Константин Стогний: В Украине – три милиции. И это взрывоопасно
Реальное реформирование отдельных служб Министерства внутренних дел невозможно без изменений в структуре ведомства в целом. Первые результаты «реформ» МВД уже привели к разбалансировке сил в правоохранительных органах. Автор документальных фильмов, снятых в горячих точках мира, экс-советник министра внутренних дел Украины Константин Стогний не исключает, что «европеизация» милиции в украинских реалиях может привести к трагическим последствиям и вооруженным разборкам в самой системе органов внутренних дел. На сегодняшний день, отмечает украинский тележурналист, в милицейском ведомстве фактически параллельно функционируют три милиции: «батальонная» или «добровольческая»; «элитная» – имеется в виду новомодная «патрульная служба»; милиция «предателей» или «зрадників» – те госслужащие, которые работали в 2012-2013 годах, и которым предстоит люстрация. При этом не исключено, что в ближайшем обозримом будущем не избежать проблем с легализацией «добровольческой» милиции.
Сотрудникам МВД, которые служили при Януковиче, грозили люстрацией. Как именно прошла эта люстрация, и кого именно относят к милиции «предателей»?
Милиция «предателей» – это неверный термин. Милиция «зрадників» - такое клише пытались приклеить к людям, но снова многие из них несут службу в АТО. А почему такой термин применяют только к милиции? Где СБУ и другие важные ведомства? Поэтому милиция «предателей», я считаю, некорректно.
Это те десятки тысяч участковых, оперативников, следователей и прочих сотрудников, которым выпало служить в 2012-2013 годах. Они автоматически могут подвергнуться люстрации на усмотрение руководства. Именно эту милицию сейчас и «реформируют» или же все-таки люстрируют путем ликвидации важнейших служб правоохранительной системы – по борьбе с организованной преступностью, криминальной милиции по делам детей, транспортной и ветеринарной милиции.
Эти службы действительно стоило ликвидировать? Какие изменения это повлечет за собой?
Такие действия уже привели к разрушению налаженной годами системы взаимодействия различных подразделений и служб ОВД, и к возрастанию нагрузки на оставшихся в рядах милиции сотрудников. В сочетании с резким ростом преступности, причем именно в области тяжких преступлений, совершенных группами лиц, в том числе организованными, с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, эти факторы будут работать на снижение эффективности работы всей системы ОВД в целом.
Кроме того, руководству МВД удалось успешно глубоко деморализовать эту часть милиции, а посему очень обозлить. Прогнозированность поведения такого «человека с ружьем» проблематична, и, тем не менее, именно на эту милицию «зрадників» ныне возлагается основная задача по противодействию преступности, в том числе и защита от коллег из «добровольческой» милиции, как это произошло во время захвата «Укрнефти».
Кого вы подразумеваете, когда говорите о «добровольческой» милиции?
Речь идет о бойцах «добровольческих» формирований, сегодня кое-как законодательно «втиснутых» в систему МВД. Еще совсем недавно звучали заверения со стороны нынешнего руководства министерства о том, что именно этим людям должны быть отданы практически все руководящие должности в милиции. Эксперты еще тогда критически утверждали, что «боевой опыт», привнесенный на улицы городов и сел Украины, не находящихся в зоне АТО, ведение той же оперативно-розыскной деятельности методами «военного времени» однозначно ни к чему хорошему не приведут.
Очевидно, что на всех «батальонщиков» не хватит руководящих должностей в милиции. Какова их роль на сегодня, и как их легализовать?
Как оказалась, задача «добровольческой» милиции ставилась несколько иная, какая именно – мы воочию смогли убедиться, став невольными заложниками развития «нефтяного» конфликта в центре Киева. К счастью, в этот раз обошлось без крови и стрельбы одних милицейских подразделений в своих коллег.
Однако остается неразрешенным главный вопрос: куда по окончании боевых действий девать остальных «батальонщиков»? Тех, кому не хватит «руководящих должностей». Не хочется драматизировать ситуацию, но многочисленные инциденты, происходящие с этой категорией сотрудников МВД, фиксирующиеся уже сегодня, свидетельствуют о том, что проблем с легализацией «добровольческой» милиции в ближайшее время не избежать.
Что вы думаете о новомодной «патрульной службе»?
Растиражирована до массового абсурда нелепая в период глубочайшего кризиса информация о стоимости амуниции полицейского, которая будет составлять 700 долларов, а также о том, что новая полиция будет ездить исключительно на новых транспортных средствах с особым окрасом. Хотя уже сейчас специалисты, мало-мальски разбирающиеся в предмете, предрекают этому эксперименту провал, так как наделить одно подразделение функциями и ГАИ, и патрульно-постовой службы, и службы участковых, и службы профилактики, как это подразумевается – идея изначально порочная.
Почему?
Немного истории. В свое время, после командировки в Германию подобную реформу в МВД независимой Украины проводил Валентин Недрыгайло в середине девяностых прошлого столетия. Называлась она «дорожная милиция». Тогда из райотделов милиции вывели подразделения ГАИ и приравняли «гаишников» в задачах к райотделовским милиционерам. То есть розыск преступников всех видов на них перекинули, профилактику правонарушений, борьбу с наркотиками и т.д. Через месяц эксперимента в МВД – полный дисбаланс милицейских служб и подразделений.
Все толковые оперативники быстро перевелись в «дорожную милицию», пересели на новые машины и зажили «как коты в масле»: повышенная зарплата, статус, звания. А в «земных» райотделах – полный некомплект и жуликов ловить не на чем – все автомобили, которые могли передвигаться, забрали в дорожную милицию. Сегодня ситуация по «европеизации» милиции, в частности ГАИ и патрульно-постовой службы, повторяется в более уродливом исполнении.
Но ведь в Грузии реформа МВД дала положительный результат, и вернула доверие к полиции…
В данной ситуации акцептация распространяется лишь на внешний антураж – новая форма, разрисовка машин ГАИ. Причем совершенно без поправок на отечественные реалии и специфику. Если же еще принять во внимание качество отбираемого «человеческого материала» и практически отсутствующую профессиональную подготовку будущих «суперпатрульных», можно с уверенностью утверждать – порядка не будет ни на дорогах, ни на улицах.
В то же время внутри милиции возникнет некая «каста» лиц, получающих денежное содержание вдвое - втрое большее, чем основная масса сотрудников органов внутренних дел, намного лучше экипированных, оснащенных и обмундированных. Можно не сомневаться – никакого нормального взаимодействия и просто сосуществования этой «элиты» и остальной милиции не будет.
Вы говорите о сосуществовании в государстве одновременно трех милиций. Насколько налажена их работа между собой?
Не хочется драматизировать ситуацию, однако в случае кардинального обострения ситуации в стране – политической, социальной, экономической – все эти «три милиции» не только не смогут работать сообща, обеспечивая общественный порядок и безопасность граждан, но, скорее всего, вступят в конфликт между собой. Вооруженное противостояние внутри самой многочисленной на сегодня силовой структуры Украины может по большому счету изменить систему весов и противовесов всех ветвей украинской власти. Тогда, не смотря на парламентско-президентский статус, мы можем заполучить единую власть силовиков. На фоне проведения антитеррористической операции эта идея, скорее всего, найдет свое понимание и у части населения нашей страны. Однако это прямой путь в ряды стран полицейских (военных) диктатур. Думаю, большинство моих сограждан понимает, что эта дорога для нас неприемлема.
Как по-настоящему реформировать милицию, а не просто «проесть» деньги Запада?
Моя точка зрения принципиальна в отношении реального, назревшего реформирования МВД: нельзя реформировать отдельные службы МВД, не меняя структуру ведомства целиком. И если серьезно говорить о реформе МВД в целом, ее априори невозможно осуществить без синхронной комплексной реформы всей правоохранительной системы: МВД, СБУ, Генпрокуратуры, Нацгвардии, фискальной, пограничной, миграционной и других служб. При этом реформирование должно происходить на основе комплексных изменений целых отраслей законодательной базы, начиная от уголовно-процессуального, гражданского, уголовного кодексов, законов о милиции, службе безопасности и так далее, и заканчивая специальными законами, такими как о дорожном движении. Ну, а далее нормативно-правовой базой ведомств: положение о МВД, устава патрульно-постовой службы и так далее, а не на основе умозаключений чиновников, рассказывающих о личных наблюдениях реформ в других странах. Это в том случае, если речь идет о реальном реформировании милиции, а не о быстром освоении средств иностранных спонсоров.