Бизнесмены подумывают о «сворачивании» своей трудовой деятельности в Украине. Причина – введение электронного администрирования НДС. 13 июля представители бизнеса и общественности вышли под стены ВР на протестную акцию «Защитим бизнес от НДС-счетов». Какие проблемы электронное администрирование принесло украинским предпринимателям, и почему появилось двойное налогообложение? Об этом в интервью FaceNews рассказал участник акции бизнесмен Андрей Гарнат.
Андрей Гарнат |
Каким бизнесом Вы занимаетесь и с какими проблемами в системе электронного администрирования НДС столкнулись? Существует ли проблема вымывания оборотных средств предприятий?
У нас группа компаний «Алмира» – это рекламное агентство, консалтинговые компании, которые поставляют товары народного потребления в торговые сети. Да, происходит колоссальное вымывание оборотных средств. Потому что овердрафт, который рекламирует налоговая и Министерство финансов, абсолютно оторван от реальности. Особенно сейчас, когда у массы предприятий есть отсрочка платежа 30, 45, 60 и 90 дней.
Мы получаем двойное налогообложение
Когда предприятие отгрузило товар, оно должно заплатить деньги на НДС-счета для того, чтобы получить возможность зарегистрировать налоговую накладную. Однако в конце месяца предприятие должно заплатить НДС. А если у нас отсрочка платежа – деньги от покупателя еще не приходят, а НДС уже нужно заплатить. Мы получаем двойное налогообложение.
Пообщавшись в нашем кругу с предпринимателями, могу сказать, что по статистике, порядка 70 % точно от этого пострадали. А так как сейчас тонкие наценки, упавшие объемы, предприятия считают каждую копейку, выложить деньги, чтобы просто зарегистрировать документы – это очень тяжело. Баланс начнет выравниваться только, когда придут деньги от покупателя, но затем предстоят следующие сделки, а значит снова та же ситуация.
Раньше при тех же условиях отсрочки платежа отгружался товар, возникало налогообязательство, к примеру, 10 или 25 числа, и в конце месяца платился НДС. А теперь прибавилась еще необходимость вносить на НДС-счет предварительные деньги, чтобы получить у государства разрешение и выписать налоговую накладную.
Для каких компаний эта переплата наиболее ощутима?
Как высчитывается НДС – это сумма, деленная на 6, а не классические 20%. Сумму нужно перечислить на спецсчет НДС, чтобы зарегистрировать документ. То есть это отвлечение оборотных средств, причем достаточно существенное. Поскольку сейчас многие компании работают с низкими наценками и большими отсрочками платежа, сумма, которую нужно перечислять на НДС-счет, для многих очень существенна. Особенно, когда сделки идут на сотни тысяч, на миллионы.
А для Вашей компании?
Знаете, в связи с тем, что рынки упали, и тяжелая ситуация, у нас сейчас, к сожалению, сделок на миллион нет. Но даже с теми объемами, с которыми мы сейчас работаем, это очень тяжело. Мы сейчас даже остановили предприятие. Продолжаем поддерживать с клиентами отношения, делаем предложения, получаем запросы, предварительно их обрабатываем, но бизнес-процесс свой на две недели остановили. Сейчас уже критическая точка, когда нужно что-то предпринимать. Это момент первый.
Предприниматели страдают из-за ошибки государственных структур
Момент второй – сама формула, по которой высчитывается НДС, технически сделана с ошибками. В итоге она неточно считает суммы – у кого-то итоговое значение получается больше, но, как правило, меньше, чем нужно, то есть в минус. Если говорить языком программистов: криво написанная формула. Из-за этого страдают предприниматели, которые из-за чужих ошибок платят штрафы.
Момент третий, который неприятен и сейчас наблюдается. Представьте цепочку предприятий, которые участвуют в сделке: тот поставляет товар, другой – услугу, которая прикладывается к этому товару, третий это все аккумулирует и продает потом крупным или средним оптом, то есть выстраивается цепочка до конечного потребителя.
Так вот сейчас в связи с введением электронного администрирования НДС получилось, что если кто-то из участников сделки, в рамках действующего законодательства и в рамках положенного срока, но затянул к концу месяца регистрацию налоговой накладной, то остальные участники сделки за ним технически не успевают зарегистрировать свои налоговые накладные. И тот, кто стоит в конце всей цепочки, который, к примеру, продает конечный товар потребителю, автоматически попадает на штрафы и на финансовые потери.
Насколько мне известно, накануне 1 июля были проблемы с регистрацией налоговых накладных. Какие еще проблемы Вы видите в системе?
И с регистрацией были – это тоже технические проблемы. Что-то там в серверах, которые это обслуживают, было не то. Сейчас тоже не все там работают, люди по 10 раз не могут зарегистрироваться. Отправляют документы, а им приходит отбой. А что такое отбой? Это штрафы компании за несвоевременную регистрацию. Очень много технических проблем, который на самом деле может рассказать только профессиональный аудитор или бухгалтер, даже не руководитель компании.
НДС-счета «угробили» все положительное в этой системе
А положительные моменты в системе все-таки есть?
Единственный положительный момент в этой системе был до первого июля. Это то, что налоговые накладные не нужно распечатывать в бумажном виде, а ими можно обмениваться в электронном виде. Сейчас они остались в электронном виде, но появились НДС-счета, которые угробили все плюсы и все положительное в этой системе... НДС-счета и их сам принцип категорически вредоносен для работы и развития предприятий.
Прошел слух, что многие предприятия собираются покидать бизнес в Украине?
Мы со своими компаниями не собираемся покидать, но я слышу, что инвесторы там и там думают, что делать и как отсюда перемещаться. Вплоть до того, что перемещаться не только в Европу, но даже в Россию, где все плохо, но у нас все стало совсем уже категорически плохо.
Существует мнение, что плюсом электронного администрирования станет увеличение поступлений в казну. Что Вы думаете?
Да, конечно. Но оно позволит увеличить поступления в казну кратковременно, максимум на квартал. После этого пойдет спад в такой низ, который даже сложно предсказать. Сейчас предприятия в шоковом состоянии и заплатят, потому что не знают, что делать и как быть. А налоговая отсчитывается: что да, все хорошо, предприятия платят и т.д. Но через квартал все это рухнет. Предприятия поймут, сколько они заплатили и потеряли – и начнут отказываться от НДС, переходить на какие-то наличные расчеты, упрощенную систему. Кто сможет – будет совсем уходить с официального рынка, переезжать в Чехию, Польшу, в ближайшие страны. Если не остановить этот законопроект по части НДС-счетов, вошедший в полную силу с 1 июля, то уже к концу 2015 года будет тяжелейшая ситуация.
Если Ваши требования проигнорируют, что намерены делать? Готовы ли продлить акцию и пытаться достучаться к власти?
Да, акцию готовы продлевать. Будем и дальше действовать, и доносить властям, что система, которая сейчас работает, это настоящий грабеж. Вскоре она начнет «косить» и убивать предприятия в Украине. Особенно, среднего и малого бизнеса! Проблема в низком профессионализме и желании властей «залатать дырки в бюджете» на третий квартал. А потом будет настолько колоссальный недобор в бюджет, что уже ничем не спасешь. Государству придется брать новые кредиты, чтобы хоть как-то обеспечивать свои обязательства по социальным программам – вот к чему эту все идет.