Сторонам и участникам конфликта на востоке Украины необходимо переосмыслить свою линию поведения. Об этом и о возможных вариантах выхода из тупика в ситуации на Донбассе FaceNews рассказала аналитик фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Мария Золкина.
Игрокам, принимающим участие в урегулировании этого конфликта, нужно определяться. Украине необходимо четко сформулировать свою позицию в вопросе, что делать, если Минские договоренности де-факто не работают.
Сейчас ситуация на Донбассе находится между небом и землей, в подвешено-замороженном состоянии. Ныне стал вопрос отсутствия прогресса в выполнении Минских договоренностей, мы практически зашли в тупик. Почему? Потому что ни одну из сторон – ни Украину, ни Россию – в полной мере выполнение этих договоренностей не просто не устраивает, а является нереалистичным.
Россия сейчас переосмысливает свою линию поведения. Ее тактика заключалась в том, чтобы заставить Украину взять на себя экономическую и финансовую ответственность за эти территории, но при этом не иметь никакого влияния на то, что будет на них происходить в аспекте политического и административного процесса. Эта тактика Российской Федерации, очевидно, не работает, ведь Украина к такому не готова.
В тоже время, и ОБСЕ как участнику процесса переговоров нужно вернуться к вопросу, как в организации смотрят на этот конфликт.
Согласованный формат урегулирования, то есть Минский формат, доказал свою неэффективность, а это значит, что нужна ревизия его положений и изменение тактики поведения каждого из игроков. Пришел момент, когда всем сторонам и участникам конфликта нужно пересмотреть свои позиции и тактики.
Принятие Парламентской ассамблеей ОБСЕ резолюций, в которых признаются факты военной агрессии Российской Федерации против Украины – это свидетельство более-менее консолидированной позиции западных стран. Несмотря на низкую эффективность деятельности миссии, сформированной ОБСЕ на Донбассе, политически эта организация оказалось готовой высказать свою достаточно жесткую позицию по отношению к агрессору.
Такая декларация имеет чисто политическое и символическое значение, показывает политическую температуру внутри организации. Более того, она показывает политическую температуру на уровне стран-участниц, потому что голосуют делегаты от стран, представители национальных политических элит. Было бы лучше, если бы подобно решение было принято год назад, но я не уверена, что что-то бы изменилось.