Обсудить, существует ли пропаганда, собрались политики, журналисты, теоретики и практики культуры в Центре визуальной культуры 24 марта. Дискуссия «Чи пропаганда існує?» состоялась в рамках фестиваля документального кино Docudays. Наиболее популярное значение слова «пропаганда» в Украине сегодня связано, пожалуй, с распространением откровенных подделок об украинских реалиях в российском медиапространстве. Однако дискуссия нардепа Мустафы Найема, культуролога Ольги Брюховецкой и директора Могилянской школы журналистики Евгения Федченко вертелась не только вокруг Киселева и кремлевских троллей. А директор канадской организации Cinema Politica Светла Турнин подчеркнула значение документалистики для борьбы с пропагандой, которая и в Канаде работает против интересов большей части населения страны.
Дмитрий Киселев - олицетворение российской пропаганды, на которой сосредоточилась дискуссия |
Экскурс в историю
Пропаганда — одно из самых важных, и в то же время самых туманных слов 20 века, считает культуролог Ольга Брюховецкая. По мнению преподавательницы Киево-Могилянской академии, пропаганда чаще всего обращает на себя внимание во времена войны, однако не перестает существовать и в мирное время.
«Связи с общественностью — термин, предложенный Эдвардом Бернесом, который отождествлял их с пропагандой. Реклама и коммерческая пропаганда были взаимозаменяемыми терминами до середины 20 века», - рассказывает Брюховецкая. «Ясность может внести происхождение этого слова. В период Контрреформации католическая церковь с целью распространения своих взглядов на религию в 1662 году создала организацию Sacra Congregatio de Propaganda Fide. Латинское слово Propagare в том случае означало не только распространение, но и репродукцию, повторение существующего».
На сегодня, по мнению культуролога, хорошим определением является предложенное в середине 20 века Вильямом Альбиком. Он называет пропагандой распространение выводов, которые упреждают от того, чтобы их осмысливать.
Ольга Брюховецкая и Мустафа Найем на дискуссии в Центре визуальной культуры |
«Это реальность сложная и мало доступна нашему разумению, а пропаганда очень простая»
Кремль мало нового изобрел в пропаганде, считает исследовательница. Да и вообще, в этой сфере вряд ли можно изобрести что-то новое, ведь пропаганда сводится к нескольким простым рецептам, которые нужно просто постоянно повторять. «Это реальность сложная и мало доступна нашему разумению, а пропаганда — очень простая», - подытоживает культуролог.
В помощь борцам пропаганды Брюховецкая советует обратить внимание на отчет «Угроза нереальности: как Кремль использует информацию, культуру и деньги в качестве оружия». Нужно остановить фейк и возобновить честность в журналистике, считают авторы отчета Питер Померанцев и Майкл Вайс.
Однако есть одна проблема: «Ничто не мешает той стороне, которая создает фейк, умножать его до бесконечности, потому что это очень просто делать. Что делает ту сторону, которая пытается восстановить ощущение реальности реактивной стороной и очень перегружает ее», - подчеркивает культуролог.
На дискуссии в Центре визуальной культуры |
Едва ли не большей проблемой является то, что в пропаганде существует целая сфера невидимого, и перекрученные факты — только вершина айсберга. Именно в этой сфере невидимого создается вся картина пропагандируемого. Главное здесь — не факты, а те связи, которые мы между ними делаем, та картина, в которую факты помещаются. Соответственно, бороться с пропагандой, лишь опровергая факты или предоставляя свои, не получится.
«Мы не можем противостоять российской пропаганде, потому что наши возможности несоразмерны»
На вопрос «Есть ли пропаганда?» глава могилянской Школы журналистики и соучредитель Stopfake.org Евгений Федченко уверенно отвечает: да. Ведь если бы ее не было, «СтопФейку» нечего было бы фиксировать.
«Мы опровергли уже более 300 медийных сообщений из двух источников: корпоративные медиа и социальные медиа», - подчеркивает Федченко масштабы пропаганды, льющейся на украинские реалии со стороны российского информационного пространства.
Несмотря на то, что Федченко считает российскую антиукраинскую пропаганду существующей и не по наслышке разбирается в том, кто, где и как ее создает, журналист признает: мы не можем противостоять российской пропаганде, потому что масштабы того, что мы можем сделать, с ней не соразмерны.
Евгений Федченко |
«Russia Today была создана в 2005 году. Эта машина создавалась не для войны с Украиной, а гораздо раньше», - констатирует Федченко. «Там работает очень много людей, задействованы мощные финансовые ресурсы. У RТ оптимизация поисковых систем очень хорошо работает. Что бы вы ни искали на РТ — коты, гольф и другие мимимишные вещи — вы закончите просмотром их версии о событиях в Украине».
При этом журналист подчеркивает: лишь верхушка пропагандистской машины имеет отношение к Кремлю. Подводная часть этого айсберга выведена в сферу серой экономики. «Тролли — это часть серой экономики, вы никогда не сможете доказать, что это удерживается Кремлем. Мы не можем доказать принадлежность этого к этой большой мега-машине. И мы не можем с этим бороться, даже если создадим Министерство правды, десять Министерств правды», - говорит Федченко.
Инновации по-российски: нишованная пропаганда
Вторая особенность российской пропаганды — отсутствие идеологии, считает Федченко. «Советская пропаганда была примитивной из-за своей идеологизированности. Если вы не подписываетесь под этой идеологией, вы остаетесь в стороне», - подчеркивает журналист. «Новая современная российская пропаганда а-идеологична. Она каждому реципиенту предлагает свою микро-идеологию. Если вы нео-либералистичны — вот вам неолиберализм, если вы анти-украинист — вот вам немного анти-украинства. Если вы против Америки — вот вам очень много. Пропаганда складывается из многих микро-идеологий, и попадает в те места, где это хотят слышать и видеть. Для каждой группы — нишевое сообщение».
С соучредителем «СтопФейка» соглашается и исследователь Брюховецкая. По ее мнению, в информационном поле, которое создает Кремль, сейчас витают копии, не имеющие оригинала в реальности — симулякры, как выражался французский философ Жорж Батай. «Симулякры, которые никак не привязываются и кружатся в страшной метели. Нишованная идеология, где главная цель — получить поддержку наибольшего количества ниш», - говорит Брюховецкая.
«Распятого мальчика быть не может, потому что не может этого быть, но пропаганда соблазняет простотой своих объяснений, и люди верят»
Третьей характеристикой кремлевской пропаганды является то, что она не имеет ничего общего ни с журналистикой, ни с актуальными событиями, соглашаются участники дискуссии.
Как пример Федченко приводит историю про «распятого мальчика». «Во-первых, впервые он был использован во время Первой мировой войны», - говорит журналист. «Во-вторых, если мы включаем наш критический аппарат, то мы видим, что этого не может быть, потому что этого не может быть вообще. Но эта пропаганда парализует наш критический аппарат простотой объяснений (и повторением?). Абсурдность в том, что чем нереалистичней это звучит, тем больший процент аудитории готов воспринимать это, и у аудитории это вызвало гнев и желание записаться в батальоны и поехать воевать с Украиной, которая распяла мальчика, и там были прописаны библейские коннотации, которые нас относят к библейскому стилю рассказывания историй. 94% россиян получают ежедневные новости из телевизора».
Акулы пера или слуги госаппарата РФ?
«Когда мы здесь говорим, что журналисты тех медиа не понимают, что они зомбируют — это не правда», - вступает в дискуссию Мустафа Найем. «Большинство людей, занимающихся махровой пропагандой, убеждены, что работают на государство. Они считают, что то, что они делают, полезно для общества. В Украине любой журналист воспринимает свои обязанности как то, за что ему платят, но при этом обычно еще и считает, что у него есть некая социальная ответственность.
Месяц назад я был на одной конференции и там пообщался с ведущей RТ. Хотел понять, чем она дышит. Я был удивлен, насколько искренне человек знает, что занимается пропагандой. Журналисты работают напрямую на государство, считают, что должны отстаивать государственные интересы».
«Russia Today – это российские войска, которые работают на нашей территории. Американцы не понимают, что у них в доме — танк»
Таким образом, ведет мысль дальше Найем, российские журналисты, работающие на нашей территории или на территории западных стран, являются информационными войсками. Ведь как еще назвать людей, которые на территории одного государства отстаивают интересы другого государства?
«RТ — огромный дивизион, полк, который находится в Европе и там работает. Это российские войска, которые работают на нашей территории. Это не касается всех журналистов», - подчеркивает нардеп. «Но те, кто действительно — они не скрывают этого, они говорят искренне, что так и есть, мы работаем на государство, государство — единственный акционер, это часть оккупационных сил на территории Украины. Они работают на нашей территории с нашего разрешения. В отличие от военной силы и военной техники, информационные войска не имеют границ. Воюют и на западной границе, воюют везде. РТ в США — американская компания. Американские журналисты, которые работают в Америке. Мы должны осознавать. Американцы не понимают, что у них в доме — танк».
«Все потуги наших всех политиков, которые говорят, что нужно тут бороться с пропагандой — это бред» - Найем
Российская пропаганда сегодня не направлена на Украину. Она направлена на те территории, где можно что-то поменять: на оккупированные РФ и на Запад, считает Найем.«Все потуги наших всех политиков, которые говорят, что нужно тут бороться с пропагандой — это бред», - заявляет экс-журналист. «Огромные деньги тратятся. Я бы эти деньги потратил на экспертов в Лондоне, Берлине, Париже. Я приезжаю туда, и уважаемые эксперты там меня на полном серьезе спрашивают: у вас есть угроза прихода к власти фашистов? Заметьте, RТ бесплатно транслируется во всех домохозяйствах, отелях, аэропортах по всей Европе. Качество картинки очень хорошее. Они сейчас выходят на других языках».
Участники дискуссии "Чи пропаганда існує?": модератор Василий Черепанин, соучредитель "СтопФейк" Евгений Федченко, культуролог Ольга Брюховецкая, нардеп Мустафа Найем, исполнительный директор Cinema Politica Светла Турнин и переводчица Надежда Чушак |
Российская пропаганда паразитирует на западной журналистике, которая объясняет, что должна быть другая точка зрения, считает Федченко. Запад стал заложником своих ценностей, и российская пропаганда, со всей ее оторванностью от реальности, представляется как еще одна точка зрения, считает журналист, занимающийся развенчанием откровенных фейков. При этом, уровень поддержки действий Кремля действительно увеличивается, возрастают антизападные взгляды, антиамериканизм, антиевропеизм.
Что делать: борьба инструментами демократии
Тем не менее, в западных странах все еще уважают такую вещь, как стандарты вещания, считает Найем. И именно апеллируя к ним можно бороться с российской пропагандой, а отнюдь не создавая в ответ пропаганду украинскую.
«В Лондоне есть специальный офис, там есть жалобы на RТ. Если получают три дисциплинарных взыскания, то должен быть суд, который позволяет ограничивать вещание», - рассказывает нардеп. «Если бы Украина занималась этим вопросом, мы бы этого добились. Мы сейчас договариваемся с Нацсоветом, с Минюстом, чтобы во французские и английские инстанции тоже писать. С Руандой был уже подобный успешный прецедент. Проблема в том, что пока мы добьемся этих результатов, мировое мнение поменяется. Отключить канал для британских юристов — как съесть младенца. У них начинается переоценка ценностей, когда мы объясняем, что RT нарушает их же законы. Ведь стандарты вещания очень простые. Не должно быть лжи, не должно быть разжигания межнациональной розни, не должно быть репутационного риска для государства».
Что делать: проукраинские эксперты
Найем, являющийся членом Комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции, подчеркивает: российские эксперты по всему миру доносят информацию до местных медиа, потому что тамошние журналисты не могут пообщаться с нами тут, они не могут сюда приехать. Украинская точка зрения в иностранном информпространстве получается представлена фактами из интернета, российская — полная ахинея, и акценты таким образом, что поневоле начинаешь сомневаться.
«Нам нужно потратить деньги не на свою пропаганду, а на своих экспертов в Лондоне, Париже, Берлине. Мы этого не делаем, потому что нет государственной политики. Мы этим должны заниматься сами, инструменты — интернет», - считает нардеп. «Но поскольку должны говорить эксперты, раз уж есть Министерство информации, то этим должны заниматься они. Есть МИД, в каждой стране у нас есть посольство, там есть политотдел, отдел безопасности, они должны организовывать круглые столы. Когда я езжу и попадаю на круглые столы, посвященные Украине, то организаторы этих столов — не мы. Нам посол там в качестве гостя. Мы не организовываем эти мероприятия. Последнее событие, которое было сделано — Фирташ, беглый олигарх, которого скоро посадят в Штатах».
Канадский опыт
Как и с какой пропагандой борются в таком западном гиганте, как Канада, в Центре визуальной культуры рассказала Светла Турнин — исполнительный директор сети прокатов документального кино Cinema Politica. Эта сеть — самая крупная в мире организация волонтеров, показывающих документальное кино в обмен на добровольные пожертвования. На сегодня сеть включает в себя около 90 точек, где более 300 человек регулярно организовывают показы документалок. Около двух третей залов находятся в Канаде, остальные — в основном, в Европе. За год сеть охватывает 50-60 тысяч зрителей.
«Западные медиа точно так же страдают от упрощенных взглядов, от работы на пользу корпорациям и правительствам», - считает Турнин. «В Канаде сильная промышленность нефтяная и газовая, особенно в Квебеке. И канадское правительство постоянно наполняет общественные и коммерческие каналы рекламой с меседжами, что массовые добычи – это хорошо. Эти отрасли, мол, создают рабочие места, богатство, безопасны для окружающей среды. Документалистика противостоит этой пропаганде, фокусируясь на альтернативных мнениях».
«Своей деятельностью мы создаем платформу для гражданского включения»
В Cinema Politica показывают кино о коренных народах, территории которых были загрязнены из-за прибыльных отраслей канадской экономики. Народах, чьи реки и земли теперь наполнены химическими отходами. Крутят и кино об урезании государственного финансирования социальной сферы, а также о проблемах людей тяжелого труда и работников-мигрантов. Все эти вопросы обычно остаются за кадром мейнстримных медиа, и роль в их освещении со стороны независимых киномастеров очень велика.
Турнин подчеркивает: их сеть не просто показывает кино. Каждый показ — это целое мероприятие, где после просмотра ленты начинается дискуссия. «Мы верим в силу документалистики перемещать от правительственного взгляда к критическому, произрастающему из маргинального. К тому же, аудитория включается, начинает принимать участие в гражданском обществе», - говорит канадка.
Светла Турнин |
«Это не однонаправленный процесс, как телевидение и радио, где ты потребляешь, но нет возможности ответить, дать фидбек. Все эти показы — это скорее события, как на Докудейс, где фильмы презентуют, а потом происходит дискуссия. Другой тип вовлеченности, чем с массмедиа. Своей деятельностью мы создаем платформу для гражданского включения».
А был ли мальчик?
Итак, давайте вспомним вопрос, озвученный в названии мероприятия. Так есть ли все-таки пропаганда?
Теоретик Брюховецкая считает, что есть, и вместе с исследователем Федченко выделяет такие характеристики, в частности, российской пропаганды, как отсутствие единой идеологии и полную оторванность от фактов, реальности или журналистики. Депутат и экс-журналист Найем вместе с тем же Федченко подчеркивают международный масштаб, в котором действует российская пропагандистская машина. А Турнин говорит о пропаганде, существующей в процветающей западной стране со стороны государственной машины и без какой-либо внешней агрессии.
Гости мероприятия остались недовольны недостатком освещения именно такой пропаганды. «Почему вы не говорите о пропаганде со стороны украинских СМИ?» - задала вопрос Найему одна из посетительниц мероприятия. «Что вы о ней думаете?» Нардеп-экс-журналист отшутился: ролик «Российский оккупант», мол — это просто смешно, и хорошо, что украинская пропагандистская машина пока не представляет никакой опасности.
То видение пропаганды, которое представляла Турнин — сглаженные углы правды, представляемые с экранов коммерческих и государственных телеканалов в угоду крупным корпорациям и лидерам промышленности — для украинских участников встречи осталось слепым пятном. Слона-то и не заметили. Между тем, участница не только уверена в существовании такой пропаганды, направленной на граждан со стороны их собственных правительств, но и раскрыла способы, которыми Cinema Politica уже борется с однобоко представленной информацией: документалисты снимают фильмы, представляющие непопулярные темы во всей их сложности, а после показов инициируют включение граждан в процесс обсуждения ситуации.
Надпись на картинке: "Пропаганда контролирует медиа, медиа контролируют нас". Автор остался неизвестен |
К сожалению, в Украине количество людей, регулярно черпающих информацию именно из телевизора, не намного меньше, чем в России — 86%, если верить Федченко. Что делать с любой, не только российской, пропагандой, за время дискуссии озвучивали Турнин и Брюховецкая: представлять реальность во всей ее сложности, как это делают, к примеру, документалисты.
Более того, создание документального искусства, если верить Турнин, уже делает то, что в перспективе могли бы делать некие эксперты Министерства информации. «Я знаю, что есть идея, что Запад только знает об Украине из-за Майдана. Но нам удается давать другую перспективу благодаря фильмам, которые сняли украинские документалисты о том, что здесь происходит», - говорит канадка. «Не вся власть в руках у государства, в руках министерства. Вы, как украинцы, можете поддерживать своих художников, это может привносить другую точку зрения заграницу. Искусство — очень сильный инструмент для противопоставления пропаганде. Этому много доказательств в истории».