«Бюджетные страдания» Кабмина уже успели пощекотать нервы народу. Прежде всего – своими портянками предполагаемой экономии, просочившимися в интернет. Экономить правительство намерено на всех и вся. Кого и как это затронет? И есть ли в бюджете наступающего года что-либо помимо экономии?
«Бюджет» |
Дефицит, долги и план обрезания
Внушительный дефицит бюджета в 65 млрд грн, запланированный на следующий год, свидетельствует о том, что даже жесткое урезание расходов не способно в полной мере залатать образовавшуюся бюджетную прореху. Украина живет в долг, и долг этот растет. Резкое обесценивание гривны привело к тому, что в пересчете на национальную валюту госдолг Украины составил заоблачную сумму – более триллиона гривен. По этим счетам придется платить в следующем году почти на треть интенсивнее, чем это делалось в году уходящем.
Хотя и нынешний год свидетельствует о том, что каждая седьмая гривна, которую мы платим в общий фонд госбюджета, идет на обслуживание долгов. По информации народного депутата Виктора Пинзеника, за одиннадцать месяцев текущего года Украина потратила на эти цели почти 41 млрд грн. И это, увы, не погашение долгов, а всего-навсего оплата процентов по ним. В общем, процесс, почти напоминающий бег на месте «для сугреву». Планируемый предельный объем госдолга на 31 декабря 2015-го, определенный на уровне 934 млрд грн, как раз об этом и свидетельствует. Вдобавок Международный валютный фонд прогнозирует рост внешнего государственного долга Украины по итогам 2014 года до 102,2% ВВП (по состоянию на 31 октября, когда за доллар давали чуть меньше 13 гривен, этот показатель находился в районе 62%).
Наталья Яресько |
Внешняя финансовая зависимость, отдающая кабалой, еще не означает дефолт. Это правда. Глава Минфина Наталья Яресько недавно категорически заявила: «У нас не дефолтное и даже не преддефолтное состояние». Возможно, и это правда. Как и оценка министром бюджетного дефицита в размере менее чем 4% ВВП как весьма неплохого показателя. Однако для Украины, чей риск суверенного дефолта, по оценкам инвесторов, колеблется в непосредственной близости к «лидерам» этого печального соревнования – Венесуэле и Аргентине, – это означает необходимость прислушиваться к тем рекомендациям, которые дает ей МВФ.
Де-юре мы вправе выбирать собственные модели вытаскивания себя за волосы из болота, а де-факто главным Мюнхгаузеном здесь выступает все-таки валютный фонд. И по всей вероятности, план «бюджетных обрезаний», поданный как «реформа межбюджетных отношений» и ставший достоянием интернета на прошлой неделе, лучше всего свидетельствует в пользу подобной версии.
В документах, рожденных в недрах Минфина, часть этих новшеств сопровождается ссылками на международный опыт или ремаркой «В соответствии с меморандумом с МВФ».
|
Александр Охрименко |
Финансовый аналитик Александр Охрименко в связи с этим не случайно полагает, что «на самом деле наш Бюджет примет не правительство, а МВФ. И уже другой вопрос, насколько он окажется реальным для выполнения. Однако сейчас важнее получить очередной займ, иначе – дефолт».
Понятно, что даже при таком отсутствии маневра не все предложения могут быть приняты. Повышение пенсионного возраста, например, уже раскритиковал министр соцполитики Павел Розенко, по мнению которого такой шаг ничего не даст, поскольку «вопрос балансирования бюджета ПФ – это, в первую очередь, легализация зарплат. 200 млрд грн ежегодно платится в «конвертах». Это означает, что ежегодно Пенсионный фонд недополучает 70 млрд грн доходов». Однако что-то из предложенного наверняка войдет в итоговый документ. Потому что фраза Арсения Яценюка о том, что для Украины в 2015 году самое главное задание – выжить, означает, помимо прочего: упаси Бог поссориться с кредиторами!
Кредит – это внешний ресурс выживания. Внутренний – режим жесточайшей экономии (по крайней мере, так заявляется). За счет кого и чего правительство планирует затянуть пояса? Достаточно посмотреть расходную часть, чтобы понять, каких институтов это в большей степени коснется.
Остаточный принцип финансирования сохранится (и главное – усугубится) для сферы культуры. Профильное министерство секвестируют, как минимум, на 66% по сравнению с показателем текущего года. «Как минимум» – потому что чуть ли не каждый день информация о параметрах бюджета меняется. Например, по данным «Украинской правды», самым свежим по дате опубликования, Минкульт обрежут даже сильнее – примерно на 70%. Фактически культуру оставят сидеть на голодном пайке.
Минобразования пострадает меньше – всего на 8%. Эта «дыра» в 4,3 млрд грн, безусловно, отразиться на всей сфере просвещения. Но нужно учитывать, что часть отминусованного следует отнести на оккупированные районы Донбасса. Туда ведь средства направлять не планируется.
Феноменальным кажется сокращение расходов по Минтопэнерго – на 54-57%. Но и тут, по-видимому, не последнее объяснение – война. Часть инфраструктуры можно признать утраченной (в лучшем случае – на данный момент), и деньги попросту не во что вкладывать.
Колоссальные сокращения ждут Минрегионстрой – 88%. Агропромышленный комплекс также будут вынужден сам разбираться со своими проблемами. Минагрополитики затянули пояс на рекордные 90%.
Космос тоже пока что «отдохнет» украинских исследователей. Государственному космическому агентству урезали бюджет более чем в половину.
Верховная Рада, однако, почти не пострадает. От 2 до 3,5% сокращения бюджета – «брызги», по сравнению с тем, что Минфин предлагал втрое уменьшить количество депутатов, сэкономив на этом 424 млн грн. В бюджете же на 2015-й на функционирование главного законодательного органа выделено 674 миллиона.
Достаточно серьезно, на четверть, запланировано сократить расходы на областные государственные администрации. Однако тревогу вызывает даже не это, а то, что на 91% уменьшается базовая дотация и на 94% – дополнительные дотации из госбюджета местным бюджетам. В условиях, когда механизм реальной децентрализации не запущен это может означать, что дотационные города и районы могут остаться без помощи Киева.
Между тем, изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые могут дать старт новым алгоритмам бюджетного строительства на местах, еще только собираются внести на рассмотрение парламента – до 24 декабря. При этом чиновники Кабмина заявляют, что новая схема перераспределения бюджета даст возможность местным органам самоуправления получить до 39 млрд грн. Речь идет о закреплении за местными бюджетами стабильных доходных источников и расходных полномочий. Однако предложения, которые уже были частично озвучены правительством, выглядят в ситуации экономического спада призывом к утопающим спасаться собственными силами. Свобода для регионов получать заимствования от международных финансовых организаций (один из «экзотических» пунктов нововведений) вряд ли сегодня может служить вдохновляющим фактом. Если державу, под ее гарантии, не слишком охотно ссужают деньгами, то с какой радости потенциальный инвестор будет проявлять энтузиазм в отношении отдельных территорий? Даже если он пойдет на это, то пойдет не сразу. А до тех пор, «на переправе» с обжитого бюджетного берега на необжитый, местным громадам скорее всего придется пережить серьезные испытания, прежде чем они научатся на практике сводить концы с концами.
Сказанное, разумеется, не вселяет оптимизма. Кабмин чертовски запаздывает с принятием необходимых документов. Чем вызывает волну критики, и недоумение по поводу того, на какой же законодательной базе бюждет-2015 будет строиться. Непонятно также, какой расчетный курс гривны будет принят здесь за основу. Яценюк говорит о 17 грн за доллар. Но это уже практически вчерашняя цена. Некоторые члены правительства называют более реалистическую цифру – 22 грн за доллар. Однако окончательный вердикт еще не вынесен, и его ждут от Нацбанка.
Андрей Новак |
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак называет всю эту бюджетную возню «авантюрой», а действия правительства вокруг процессов децентрализации и дерегуляции – «имитацией».
Вернемся, однако, к потенциальным пострадавшим. Не к министерствам и ведомствам, а к категориям граждан, которым угрожают потенциальные директивы Кабмина. Кому намерен поднять «красную карточки» украинский Минфин – главный автор судьбоносных разработок?
В сфере образования. Бесплатному обучению в школах после 9-го класса. Бесплатным обедам – для всех, кроме сирот, детей-инвалидов и малообеспеченных. Бесплатным учебникам – для всех, кроме льготников. Педагогической нагрузке для учителей – ее планируют увеличить, сначала на два часа в неделю, потом – еще на столько же. Стипендиям – их будут платить только льготникам. Госзаказу для вузов – его предполагается сократить на 10%. Льготному проезду для школьников и студентов – его ждет отмена. Повышенным окладам за научную степень – та же судьба.
В сфере здравоохранения. Бесплатной медицине – эту норму планируют отменить, перейдя на страховую медицину. Соответственно, бесплатного питания не будет уже не только по факту, но и по закону.
В социальной сфере. Привычному пенсионному возрасту – его планируют повысить до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Однако, повторимся, есть доля вероятности, что эта норма принята не будет, так как уже раздаются громкие голоса критики в ее адрес. В том числе из правительственных кабинетов. Однако ресурс для экономии за счет пожилых граждан все же остается. Планируется дать «добро» на ликвидацию домов престарелых. Сократить до 90% размер пенсии работающим пенсионерам. Уменьшить процент пенсии военным и судьям – до 60% от зарплаты, а нардепам – до 70%. Индексации пенсий предполагается остановить до стабилизации экономики. Помощь на ребенка станет доступной только для семей, где доход на человека ниже 6 тысяч грн. Еще один вид пенсии – по утере кормильца – планируется отменить для семей военных и правоохранителей, если они не являлись участниками АТО. В отношении чернобыльцев предлагается упразднить компенсации и льготы для тех, кто составляет 4-ю категорию (кроме того, чернобыльцев ждет еще отмена ряда льгот).
Это только часть мер, которые предложил в качестве спасательного круга Минфин. Вряд ли стоит объяснять, что назвать их «популярными» нет никакой возможности. Федерация профсоюзов Украины уже заявила, что около 10,5 тысячи профсоюзных активистов намерены собраться 23 декабря у здания Верховной Рады для выражения протеста против планов Кабмина урезать расходы на социальную сферу.
Так что парламентская дискуссия вокруг бюджета-2015 может перерасти в гражданское противостояние с не вполне ясным исходом.
Потому что для правительства проявить гуманизм – практически означает поставить под удар возможность получения очередного транша от МВФ. И не совсем понятно, что для него означает оставить гуманизм в сторону. Сейчас. В стране. Где большинство людей находятся на грани выживания, с трудом «сводят» свои семейные бюджеты и ужасаются поочередно грядущему повышению цен на газ для населения и фактическому «замораживанию» зарплат. Потому что повышение минималки до 1257 грн с 1 января и до 1284 грн с 1 декабря, как это запланировано в бюджете-2015, при инфляции более 20% и при стремительной девальвации гривны – это даже больше, чем «замораживание». Это падение. И в таких условиях удержать народ от протестов можно (если вообще можно) лишь честными правилами игры. Когда бы платить высокую цену за перемены должны были не только бедные, но и богатые.
В Кабмине говорят, что именно к этому и стремятся. И в качестве аргумента приводят собственное предложение: расширить дифференцированные ставки налогообложения доходов и ввести непрямые методы оценки доходов граждан с применением повышенной ставки налога на сверхдоходы. Намерения благие. Но пока что говорить об их реализации (тем более – в какой именно форме) преждевременно. Между тем напряженность в стране в связи с наступлением нового бюджетного года не только не уменьшается, но, пожалуй, нарастает.
С кого взять и есть ли выигравшие?
Принцип «двойного настрига с одной овцы» более всего заметен на примере налога на доходы физических лиц. Планируется, что он возрастет более чем на 200% и принесет в казну более 44 млрд грн. Еще один ресурс – рента за использование недр. 30 млрд грн доходов при 47-процентном увеличении показателя по сравнению с предыдущим годом. Главным же кормильцем останется НДС. Он принесет 218 млрд грн – фактически половину из всего, что планируется по сусекам наскрести в доходную корзину.
В сущности, аналитики отмечают, что никакого реформаторства и никакой революционности, с точки зрения наполнения казны, проект нового бюджета не несет. Потому что настоящим резервом увеличения доходов могло бы стать только пресечение теневых схем. По некоторым оценкам экономика Украины, находящаяся «на свету», равна той, что находится «в тени». Так что запланированные налоговые поступления, составляющие в бюджете-2015 почти 350 млрд грн, могли бы быть практически удвоены, если бы правительство действительно смогло осуществить «детенизацию». Однако пока что в этой сфере мы видим главным образом «декларации о намерениях». Но даже они (по крайней мере, часть из них) могут вызывать порой лишь легкое недоумение. Как, например, предложение Минфина и Государственной фискальной службой ввести 30-процентный налог на сумму расходов граждан, превышающую их официально задекларированные доходы.
Дмитрий Шемелин |
Юрист Дмитрий Шемелин прокомментировал Форбсу, чем может обернуться подобная инициатива. Она породит примерно пять миллионов «правонарушителей» – половину всей армии наемных работников в Украине, получающих зарплату в конвертах. И разумеется, приведет к коррупции. Поскольку всю эту массу людей проверить будет невозможно, а «для налогового инспектора очень заманчиво попросить небольшую компенсацию за то, чтобы ваше дело было не третьим в очереди на доначисление, а 6432-м».
То есть инициатива, реализация которой как бы предполагает искоренение теневых схем, по сути, породит новые. И еще не факт, что принесет хотя б какой-нибудь экономический эффект.
При этом, судя по нижней границе, с которой указанный нормативный акт запускает механизм повальной проверки – 12 тысяч гривен, – он предполагает «вылавливать» не только «крупную рыбу», но и тех, кто просто более или менее сводит концы с концами, получая пресловутую зарплату в конвертах. По мнению Дмитрия Шемелина, законопроект «сильно бы выиграл, если границу «поднадзорных» операций сместить с 12 000 гривен хотя бы до $10 000».
Это, разумеется, частность. Но она лишь доказывает, что никаких новых подходов в недрах Кабинета Яценюка пока что не родилось. Поэтому рассчитывать на принципиальное изменение социально-экономической ситуации в Украине на данном этапе не приходится.
Если не брать к рассмотрению значительное увеличение расходов на аппарат Министерства социальной политики (сравнивать которые с данными текущего года некорректно из-за изменений в Бюджетном кодексе), то в «выигрыше» по количеству выделяемых средств у нас остаются трое «крупных игроков». Пенсионный фонд Украины, «потяжелевший» почти на 35%. Министерство обороны – более 9%. И государственный долг – 28%. Это, в общем-то, естественно для государства, живущего на чужой кошт. В котором почти каждый третий – пенсионер. И которое по факту находится в состоянии войны с соседней страной-агрессором.