От нынешнего правительства не стоит ждать ничего хорошего. Помочь могут только общественное давление и требование реформ. Соучредитель Реанимационного пакета реформ, руководитель программы развития гражданского общества УНЦПД Максим Лацыба уверен, что Украине нужны новые политические лидеры. Это должны быть люди, не связанные с олигархами, которые готовы проводить реформы. В интервью FaceNews политолог также рассказал о том, что премьер-министр Арсений Яценюк не ставит перед собой задачу побороть коррупционные схемы, министр внутренних дел Арсен Аваков не справился с реформированием милиции, а за фамилиями иностранных экспертов скрывают не эффективную политику.
Максим Лацыба |
Насколько реальна отставка Арсена Авакова сейчас, когда в парламенте уже собираются подписи?
Трудно сказать, насколько реальна. Я считаю, что отставка уже созрела. К сожалению, Аваков не справился с главным, поставленным перед ним заданием: это реформирование системы милиции. Между тем, мы наблюдаем один за другим скандалы от назначений Авакова, от тех людей, которыми он себя окружает. Вчера, соответственно, мы все были возмущены, какого «кадра» Аваков назначил руководителем ГАИ. Нет там зарплаты, чтобы позволять своей семье такие дорогие автомобили и отдых. Поэтому я считаю, что отставка Авакова созрела. Насколько политики в Верховной Раде понимают это – увидим в ближайшее время.
Если бы не было проведено журналистское расследование о дорогой и красивой жизни главного гаишника Украины – стоило бы ожидать вмешательства главы МВД?
Я думаю, что ничего бы не случилось. Мы видим, что власть действует только под давлением общественности, когда активисты и журналисты начинают публично возмущаться, что-то раскапывать и давить. Пока население не возмущается – все те же чиновники Януковича не люстрованы и продолжают работать.
По словам активиста Владимира Тищенко, 21 мая общественность как раз планирует пикетировать Киевский городской совет по вопросу скандальной застройки на метро «Осокорки» в Киеве. Будет ли протест иметь результаты?
Все зависит от того, как много людей придет, и насколько сильной будет поддержка медиа. Политики у нас очень «фейсбучные», очень медийные. Если они видят, что проблема острая, что о ней что-то пишут – они что-то предпримут. Я думаю, что не стоит просто ждать чего-то хорошего от нынешнего правительства – сами по себе они ничего не сделают. Только общественное давление и требование реформ помогут.
Приглашенный из Грузии реформатор Джаба Эбаноидзе рассказывал, что во время работы в украинском Министерстве юстиции ему не давали никаких полномочий. По-вашему, для чего это делается?
Каждый иностранец – в группе риска, потому что, понятное дело, им не дают полномочий, возможности осуществлять реформы. Люди чувствуют, что их фамилиями просто прикрывается не эффективная политика и какие-то коррупционные действия украинских чиновников. Поэтому я думаю, что скоро иностранные эксперты сами начнут убегать из украинского правительства. Вы посмотрите на Минздрав. Специально взяли слабого министра Квиташвили, у которого нет плана реформ, который не принимает серьезные решения. Кроме того, поставили первым заместителем Александру Павленко – человека, который работал на Партию регионов, на Тигипко, на выборах 2014 года была даже его представителем в Центральной избирательной комиссии, и которая возглавляет ключевые коррупционные схемы по закупке лекарств. А Квиташвили просто прикрываются.
Ранее Вы говорили, что Арсений Яценюк не планирует ничего реформировать. Может ли это означать, что премьер-министр тоже замешан в коррупции?
Я не могу этого утверждать, я не следователь. Но точно могу сказать, что мы не видим реформ, которые мог бы и должен был сделать Яценюк. И мы не видим его реального желания бороться с коррупционными схемами. За год его работы премьер-министром он ни разу не встретился с экспертной средой. Не было ни одной пресс-конференции, какой-то рабочей группы с его участием, которая бы разрабатывала новые схемы по закупкам, объявляла о конкурсах на должности руководителей государственных компаний, создавала наблюдательные советы государственных компаний. Общественность открыта: мы постоянно предлагаем, пишем, но он отказывается от коммуникации. Отсюда можем сделать вывод – Яценюк не ставит перед собой задачу побороть коррупционные схемы.
У себя в Facebook Вы писали о необходимости срочно искать новых политических лидеров. Кого Вы имеете в виду?
Я имею в виду людей, которые не связаны с олигархами, которые готовы делать реформы, знают, что нужно делать. Нам нужен новый министр МВД, новый премьер-министр, министр юстиции, новая местная власть, Киевский совет. Нужно искать людей. Мне очень импонирует работа первого вице-спикера Оксаны Сыроед, фактически ее нужно благодарить за текст коалиционного договора.
Как Вы предлагаете искать этих новых людей?
Думаю, нужно объявить публичный конкурс среди украинцев. Кто чувствует в себе силу быть министром юстиции, министром экономики. После Второй мировой войны в Италии поменялось 11 правительств. И не потому, что было какое-то плохое правительство, а потому, что очень быстро менялась ситуация, и нужно было подбирать людей под новую политику. Я считаю, что в украинской политике сейчас тоже все очень быстро меняется. Поэтому это нормально, если мы будем часто менять министров, правительство, которое не справляется.