Массовые открытые онлайн-курсы (МООС) добрались и до Украины. 15 октября открылась регистрация на 4 курс общественного проекта Prometheus. Что это – революция в системе образования, вызов украинским ВУЗам или начало реформ в образовании, которого так давно ждали?
Образование стало доступнее (рис.: learningmadeeasy.files.wordpress.com) |
О качестве образования в украинских вузах можно спорить долго. Точнее – о причинах его столь низкого уровня. Если технические специальности еще могут конкурировать на рынке, то прочие серьезно в данном отношении отстают. С каждым изменением в правительстве Украины о реформах в системе образования говорят, что-то делают, но ощутимых результатов не заметно. По данным телефонного опроса 2011 года, проведенного Институтом Горшенина, 42,2% респондентов считают, что хорошее образование – обязательная составляющая удачного трудоустройства молодого специалиста в Украине. Но в то же время, 68,8% уверенны, что без опыта работы трудоустройство практически невозможно. И только 33,7% рассматривают обучение в вузе как способ получить знания по специальности. Именно по этой причине, большинство студентов в Украине были бы рады променять университетские аудитории на стажировки в компаниях.
Такую неповоротливую махину, как государственная система образования растормошить сложно. Устаревшие дисциплины, устаревшее понятие о процессе, который не успевает за развитием общества и его потребностями. Многие давно поняли: хочешь научиться – учись сам.
Западный феномен
Сугата Митра (Sugata Mitra) – профессор Ньюкастловского университета (Англия) – один из самых известных в мире специалистов по технологиям обучения, говорит о том, что старая система образования, которую придумали и распространили по всему миру британцы, сегодня уже изжила себя. В похожем состоянии находится и китайская система образования. В мире новых технологий массовое производство «универсальных солдат» не соответствует ни требованиям рынка, ни стремлениям и мечтам личности. Новые подходы к процессу обучения и новые технологии – в этом ответ на накопившиеся вопросы и решение проблем качества и сроков образования. И один из инструментов, который уже успел себя зарекомендовать – онлайн-образование.
С появлением интернета преподаватели и эксперты спорят о феномене онлайн-образования. В 2012 году окрылись сразу три платформы массовых онлайн-курсов: стэндфорские Coursera, Udacity и edX Массачусетского технологического института. Открывшись как платформы с небольшим количеством курсов (от четырех направлений), они со временем привлекли внимание ведущих университетов мира, продолжая значительно расширять список лекториев и партнеров. Основная идея всех платформ: получить знания ведущих вузов легко, нужно только иметь компьютер и доступ к интернету.
Плюсы таких образовательных платформ налицо: учиться можно бесплатно или значительно дешевле, учиться можно когда угодно и где удобно, и это не просто залитые на сайт лекции ведущих профессоров, это адаптированный для онлайн-изучения полноценный курс, включающий видеолекции, интерактивные задания и форум для общения с преподавателями и такими же студентами.
Например, Дафна Коллер, сооснователь Coursera и профессор Стэндфорского университета, считает, что их платформа помогает получать хорошие знания тем, кто не может себе этого позволить в вузе по финансовым или каким-либо другим причинам.
Ярким примером полезности данной задумки стала Хадиджа Ниази, 12-летняя девочка из Лахора (Пакистан). В 10 лет она освоила курс «Искусственный интеллект» от Себастьяна Труна на платформе Udacity, в 11 – курс физики, став самой молодой его студенткой. В 2012 году Хадиджа стала участником 6-го круглого стола по вопросам благотворительности в Давосе, темой которого было онлайн-образование.
Скептики и мечтатели
Тему развития МООК быстро подхватили СМИ, задаваясь вопросом «Станут ли онлайн-платформы заменой привычному образованию?». The New York Times назвал 2012-й – годом массовых открытых онлайн курсов. Мнения разделились на два лагеря: революция в образовании и бессмысленная затея, ведь не все, кто записался, их заканчивают. И действительно, всего около 8% зарегистрировавшихся, к примеру, на Coursera успешно проходят курсы. Но сами создатели особой проблемы в этом не видят. Просто продолжают совершенствовать свои задумки, работают над ошибками.
Питер Тиль, основатель фонда Founders Fund, считает нежелание понимать, что разным людям нужны разные подходы к обучению, одной из проблем привычной нам системы образования. Грубо говоря, стоит разделять людей на интровертов и экстравертов. В таком случае, образовательные онлайн-платформы находят свою нишу и почитателей
Украинские умы
Для Украины МООК не новость, но и не массовый продукт. Развитию популярности западных образовательных платформ мешает как минимум языковой барьер. Но опыт в создании отечественных МООК все-таки есть. Prometheus не являются стопроцентными первооткрывателями онлайн-обучения в Украине. В 2013 году стартовал экспериментальный проект «Университет онлайн» КНУ имени Шевченко, на базе которого и была в итоге создана платформа Prometheus. Проект предлагал изучить всего один курс – «Бренд-менеджмент». Примечательно, что наибольший процент слушателей курса (61%) составили уже работающие профессионалы, а каждым четвертым слушателем был студент. «Это был пилотный проект, от которого в итоге мы решили отказаться. Так как проект шел официально от государственного университета, то бюрократия очень тормозила процесс. А это стартап, тут нужно действовать очень быстро. Поэтому решили работать независимо, подтягивая университеты извне», – объяснил причины и следствия сооснователь Prometheus Иван Примаченко.
Команда планирует расширять список курсов, отдавая предпочтение критически важным для Украины отраслям (открытие бизнеса, иностранные языки, программирование). А сотрудничество с университетами должно перерасти из написания курсов для платформы в интеграцию контента Prometheus в образовательный процесс. По мнению команды Prometheus это поможет преподавателям уделять больше времени практическим занятиям со студентами. В США результатом экспериментов с таким способом обучения стало улучшение результатов учебы на 35%.
Сотрудничать создатели платформы собираются только с украинскими вузами и преподавателями. «Отбор преподавателей очень жесткий. Мы намерены работать с лучшими. А лучшие есть и в Украине. Их мало, но для нашей цели хватает. Это одна из фишек Prometheus», – рассказал Примаченко. По мнению всей команды, украинские вузы могут конкурировать с западными, как и их платформа массовых онлайн-курсов. Главное найти лучшие умы среди преподавателей, а вопрос адаптации курсов к требованиям МООК – тут помогут умы Prometheus.
Будем надеяться, что украинский вариант онлайн-образования станет тем импульсом нашему образованию, которого так давно ждали.