Президент Украины Петр Порошенко подписал нашумевший закон №1565 об ОСМД, который разрушает монополию ЖЭКов, спустя почти месяц после принятия его парламентом. Документ вступит в силу с 1 июля. Экспертная среда разделилась на приверженцев законопроекта и его противников. В то время как экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко заявляет, что из-за этого закона люди рискуют потерять свою собственность, координатор жилищно-коммунальных программ общественной сети «Опора» Татьяна Бойко считает любые выпады в сторону закона просто голословными заявлениями. Об особенностях создания ОСМД и возможности снижения потребления энергоресурсов в многоквартирном доме эксперт рассказала в интервью FaceNews.
Татьяна Бойко |
В чем Вы видите реформаторскую суть законопроекта №1565?
Он позволит решить существующую проблему фэйковых ОСМД – когда не очень порядочное, мягко говоря, управление за определенную плату принимает в свои члены. Кроме того, человек уже не сможет апеллировать: я не являюсь членом ОСМД, соответственно, не голосовал за это решение и не хочу его выполнять. Теперь решения будут принимать все совладельцы. По менее важным вопросам достаточно 50% совладельцев, по более важным – 70% владельцев жилых и нежилых помещений. Приведу пример: для того, чтобы установить счетчик или сменить ЖЭК, необходима стопроцентная явка всех владельцев. В свою очередь законопроект позволит влиять на судьбу дома тем, кто хочет. Другой момент - улучшаются условия работы для действующих ОСМД. Теперь городской совет просто должен передать документы на дом, но принимать решение насчет того, кто будет управлять домом, ОСМД может уже с момента его создания.
В многоквартирных домах нередко первые этажи и подвалы занимают магазины, парикмахерские. Не обернется ли законопроект тем, что решение за жильцов будут принимать владельцы коммерческих предприятий?
Там есть ряд предупредительных мер. В любом случае решение остается за людьми, а не владельцами площади. Участвовать в голосовании они, конечно, будут, поскольку участвуют все владельцы жилых и нежилых помещений. Единственное – если у нас есть какой-то большой владелец площади, обычно это юридическое лицо, то преимущество в голосовании будет иметь собственник, физическое лицо.
Эксперт-урбанист Константин Матвиенко говорит, что этим законопроектом государство фактически перекладывает «сношенное имущество на плечи тех, кто не платежеспособен». Действительно ли теперь ремонт домов станет «головной болью» граждан?
Закон о собственниках не касается арендаторов квартиры – это ключевое. Этот вопрос возник не сегодня, а еще 23 года назад, когда людям разрешили приватизировать квартиры. Закон гласит: когда человек стал владельцем квартиры – он стал совладельцем общего имущества. И это то, на чем так долго все спекулировали. То же самое, когда говорили о дешевом газе, понимаете? Его не было, он всегда дотировался из государственного бюджета. Дешевыми тарифы были из-за государственных субвенций. Так же и в вопросах собственности. Всегда все владельцы отвечали за содержание своего имущества. Если вы прочтете любой договор с ЖЭКом, то увидите, что никогда ЖЭК не обязался провести капитальный ремонт в доме. Можно найти какие-то одиночные случаи, где когда-то кто-то перед выборами отремонтировал капитально дом, но это единицы на всю Украину. Капитального ремонта никто никогда не делал. Ответственность всегда была на людях, но впервые об этом начали говорить сейчас. Поэтому любые заявления-манипуляции о том, что ответственность перекладывается на владельцев – это ни больше, ни меньше чем просто голословные заявления. Ничего не изменилось. Просто раньше, чтобы решить судьбу своего дома, нужно было собраться всем вместе собственникам жилых и нежилых помещений, а сегодня это можно сделать с 75%.
О пенсионерах должны заботиться родственники, которые будут претендовать на квартиру – эксперт
И все же, если ответственность лежит на самих людях, что делать малообеспеченным людям или одиноким пенсионерам?
Во-первых, льготы и субсидии. Во-вторых, у них есть родственники, которые, скорее всего, будут претендовать на эту квартиру после смерти бабушки или дедушки. Если эти малообеспеченные люди по какой-то причине не использовали субсидию, или, например, субсидия предусмотрена на меньшую площадь, то для этого есть наследники, которые должны заботиться о своих родственниках. В любом случае, они являются полноправными членами ОСМД или просто участниками собраний, и могут высказать свою точку зрения. Очевидно, если их большинство, дом не будет строить какой-то там фонтан, класть плитку. Они примут такое решение, которое будет им полезно. Сегодня же за них это решение примет или ЖЭК, или орган местного самоуправления.
Как Вы расцениваете психологическую готовность украинцев отказаться от ЖЭКов?
Закон вообще не говорит, что с ЖЭКами что-то случится. Пока что с ними ничего не происходит – они как существовали, так и существуют. Просто благодаря этому закону люди могут поменять себе ЖЭК или пересмотреть с ним условия, а если захотят, то отказаться от услуг ЖЭКа и управлять самостоятельно. Если они не захотят ничего менять – у них останется тот же ЖЭК, скорее всего.
А финансово выгоднее отказаться от ЖЭКов или нет?
Нельзя дать точный ответ, потому что есть очень разные дома. Все очень индивидуально, в зависимости от того, в каком состоянии находится дом. Много есть факторов. Хотя весь мировой опыт говорит, что управлять домом с помощью управителя все равно выгоднее, чем самостоятельно. Однозначно я не берусь сказать.
Данный закон ни о каких управляющих компаниях, ни о ЖЭКах, ни о частных компаниях вообще ничего не говорит – эксперт
На своей странице в Facebook Вы указывали, что ОСМД позволит снизить показатель употребления энергоресурсов в многоквартирных домах. На чем основываете это утверждение?
Напрямую закон об этом никак не говорит. Но когда в доме появляется хозяин, то появляется возможность внедрять мероприятия по энергосбережению. Если нет ОСМД или возможности принимать решение большинством, а не только 100 процентами присутствующих, я ни одного случая не знаю, где бы произошла какая-то термомодернизация. Возможно, они есть, но я их не знаю. Поэтому должен быть организованный хозяин. Пока это ОСМД, возможно, закон запустит и другие механизмы, когда люди без ОСМД смогут нанять себе управляющую компанию, а эта управляющая компания привлечет кредит и проведет мероприятия по энергосбережению. Но пока мы говорим об этом больше в теории. Закон решает проблемы действующих ОСМД и разрешает людям объединяться и принимать какие-то решения, например, чтобы установить счетчик на дом, который позволяет использовать в среднем на 20-30% меньше тепла, чем те, у кого нет счетчика. Таким образом, закон будет содействовать и энергосбережению.
Можно ли создавать ОСМД на несколько домов?
По-моему, в последней редакции закона есть ограничения, что эти дома должны быть связаны или общими инженерными сетями, или придомовой территорией. Я считаю, что такое ограничение уместно. Например, Теремки. Там сложно дома разделить, потому что они так построены, что фактически перетекают один в другой. Когда единый комплекс, уместно создание одного ОСМД даже на пять домов. Но это не может быть один дом во Львове, другой – в Ивано-Франковске, и одно ОСМД.
Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко сомневается в методах работы управляющих компаний на неотрегулированном рынке...
Данный закон ни о каких управляющих компаниях, ни о ЖЭКах, ни о частных компаниях вообще ничего не говорит. Цель данного закона – помочь владельцам решить проблемы с ОСМД или принимать решения без ОСМД. Это абсолютно не связано с управляющими компаниями. Просто люди могут выбрать того, кто есть. И тут будет дискуссия другого рода: эффективны они или не эффективны. Люди могут просто решить: выбрать из тех, кто есть, или вообще отказаться от услуг и обслуживать дом самостоятельно, или с помощью ОСМД. Угроза частных компаний – это совсем другая тема, не связанная с данным законом.
Законопроект выносили на рассмотрение еще при Януковиче. Есть ли различия с нынешним законопроектом №1565?
Тогда это был законопроект №8474. Он был поддержан Верховной Радой, но президент Янукович применил по отношению к нему право «вето». Чем отличался от сегодняшнего законопроекта? Главное то, что он касался только ОСМД и не содержал возможности принимать решения без ОСМД – той нормы, которая сегодня в экспертной среде вызывает наибольшую дискуссию. Я думаю, причина дискуссии в том, что мы работаем с существующими ЖЭКами и управляющими компаниями. Закон позволяет владельцам их выбирать, но не говорит, как сделать их более эффективными. Поскольку это поле не до конца урегулировано и не понятно, каким образом появится этот рынок, многие заявляли, что это не сработает. Но что касается ОСМД, мне кажется, именно в экспертной среде это не вызывало никаких возражений.
Почему Янукович тогда решил так поступить, трудно сказать, но я думаю, что это все-таки лоббистский интерес застройщиков, создающих фэйковые управляющие компании, которым не выгодно, чтобы люди самостоятельно выбирали, кто их будет обслуживать.
Если внимательно почитать этот закон, тут нигде нет возможности навязать управляющую компанию, если только эта управляющая компания не организует фэйковое собрание ОСМД или просто общие сборы большинства людей, соберет подписи. Но если большинство жителей дома подпишет непонятно что, я не думаю, что это проблема законодательства. Это или мошенничество со стороны управляющей компании, или просто люди не подумали. Однако там нужны паспортные данные, свидетельство о право собственности. Мне кажется, наши люди не такие глупые, чтобы подписываться непонятно под чем.
Альтернативную точку зрения о законе об ОСМД, который разрушает монополию ЖЭКов, читайте в материале FaceNews «Конец монополии ЖЭКов. Какие угрозы для населения несет реформа ЖКХ». В эксклюзивном интервью экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко рассказывает, почему нашумевший законопроект №1565 о праве собственности в многоквартирном доме- страшное оружие, из-за которого люди рискуют потерять свою собственность.