Юлия Дроговоз |
Налоговые реформы, которые должны были уменьшить фискальную нагрузку на украинский бизнес, буксуют. Тем временем бизнес-климат в стране стремительно ухудшается, украинские бизнесмены предпочитают уезжать за рубеж, поскольку не видят перспектив при нынешней ситуации. Об этом в интервью FaceNews рассказала вице-президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей по вопросам налоговой политики Юлия Дроговоз.
Как вы можете оценить реформы, которые проводятся нынешним правительством? Почему нет результатов?
«Реформы» проводились, чтобы под это дело выбить деньги из МВФ. Пытались показать, что провели все, что можно, что будут обеспечены поступления в бюджет и есть гарантии возвращения кредита. Под получение кредита все и проводилось. Вся политика построена не на том, чтобы искать источники пополнения бюджета за счет экономического роста (что было бы естественно), а за счет механического увеличения налогового давления, в том числе увеличения тех же акцизов для населения, введения дополнительных налогов, в том числе налога на недвижимость, на розничные продажи. Оставили до неопределенного времени военный сбор. Слава богу, пока не введен налог на импорт, идут консультации. Понятно, что тот же налог на коммерческую недвижимость может быть и нужен, но люди просто не знают, как его выплачивать, что и как облагать. Вероятно, придется платить штрафные санкции в связи с НДС – тут много ошибок, нет фильтров и пр. Спецсчета, которые вводятся с 1 июля – это просто вымывание денег у бизнеса. Я не верю, что деньги на этих спецсчетах будут просто лежать.
Расскажите подробнее о спецсчетах, и как с их помощью у бизнеса будут вымывать деньги?
Имеется в виду уплата НДС через специальные счета, которые открываются в казначействе. Якобы это – счета самих предприятий-плательщикив НДС, но это, грубо говоря, авансирование бюджета. Сначала надо провести операцию и положить деньги на спецсчет, что не означает, что все эти деньги будут перечислены в бюджет. Т.е. прежде чем выписать своему покупателю налоговую накладную, предприниматель должен обеспечить ее деньгами. Это – скрытый механизм вымывания денег. Он очень сильно ударит по предприятиям, потому что им нужно будет находить средства, чтобы обеспечить налоговые накладные деньгами. Может быть потом предприниматель их в бюджет и не перечислит, но он будет использовать этот транзитный счет, деньги с которого вернет через месяц. Все это отвлекает средства.
Как изменилась схема оплаты единого социального взноса?
С 1 января 2015 года предприниматели, которые находятся на общей системе налогообложения, должны платить минимальный социальный взнос независимо от того, получают они прибыль или нет. Пусть это лишь 400 грн, но это все же деньги. В связи с этим многие из них пытаются закрыть свое дело. Весь январь эти предприниматели выстаивали очереди, чтобы закрыться. Предприятия тоже должны платить минимальный социальный взнос, даже если сотрудник не работает полный рабочий день (пусть даже он работает один час), хотя раньше в таких случаях платили только 200 грн.
Арсений Яценюк назвал уменьшение ЕСВ большим достижением, якобы бизнес наконец-то выйдет из тени. В каком случае единый соцвзнос уменьшается, и какие результаты принесло это нововведение?
Если я повышаю зарплату не менее, чем на 30%, и выполняю еще ряд условий, к примеру, средняя зарплата на предприятии не менее трех минимальных размеров (т.е. 3600. грн и на одного человека приходится не менее 700 грн социального взноса), то тогда я могу платить меньше, чем 37% – от 15%, применяя коэффициент от 0,4 до 1. То есть это дает возможность давать людям больше на руки, не увеличивая социальный платеж.
К сожалению, для реализации этого механизма нужно много условий, которые часто противоречат друг другу. Кроме того, даже 700 грн – это большая сумма, она предполагает достаточно высокую зарплату. Средняя зарплата в 3600 грн на человека у нас встречается очень редко. Поэтому эти условия мало кто может выполнить.
Предполагалось, что это механизм должен вывести предприятия из тени – те, кто получал зарплату в конвертах, должны были начать получать ее официально. Но поскольку ввели дополнительные условия, он не работает. Практически никто не легализует зарплаты своих сотрудников. Это делают единицы.
Кроме того, хотя такой закон принят, еще нет подзаконных актов, четко показывающих, как предприятие должно реализовать этот механизм.
В каком случае этот механизм может заработать?
Уже есть законопроект, который немного упрощает его так, что им сможет воспользоваться большее количество работодателей. Тем не менее, я считаю, что закон также необходимо дополнить положением о едином социальном взносе физлиц, чтобы для всех снизить нагрузку платежей. Тогда им могло бы воспользоваться большее количество предпринимателей.
Задача номер один – максимально вывести бизнес из тени. Но максимально не получается. Может быть, что-то изменится, когда будут приняты эти законодательные изменения. Это может произойти в лучшем случае весной.
То есть изменения к лучшему будут уже в этом году?
Вообще-то эти изменения уже давно должны были произойти. Все он уже должны были быть разработаны, согласованы и приняты, если бы было желание.
Но пока такого желания у властей нет? Как ведет себя бизнес в нынешних условиях?
Да, нет. Вообще бизнес массово закрывается и даже уходит из страны. Капиталы выводят за границу, легче начинать с нуля там, где более-менее понятные правила, стабильное законодательство. Люди готовы потерять, лишь бы была возможность правильно начать. А в Украине продолжать бизнес сейчас нереально. Компании получают убытки и закрываются.
Какие масштабы сворачивания бизнеса в Украине?
Это пока определить сложно, данных еще нет. Но я вижу ситуацию, знаю, что происходит вокруг, в том числе у моих знакомых. Ситуацию можно увидеть, зайдя в любой торговый центр. Думаю, масштабы кризиса в украинском бизнесе очень значительные.
Оборот розничной торговли в прошлом году по сравнению с 2013 годом сократился на 10,6%, но в начале этого года сокращение ускорилось. Многие отмечают, что январь был «мертвым» месяцем. Продажи сократились очень сильно даже по сравнению с последними месяцами 2014 года. Думаю, снижение по сравнению с январем 2014 года составило минимум 20%.
Посмотрите на улицы в Киеве – сейчас гораздо меньше пробок. Раньше такое было только, когда были сильные морозы. Автовладельцы перестали ездить на своих автомобилях и пересаживаются на общественный транспорт ради экономии на бензине и запчастях.
Какие последствия ждут экономику? Чем для украинского предпринимателя может обернуться нынешняя налоговая политика?
Представьте, как все придется восстанавливать, начинать заново. Бизнесменам придется искать стартовые капиталы. Капиталов уже нет. Согласно недавним социологическим исследованиям, у трети населения Украины сейчас вообще нет сбережений, а еще у трети их хватит не более, чем на два месяца. Люди сейчас проживают и проедают последние сбережения. Представьте, сколько понадобится денег если экономическая ситуация опять будет способствовать тому, чтобы начать бизнес. Где взять стартовый капитал? Банки не в том состоянии, чтобы начать кредитовать в обозримом будущем.
Поэтому предприниматели предпочитают с оставшимися деньгами выехать за границу и там начать хоть что-то, понимая, что эти вложения окупятся в будущем. Для экономики в целом это будет иметь самые негативные последствия. Ситуация жуткая. Мы потеряли целый год. Ничего сделано не было. Это время уже не вернешь. Я жду, когда политики начнут понимать, что нужно что-то делать, менять подход. Пока они не поймут, что сбор налогов нужно поставить в зависимость от экономического роста, не будет ничего. А когда они просто тупо увеличивают фискальную нагрузку – это абсолютно ошибочный, преступный и халатный подход.
Мне казалось, что на примере прошлого года уже можно было убедиться, что повышение налогов не дает роста поступлений. Какое-то время рост был, но потом пошло падение. Неужели так сложно проанализировать это? Неужели нужно ждать, когда это повторится в 2015 году чтобы понять, что такая политика ведет в никуда? Говорят, что умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. А у нас даже на своих ошибках не учатся.
Очевидно, что не все могут платить выросшие налоги. Чем падение платежей может обернуться для бюджета?
В прошлом году не было собрано 36,3 млрд грн от государственного плана, в основном за счет спада в последние месяцы, когда положение ухудшилось. В этом году будет хуже. В бюджет можно вообще не смотреть, там записаны очень завышенные суммы доходной части.
Собираемость налогов оставляет желать лучшего из-за спада деловой активности. Мы недавно встречались с налоговиками. Они говорят, что по январю цифры плохие. Но пока налоги собираются еще за счет доходов прошлого года. Настоящий спад будет весной. Мы не увидим тех поступлений в бюджет, которые запланированы. Опять будет проблема – где взять деньги, как пополнить бюджет.
Что может придумать правительство, чтобы увеличить поступления в бюджет?
Я все жду, что они, наконец, пойдут на сокращение расходов бюджета. Но даже здесь они оставляют какие-то свои схемы, не желая сокращать расходы бюджета по существу. Они опять будут уменьшать расходы на врачей, учителей, уборщиц в министерствах и пр. Будут сокращать низовой персонал. Эти люди будут безработными и надо будет тратить деньги, чтобы выплачивать пособия. В целом нельзя сказать, что будет какая-то реальная экономия бюджета.
Сокращение низовых работников все равно не даст результата, надо будет сокращать и другие статьи. Будем ждать, когда они, наконец, начнут его действительно сокращать. Все это нужно было делать быстро, еще в прошлом году. Но они это делают неохотно, пытаются «растянуть удовольствие». Но каждый месяц промедления будет иметь катастрофические последствия.