Противостояние между Яценюком и Порошенко. Чьи «схемы» перевесят?
Неделю назад депутат из «Блока Петра Порошенко» Сергей Каплин осмелился сказать в эфире одного из телеканалов, что при правительстве Яценюка страна погрязла в абсолютную коррупцию. Противостояние президента и премьера то и дело увлечённо обсуждают. Насколько серьёзны разногласия, и что имел в виду Каплин, в кулуарах Верховной Рады выясняла журналистка FaceNews.
Неделю назад депутат из фракции «Блока Петра Порошенко» Сергей Каплин осмелился сказать в эфире одного из телеканалов, что при правительстве Яценюка страна погрязла в абсолютную коррупцию. Противостояние президента и премьера то и дело увлечённо обсуждают. Насколько серьёзны разногласия, и что имел в виду Каплин, в кулуарах Верховной Рады выясняла журналистка FaceNews.
Яценюк и Порошенко: кто кого, или вместе веселее? |
«80% всех схем предыдущего режима остались», - Сергей Каплин
В эфире одного из телеканалов вы сказали, что правительство Яценюка побило коррупционные рекорды правительства Азарова. Можно поподробней?
Очень просто. В своё время я сказал, что пройдёт сто дней с его назначения, и я обязательно начну большую кампанию по расследованию этих преступлений. Я собираю сейчас материал, у меня много материалов. Чтобы меня не обвиняли во внутреннекоалиционном сепаратизме, что, мол, я разваливаю коалицию, я шансов не даю, мол, все не без греха, тут собрались не святые... В общем, позиция моя следующая: практически в каждом министерстве есть «смотрящий». Они собирают деньги. 80% всех схем, которые работали при предыдущем режиме — они остались. И мы скоро начнём работать по конкретно этим схемам: показывать людям, как это всё работает. Ещё одна составляющая: продолжают существовать налоговые ямы. Это когда из безналичных денег переводят в наличные. Продолжают работать все схемы на таможне — вы это видели в переписке Хомутынника. В целом, все коррупционные вертикали сохранились. Больше всего коррупции — здесь, в зале.
Сергей Каплин: В Раде каждый день принимается как минимум один закон, который стоит 5, 10, 15 миллионов гривен |
Например?
Каждый день принимается как минимум один закон, который стоит 5, 10, 15 миллионов гривен.
Назовите, какой закон сегодня кому столько стоил? Или в пятницу?
Я в своё время всё расскажу. Мы сейчас делаем соответствующий мониторинг.
Вы — это кто?
У нас есть общественная организация, «Народная антикоррупционная армия», профсоюзы и так далее. Отдельные отраслевые профсоюзы, которые заключили со мной договор, и я с тех пор являюсь представителем профсоюзов в Верховной Раде.
Каким образом профсоюзы помогают собирать такие данные?
Есть специалисты, которые анализируют реальную ситуацию.
То есть, вы хотите подать на Яценюка в суд?
Фактически, мы начнём большой антикоррупционный фронт. Вот есть «Народный фронт», есть его деятельность, как премьера. И никаких возможностей начать реформы без победы над коррупцией нет. Это просто не природно, это нереально. Этого, по сути, не может случиться.
«То, что Яценюку нет альтернативы — это трагедия, которая закончится плохо и скоро»
Как вы считаете, противостояние с Яценюком может перерасти в вооружённую фазу? Там же батальоны, Аваков в этом лагере.
Нет. В батальонах — те люди, которые очень болеют за страну. То, что они там, не означает, что их обманули. У нас тысячи жертв по всей стране. Людей, которых с помощью политической манипуляции ввели в заблуждение, и они прислуживают уже новым режимам.
Как вы считаете, блок Турчинов-Яценюк-Аваков однородный, или там есть кто-то главный?
Там не может быть не главным Арсений Петрович, потому что, нужно отдать ему должное, он один из самых талантливых политиков в современной Украине, и это наша большая беда, что ему нет конкурента, у нас нет ему альтернативы из политиков, у которых есть свои фракции, на пост премьер-министра Украины. Это трагедия, и это очень плохо закончится. Но очень скоро.
Как плохо? Будет ли вооружённое противостояние властных блоков или гражданская война?
Это закончится громкой отставкой, это закончится большими коррупционными скандалами, это закончится расколом коалиции. Но важно, как мы спасём страну в этой ситуации. Потому что опирается сегодня страна исключительно на парламент и на его волю изменяться самостоятельно и изменять государство. И поэтому сейчас разрушить парламентаризм через принятие или не принятие тех или иных решений, через предательство — это будет очень вредно для истории страны. Тем более, страны, которая находится в состоянии войны.
«С МВФ дела такие: чем дальше в лес, тем больше дров»
То, что МВФ задерживает выдачу нам денег, как-то связано с недоверием к Яценюку со стороны иностранных партнёров?
Слушайте, нам перестанут давать деньги, если не будет реформ. Всё очень просто. Я знаю, что за границей есть чёткая позиция: мы вам дадим деньги, но дадим и список тех реформ, которые вы должны сделать. Там шокирующие вещи. Например, серьёзное повышение тарифов. Отмена понятия индексации пенсий. Там предполагается почти что карточная система, такая, как была у послевоенной Германии и послевоенной Японии. Чтобы вы понимали, что откладывание реформ Яценюком сейчас приведёт к тому, что мы, в результате, получим ещё более жёсткий список. Потому что в начале разговоров про реформы год назад, когда он пришёл к власти, мы могли торговаться с Международным валютным фондом и Мировым банком про более-менее мягкий пакет реформ, которых требуют от нас эти международные финансовые организации. Чем дальше в лес, тем больше дров.
«Противостояние между Яценюком и Порошенко — политическая конспирология», - Игорь Луценко
На вопросы FaceNews ответил также член фракции «Батьківщина», в прошлом - журналист и общественный активист Игорь Луценко.
Есть ли противостояние между Яценюком и Порошенко, а также между их партиями?
Это политическая конспирология, я в ней не очень силён. Сейчас мы увидели единство позиций, по факту голосования. Отличия — в рамках статистической погрешности. Так что по крайней мере голосование за кандидатуру генпрокурора не показывает никакой борьбы между Порошенко и Яценюком.
Игорь Луценко: министры откровенно игнорируют проблему коррупции. |
Как вы оцениваете работу правительства Яценюка? Насколько отичаются первое и второе правительства Арсения Петровича?
Проблема в том, что у этого правительства нет такой направленности на борьбу с коррупцией. Мне, например, нужно было задействовать все коммуникационные возможности со Ждановым, чтобы хотя бы показать проблематику Министерства молодёжи и спорта. Это при том, что Жданова я давно знаю, при том, что он, фактически, наша квота, и при том, что я приблизительно — можно даже сказать, что неплохо — разбираюсь в схемах Министерства молодёжи и спорта. То есть, такие усилия нужно было приложить, чтобы начался процесс нам с министром — так что уж говорить о других министерствах.
Господин Пивоварский откровенно игнорирует проблему коррупции. Господин Демчишин — тоже. Не является, когда его приглашают в парламентские структуры, и так далее. Я не голосовал за этот Кабмин, и я вижу, что я не ошибся, потому что это люди, которые не хотят бороться с коррупцией. А когда с коррупцией не борются, она расцветает, растёт и так далее.
«У всех перед глазами 2005 год: давайте быстренько будем дерибанить»
Почему так получается? Каков вес Яценюка в этом процессе?
Потому что у всех перед глазами 2005 год. Давайте, мол, по схеме 2005 года быстренько будем дерибанить. К сожалению, такой у нас был плохой пример. Мы тогда не наказали никого — мы и сейчас не наказываем никого. Потому что сейчас это правительство, этот президент, все эти Шокины — это всё является компромиссом между Антимайданом и Майданом. Откровенно: всегда это так и было! Порошенко был и там, и тут, и сейчас он где-то посредине. Используя эту очень выгодную позицию посредника, он вот так вот разруливает.
«Тут, в тылу, фронтом практически никто не занимается»
Насколько противостояние между Яценюком и Порошенко может перерасти в открытую форму, и насколько эта форма может быть похожей на Майдан 3.0?
Я не думаю, что Майдан будет в старой форме, то есть, классический Майдан. Но политический кризис обязательно будет. Милиция та же самая, любые попытки её сейчас реформировать являются декоративными. Судьи те же самые, в прокуратуре даже лица похожие. Будет то же самое, а может даже и хуже. Политический кризис, обострение и так далее.
Единственное, что скажу: не нужно пугаться, что это как-то повлияет на ситуацию на фронте. Тут, в тылу, фронтом практически никто не занимается. Единого центра, который сейчас работает на обороноспособность, нет. Есть разрозненные потуги, в лучшем случае. Если сделать мысленный эксперимент и убрать сейчас Генеральный штаб из Вселенной — ничего не поменяется. Никто даже не заметит этого. А может, станет даже лучше. Потому что если появится группа людей, которая будет распределять оружие своевременно, на те участки фронта, где это нужно — фронт получит другое качество.
Откуда может взяться такая группа?
Да ниоткуда она пока не может взяться. Просто говорю вам, что это мысленный эксперимент. Поэтому да, расшатывание ситуации в Украине может быть рискованным, но эти риски, я вам скажу, намного переоценены.
А стрельба на улицах Киева из-за борьбы властных групп возможна? Гражданская война? Схватки батальонов, подконтрольных разным силам?
Я думаю, что все эти люди, которые считают, что у них есть какие-то батальоны — они глубоко ошибаются. Я знаю ситуацию в некоторых батальонах внутреннюю — это не так всё, как это представляется. Даже те же фобии Порошенко по поводу того, что есть где-то там какие-то батальоны, которые кому-то вернее, чем ему — это скорее фобия, чем реальность. И даже те люди, которые думают, что у них есть батальоны, которыми можно пугать Порошенко — это тоже иллюзии. Боеспособность придворных частей несколько преувеличена. Мы видим, как 20-го числа «Беркут» аж бежал. Потому что они понимают, что воевать за воров — очень неблагодарное дело.
Кто пугает Порошенко батальонами?
Я не готов назвать фамилии этих прекрасных людей (смеётся). Нет, его никто не пугает. Он, на самом деле, напуганный сам по себе этими мифами, скорее всего, российской пропаганды, а эти люди определённые — они его просто троллят. Грубо говоря, Порошенко им рассказывает: «А вы знаете, что у Коломойского 1500 людей?». А они говорят Порошенко: «Спокойно, у нас 5 тысяч, всё нормально». Но он же и их тоже боится! А они так шутят. Это всё, на самом деле, фобии.
«У одного амбиции и слабая команда, у другого — слабая команда и ограниченные манёвры», - Борислав Береза
Борислав Берёза был короток и ясен. Противостояние Яценюка и Порошенко, по его мнению, существует, однако в гражданскую войну перерасти не может. «Вы можете чётко провести параллель между Ющенко и Тимошенко — один в один. Два лидера, каждый из которых хочет авторитарности. У одного амбиции и слабая команда, у другого — слабая команда и ограниченные манёвры. Кто из них кто? Попробуйте угадать сами! Подсказка: подумайте, кто из них мечтает стать президентом».
Борислав Береза |
***
Итак, похоже, после того, как идею Майдана 3.0 присвоил себе лидер сепаратистов Царев в своем блоге на «Эхо Москвы», она окончательно отошла на маргинес. Если еще летом о повторении революции говорили массы людей, ходили слухи-подначивания по добровольческим батальонам, то сегодня среди бойцов всё больше людей желают стабильности и готовы ждать долгосрочных результатов. Политики тоже всё меньше кричат о третьем Майдане для поднятия рейтингов — видимо, рейтинги от этого перестали подниматься. Пипл не хавает.
Как бы там ни было, возвращение в эпоху Януковича не интересует достаточно большое количество людей, чтобы прогрессивные процессы продолжались. Однако сегодня они, похоже, перешли в фазу кропотливой организованной работы. Каплин не призывает выходить на майдан: он взял на себя труд в первую очередь представить убедительные аргументы против Яценюка и чиновников, которых считает недобросовестными. И только на основании доказательств собирается строить свой антикоррупционный фронт.
Дал ли Евромайдан Украине достаточно таких кропотливых и качественных политических борцов, чтобы страна изменилась — покажет время. Кстати, работать над реформированием страны может не только профессиональный политик, но и каждый сознательный гражданин. Возможно, сегодня хороший день для кого-то таковым стать?