В случае банкротства Греции и ее выхода из еврозоны у ЕС появятся свободные деньги для Украины, считает политолог-международник Александр Палий. Допустить такой сценарий или же дать Греции очередной кредит Еврогруппа будет решать сегодня, 22 июня, на внеочередном заседании. Палий заявляет: еще один кредит не спасет страну от дефолта. Об этом политолог рассказал в интервью FaceNews.
Александр Палий |
Сегодня страны еврозоны будут решать, давать ли Греции очередной кредит. Каких результатов совещания стоит ждать?
Вы знаете, возможен и один, и второй результат. Сейчас Греция максимально беспокоится, чтобы выбить выгодные условия, но не факт, что они будут готовы пойти на полный разрыв и, фактически, дефолт. Cкорее всего, они сейчас воспользуются тактикой переговоров. Я ожидаю, что в последнюю минуту пойдут на согласование с Европейским Союзом. Потому что выход Греции из еврозоны будет означать, что греки обеднеют очень быстро. Правительство, которое примет такое решение, долго не продержится.
Существует мнение, что дефолт уже наступил, и Грецию спасет только крупномасштабное списание долгов. Так ли это?
Конечно, я об этом и говорю. У них будет дефолт через две недели. С 1 июля, если ничего не изменится, они не смогут платить по этим долгам.
То есть желаемый кредит в 7,2 млрд евро Греции все-таки могут дать?
Вопрос здесь стоит шире. Там же у них закредитованность огромная, до 400 млрд евро кредита. Сейчас идет речь о том, что с ними делать: или списывать, или реструктуризировать. Поэтому тут вопрос не только в этом относительно небольшом кредите.
В сравнении с Грецией наша задолженность перед ЕС где-то раз в пять меньше – Палий
Могут ли Украине списать долги?
В будущем могут. Но нам нужно выглядеть в глазах мира идеальными заемщиками, которые говорят о реструктуризации. Нам нужно быть более ответственными. Поэтому Украина старается не идти на дефолт, на такие простые решения, а все-таки платить по долгам. Теоретически списать могут, тем более, что в сравнении с Грецией наша задолженность небольшая. Учитывая, что по населению Греция в четыре раза меньше, чем Украина, наша задолженность где-то раз в пять меньше.
Начнется ли все-таки выход Греции из еврозоны?
Я не исключаю, что такой вариант теоретически возможен, но это будет означать повергнуть Грецию в глубокий кризис. Еврозона это переживет. Сейчас нет жесткой связи между состоятельностью еврозоны и нахождением там Греции. На еврозону, если Греция ее покинет, это повлияет незначительно, депрессии никакой не будет.
Министр экономики Германии считает, что стоит первому камню выпасть – европейская ткань начнет трещать по швам.
Да, немцы этого боятся. И в принципе готовы платить, чтобы не было аналогичной ситуации, например, с Португалией. Но я думаю, что этот пример с Грецией был бы настолько негативным, что вряд ли кто-то бы захотел его повторить. У них будет в один момент снижение уровня жизни на треть, может, в половину. Поэтому я не думаю, что найдутся какие-то умные страны, которые бы этого захотели. Сейчас Европа не в экономическом кризисе. В 2015 году будет год экономики Евросоюза, приблизительно в 2,5%. Для развитых стран – это нормальный, стандартный уровень развития, роста. Вот сравните, в России – -5, в Европе – +2,5. Есть же разница.
Палий: В Греции люди очень долго получали дармовые деньги
Есть ли для России какая-то выгода, если Греция выйдет из еврозоны?
Да, я думаю, что Россия заинтересована в любом блокировании Европейского союза, чтобы не было единогласия в процессе принятия санкций и так далее. В Греции популистское, деградированное руководство пришло к власти, люди очень долго получали дармовые деньги. А дармовые деньги людей как правило деморализуют. Эти дармовые деньги деморализовали греков, а они выбрали себе еще более деморализованное руководство.
Как возможный выход греков из еврозоны может повлиять на Украину?
У Евросоюза появится много свободных денег, которые они смогут давать не Греции, а, например, нам. Это позитивный вариант. Они поймут, что греки только рассказывают о европейских ценностях, а украинцы за них кровь проливают. И теоретически тот фонд, который они готовы выделять, у них явно увеличится. С другой стороны, для нас чем сильнее ЕС, тем лучше. А выход какой-то страны, как бы там ни было, это его ослабление. Хотя греческая экономика – это всего 1 % ВВП от всего Европейского союза. Не так много, скажем так.