26 июня группы Чёрный комитет (ЧК) и Социал-национальная ассамблея (СНА) напали на отель “Турист”, где проходило заседание Федерации профсоюзов Украины. Днём позже новый глава Федерации, избранный на злосчастном заседании Григорий Осовой ответил на вопросы журналистов о том, почему представители СМИ и все желающие не были допущены на собрание, и чем полезным для рабочих занимается, и будет заниматься ФПУ в тяжёлое для страны время.
Кроме привычных уже сводок с территории боевых действий, новостные ленты вечером 26 июня пестрели также сообщениями о побоище в Киеве. Во время внеочередного заседания Федерации профсоюзов Украины, около полусотни людей в камуфляже прорвались через милицейский кордон у входа в здание, разгромили холл отеля, разбили огромные стёкла, заменяющие вестибюлю стены, и закинули дымовые шашки в середину строения.
“Профсоюзы подставляют плечо государству, которое не готово к такому массовому перемещению”, — объясняет Осовой. Делегаты принимали решения о предоставлении баз отдыха ФПУ в пользование прибывшим с востока и из Крыма, в том числе о расквартировании одной из крымских военных частей в здравнице ФПУ с дальнейшей бесплатной передачей базы во владение частью, если они сберегут социально-оздоровительную функцию базы. Ещё одно решение касалось создания уникального лечебного центра для трудящихся, травмированных на рабочем месте, под Одессой. Две таких базы, ранее использовавшихся ФПУ, остались в Крыму и в Славянске. Третья инициатива касалась детских баз отдыха, которые нужно открыть в зоне Карпат, чтоб возместить те здравницы, что опять-таки остались в Крыму.
“И вдруг посреди обсуждения третьего вопроса в зал был запущен газ”, — рассказывает Осовой. “Холл отеля уже был разгромлен. Очевидно, вопросы восстановления рабочих не интересовали нападавших”.
Тем не менее, выборы нового главы ФПУ, запланированные в повестке дня ближе к концу заседания, всё же состоялись. По словам Осового, кандидаты имели возможность свободно представить свои программы, также способ голосования был выбран открыто и сообща.
Кто прав?
Призывая на акцию протеста против заседания ФПУ, члены СНА написали на своём официальном сайте: завтра планируется тайный псевдосъезд профсоюзов, на котором «регионалы» собираются снова банально делить власть. От участника ЧК комментарий уже после погрома: “Признавать съезд абсолютно легитимным может только психически больной человек. Прессу не пустили. Всё происходило в забаррикадированном конференц-зале. Одну из баррикад вообще подожгли, чтоб не пустить людей”.
Зачитывая эту цитату на пресс-конференции, Осовой объясняет: ФПУ обратилась в милицию заранее, так как за две недели до собрания на федерацию началась “информационная атака”, к которой подключались “некоторые государственные лица и некоторые политические силы”. Анонс события появился на сайте Федерации за месяц до заседания, потому все СМИ, желавшие туда попасть, успели аккредитоваться и находились в зале. Насчет участия общественности сказал так: “Неделю назад проводили собрание, подошла сотня Львовского льва, они хотели пообщаться, и мы представителя пригласили. Как общественность с общественностью мы будем общаться, а с бандитами общаться мы не будем, ведь это унижение для тех рабочих, которые создают благосостояние собственно этой страны”.
Потёмкинская деревня — ФПУ или СНА?
В Украине кроме Федерации существует также Конфедерация свободных профсоюзов Украины и отдельные независимые профсоюзы на отдельных предприятиях. Среди деятелей этих профсоюзов ФПУ принято называть “жёлтыми”, то есть, не защищающими интересы трудящихся, а лишь делающими видимость с помощью предоставления санаторных путёвок со скидкой. Ведь профсоюзы могут организовывать забастовки, требуя существенного повышения зарплаты или улучшения условий труда, формировать классовое сознание рабочих, проводя политическое обучение, и заниматься прочими эффективными вещами. Если Вы, дорогой работник госучреждения или крупного предприятия, помните, чтоб Ваш официальный профсоюз, в пользу которого, кстати, автоматически отчисляется небольшой процент от Вашей зарплаты, делал что-то подобное — огромная просьба сообщить нам об этом.
Членов ФПУ, к слову, семь с половиной миллионов. Если верить тому же Осовому, в режиме полного рабочего дня в Украине работают лишь 10 млн человек, таким образом, три четверти работающих состоят в ФПУ. В чём секрет популярности? Всех официально трудоустроенных на многих предприятиях в профсоюзы Федерации включают автоматически. Безусловно, при таком автоматическом вступлении рабочие не проходят никаких инструктажей или семинаров по самоорганизации, потому и эффективность ФПУ с точки зрения профсоюзного движения невелика.
Стало быть, претензии СНА и ЧК к организации в общем-то вполне оправданны. Способ же высказывания этих претензий — уже другое дело. Акция насильственного прямого действия ЧК и СНА не очень на руку единству Украины, ведь ещё с начала волнений в Крыму и на востоке не только российские, но и некоторые европейские СМИ оправдывают действия сепаратистов ростом нацизма в центре страны. Там же, мол, фашисты плодятся. Нужна интервенция, чтоб задавить гадину, и дальше в том же духе. То, что случилось вчера в «Туристе», даёт этим СМИ лишний повод призывать к поддержке объединённых ДНР и ЛНР.
По мнению Осового, конфликт в отеле «Турист» вызван желанием какой-то политической силы завладеть то ли ресурсом избирателей (7,5 миллионов людей, на которых можно оказывать влияние через их членство в профсоюзах ФПУ — это немало), то ли имуществом, принадлежащим Федерации, то есть, в первую очередь, недвижимостью. Эта сила и «срежиссировала» нападение.
В то же время, кто срежиссировал деятельность самой ФПУ — вопрос не менее интересный. Осовой сам подчеркивает, что на сегодня необходимо улучшать качество украинских товаров, иначе они не выдержат конкуренции европейских, и украинские рабочие будут лишаться рабочих мест. Также новый глава Федерации подчёркивает, что на сегодня экономия, необходимая, чтоб вернуть кредит МВФ, происходит за счёт замораживания зарплат рабочим, а не за счёт капитала. А вот на вопросы, как именно ФПУ будет влиять на эти факторы, Осовой лишь отвечает: влиять на них — надо. Сколь эффективной будет борьба организации с таким «детальным» планированием — покажет время.