Киевэнерго |
Одна из котельных Киева, которая обслуживает жителей микрорайона, нагревает воду до 61 градуса. Впрочем, в журнале делается запись о 65 градусах.
Даже если потребители заметят несоответствие, над их возмущением только посмеются. Оказывается, государственный стандарт такую ошибку допускает.
Температуру воды в диспетчерском пункте котельной фиксируют приборы-самописцы 1970-х годов, которые можно сравнить разве что с приборами Гидрометеоцентра.
"Нагрев" воду на бумаге на дополнительные 4 градуса и умножив на количество "производимых" Гкал, ПАО "Киевэнерго" получает миллионы гривен.
Эта схема является лишь одним из многих "законных" вариантов обдирания киевлян энергетическим монополистом столицы.
С приходом в столицу в 2011 году стратегического инвестора - компании Рината Ахметова ДТЭК, которая владеет 72,39% акций ПАО "Киевэнерго", обеспечение киевлян электроэнергией и теплом не улучшилось. Скорее, наоборот. Чего нельзя сказать о бизнесе самого богатого и некогда самого влиятельного человека в стране.
Другие схемы такого "улучшения" чрезвычайно просты.
Деньги вперед. Потребители, которые намерены подключиться к электрическим сетям, знают: пока не заплатишь за "услугу присоединения" в "клиентоориентированной" компании "Киевэнерго", с тобой даже разговаривать никто не будет.
Оплатив от нескольких тысяч гривен до десятков миллионов гривен, человек становится заказчиком, а "Киевэнерго" - исполнителем "услуги по подключению потребителя к электросетям". Следовательно, у исполнителя появляются обязательства.
Главное из них - срок предоставления услуги. Для "стандартных подключений" - 15 рабочих дней, для "нестандартных" - в соответствии с графиком строительства. Однако ни один из объектов "Киевэнерго" к своим сетям вовремя не подключило. Отстоять законные права невозможно - работники монополиста "не советуют с ними ссориться".
Похоже, что вовремя компания может выполнять только одну функцию: получать деньги за услуги, которые предоставляются несвоевременно, некачественно или не предоставляются вообще.
После уплаты средств "за услугу подключения" начинается процесс ее предоставления. Он состоит из проведения тендера, выбора подрядчика и подписания договора подряда между "Киевэнерго" и подрядчиком.
Проведение тендера длится месяц, заключение договора - месяц, строительство - в зависимости от объемов и сложности - от нескольких дней до нескольких месяцев, сдача в эксплуатацию - от одного до нескольких месяцев. Окончательные условия расчета с подрядчиком - 60 дней после завершения всех перечисленных этапов.
Однако сам процесс начинается после уплаты потребителем всех средств. То есть "Киевэнерго", получив деньги на свои счета, свободно пользуется ими в течение нескольких месяцев. Затянув любой из этапов, компания имеет возможность продлить себе "бесплатную кредитную линию" на сотни миллионов гривен.
Сначала съедим ваше, а потом - каждый свое. Электрические и тепловые сети столицы не принадлежат "Киевэнерго". Они находятся в коммунальной собственности, а компания их арендует у киевлян. Арендует за одну гривну в год!
Сюда относятся десять тысяч зданий котельных, подстанций, распределительных пунктов, тысячи километров теплотрасс, кабельных и воздушных линий электропередач, которые занимают сотни тысяч гектаров столичной земли. Эти гектары имеют определенные ограничения, которые регламентируются «Правилами охраны электрических сетей".
То есть "Киевэнерго", не взяв на себя никаких финансовых или юридических рисков, распоряжается имуществом киевлян бесплатно. Возникает вопрос: если какой-то частной фирме - ДТЭК - можно бесплатно предоставить имущество столицы на миллиарды гривен, то почему другие предприниматели должны платить рыночную арендную ставку?
При этом новые сети, которые строятся за счет инвестиционной составляющей тарифа, "Киевэнерго" берет себе на баланс, то есть получает в собственность.
Это все равно, что отдать свой автомобиль в аренду таксисту, который возил бы вас по коммерческим тарифам. При этом ни копейки в "арендованное" авто он не вложил бы, а на "заработанные" деньги купил себе новый.
Этот "дерибан" продлится до тех пор, пока в стране не появится власть, которая не служит олигархическим кланам. Власть, которая думает о завтрашнем дне, а не о сегодняшней выгоде. Власть, которая хочет, чтобы народ жил в энергетически самодостаточный стране, а не утопал в бессистемном коррупционном болоте.
Что нужно сделать для того, чтобы правда оказалась на стороне потребителей, а не зарвавшегося монополиста?
1. Отменить позорный закон №5021-VI от 22 июня 2012 года "О внесении изменений в некоторые законы относительно платы за присоединение к сетям субъектов естественных монополий", которым была введена так называемая плата за подключение.
2. унифицировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность естественных монополий в энергетике.
3. Сделать деятельность монополиста максимально прозрачной для общества.
4. Привлекать к ответственности, в том числе к уголовной, монополиста и его работников за нарушение прав потребителей.
Начать надо с создания временной следственной комиссии Верховной Рады. Возглавить ее должен не представитель комитета по вопросам ТЭК, а представитель комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции или комитета по вопросам национальной безопасности.
* * *
Колонка является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь.