, но это в большей степени из-за давления общественности.
Как это работает? Расскажите о порядке реализации инициативы на практике.
На сайте Кабинета министров есть баннер гражданское общество и власть – это специальный сайт, которое правительство создало для связей с общественностью. Там в меню слева есть «Открытое правительство», где все новости по этой инициативе. К примеру, в правительственном плане мероприятий по выполнению инициативы указано: подготовить изменения в закон о бюджете и благотворительных организациях, чтобы предусмотреть возможность финансирования проектов благотворительных организаций. Исполнитель – Министерство финансов. До марта 2015.
Фактически, это поручение, которое должен прочитать каждый министр и раздать непосредственно своим работникам, определить, кто и до какого числа должен подготовить текст законопроекта. А потом должно состояться заседание Координационного совета, на котором представители всех министерств должны отчитаться, а общественность может прокомментировать, что не сделано.
Координационный совет – это инструмент общественного контроля, который, во-первых, заставляет министерства начать работать, а, во-вторых, услышать голос общественности. Я надеюсь, что мы перейдем с функций общественного контроля на функции сотрудничества. Когда мы, как общественность, будем делать министерствам предложения при их искреннем желании, а не заставляя.
Большинство предусмотренных мероприятий – это подготовка изменений в законодательстве. Но есть часть мероприятий, которые нужно осуществить на уровне правительства. Например, Министерство экономики должно ввести электронный портал получения административных услуг. Тут не нужен закон, бери и делай. Но когда уже «бери и делай», сложно у них тут получается.
Шины – наиболее эффективный рычаг влияния на власть
Какой «инструментарий» позволяет реально влиять на власть? Есть какие-то эффективные рычаги?
Да. Шины. Наиболее активный рычаг, когда ты приходишь каждый понедельник под Согласительный совет и требуешь о рассмотрении такого-то законопроекта. Каждый вторник приходишь под Верховную Раду, раздаешь инфографику, листовки и требуешь принятия этого законопроекта. Это наиболее активные способы. А второй – это вы, журналисты. Если все журналисты напишут, что, к примеру, заместитель министра внутренних дел или заместитель генпрокурора – взяточники, а общественные любители Facebook «полайкают» – выходит решение. Это реально, хоть и смешно.
Если мы даем совет общественным деятелям – нужно формировать свои предложения. Не просто ходить и «кричать», а уже с конкретными предложениями приходить в парламент, в министерства. Если вас не хотят слышать – выходите на улицу, митингуйте, требуйте. Я так делал, и мне всегда потом приглашали в рабочие группы. Это нормально. Потом уже сразу приглашают, думают, зачем этот скандал, лучше Лацибу сразу пригласить.
Используете ли какие-то гранты? Кто финансирует инициативу, и хватает ли средств?
В данный момент главным исполнителем инициативы является правительство. Поэтому правительство в пределах своих средств, сметы министерств и реализует инициативу. Иногда международные доноры поддерживают работу организаций, чаще всего по мониторингу. Больше могут сказать министерства, которые непосредственно отвечают за выполнение тех или иных мероприятий.
Большинство мероприятий не выполняется, вопрос: просто лень, нет времени или не хватает средств? Например, по созданию сайта административных услуг, я слышал, что там не хватает финансирования. Не дают нужных ресурсов.
По вашему мнению, при сегодняшней власти у инициативы есть шансы всесторонне заработать?
А при сегодняшнем обществе, качестве и наглости общественных организаций у инициативы есть шансы заработать? Я честно говоря, не верю в активность и миссионерность украинской политики. Я верю в неусидчивость, активность и убежденность граждан и общественных организаций, что нужно реформировать страну. Шансы есть. Мне кажется, есть много организаций, которые искренне хотят изменений. Часть из них уже научилась не просто требовать, но и работать над ними, то есть писать тексты и убеждать депутатов их реализовывать.
Какие акценты в работе, какие приоритеты: борьба с коррупцией или повышение уровня качества законодательной или исполнительной власти?
В постановление Кабинета министров, плане мероприятий указано 28 мероприятий – это и есть приоритеты. Мероприятия разбиты на четыре блока. Есть блок о создании содействующего законодательства для работы гражданского общества. Есть второй блок – это информационная прозрачность работы органов власти, доступ к публичной информации, открытость реестров и так далее. Третье – улучшение работы административных процедур работы правительства и административных услуг для граждан. И еще одно – внедрение электронного управления. Если не ошибаюсь, это ключевые приоритеты, в которых работает правительство.
Какие сегодня у вас первоочередные задачи? Планы на ближайшее время?
Первый план – это совместно с Министерством финансов подготовить новое положение о порядке ведения реестра неприбыльных организаций. Законопроект об улучшении налогового режима для благотворительной деятельности и для общественной деятельности мы подготовили и зарегистрировали через депутатов.
Второй наш личный план – это совместно с комитетом ВР доработать закон о регистрации юридических, физических лиц, где обновляется процедура регистрации общественных, благотворительных организаций, профсоюзов, политических партий и прочего. Сейчас его активно анализируем, чтобы действительно было качественно, удобно и без рисков государственного давления на различные неправительственные организации.
И третий пункт – мы подготовим правки в бюджетный кодекс, предусмотрим возможность как министерств, так и местных областных администраций предусматривать средства в бюджетной смете для поддержки проектов различных неправительственных организаций. В европейских странах это распространенная практика.
Например, сейчас возвращается много воинов АТО, нужно проводить процедуры реабилитации. И это абсолютно нормально, если областная администрация или МВД проведет конкурс проектов среди общественных организаций, чтобы они работали с этими людьми. Сейчас в Украине этого не происходит. Все падает на очень неэффективные службы социальной работы, которые сидят в своем кабинете, эти полтора человека, и никого не хотят видеть. Это приоритеты для меня лично и нашей организации как члена Координационного совета.