Новый состав Верховной Рады, который будет сформирован по результатам прошедших выборов, не раз называли «парламентом-камикадзе».
Врагу не сдается наш гордый парламент (фото:calxibe.com) |
Об этом, в частности, вскоре после писал на своей странице в Фейсбук экс-министр внутренних дел Виталий Захарченко, говорил политолог Тарас Березовец (недавно он более развернуто изложил свою точку зрения), и другие.
Авторство термина, вероятно, принадлежит политолог Андрею Самбросу, который, комментируя июльский «самоотвод» Яценюка, написал, что «Арсений Яценюк решил катапультироваться из правительства камикадзе и сделать парламент камикадзе».
Политический «ландшафт» с тех пор заметно изменился, а термин остался. Мы опросили экспертов, что они думают этот счет его применимости к будущему парламенту.
Политический консультант Александр Палий: «Скорее, это – парламент больших ожиданий»
Думаю, что новый парламент проработает достаточно долго. Возможно, у президента возникнет желание перед президентскими выборами распустить его, особенно, если результаты деятельности коалиции будут не слишком хорошими. А возможно, парламент и пять лет проработает. Я бы не сказал бы, что это – «парламент-камикадзе», скорее парламент больших ожиданий. Будут большие ожидания реформ. Если будут только разговоры о реформах, то, конечно же, будет большое разочарование. Поэтому я думаю, что сейчас самое главное, это чтобы у нас были приняты реформаторские законы.
И я не думаю, что между президентом и премьером есть серьезные противоречия. Я считаю, что «Народный фронт», по сути, единая команда с Порошенко. Результат на двоих. Они просто шли двумя колоннами, но это одна и та же команда.
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов: «Новый парламент будет все-таки несколько более дееспособным чем старый»
Пока еще парламент только собирается подводить итоги, формировать свой баланс, поэтому на сегодняшний день говорить о том, что он закончит работу, рано. В этом парламенте вполне очевидно, что еще не определился центр тяжести. По сути, Порошенко выборы проиграл. Яценюк выборы выиграл, исходя из предварительных раскладов. Предполагалось, что все же Порошенко наберет значительно больше, и именно он будет доминировать. На сегодняшний день пока непонятен еще, конечно, окончательный итог, нужно посмотреть мажоритарщиков. Но понятно, что в парламенте будет, скажем так, два основных центра влияния. Плюс несколько автономных центров, но вряд ли возникнет третий относительно равновеликий центр, скажем, из различных групп, типа «Оппозиционного блока» и партии Ляшко, но, хотя, теоретически такая конфигурация тоже возможна.
Что касается качества депутатов, надо все-таки посмотреть состав мажоритарщиков, поскольку качество фракционных депутатов-списочников в среднем низкое. Качество депутатского корпуса украинского ухудшалось годами и упало сравнительно сильно. По сути, люди, которые попадали в парламент, не понимали ни роли парламента, ни значения законотворчества. Был утрачен обычай всех парламентов мира, способ деятельности как парламентский лоббизм и игра непосредственно в законодательном поле поскольку все определялось соотношением власть-оппозиция. Власть продавливала свои вопросы, а депутаты к согласованию каких-то моментов с властью обычно не допускались. По сути, парламентская функция сводилась с кнопкодавству как с одной стороны, так и с другой. Провластные фракции давили «за», оппозиционные фракции давили «против». При этом любая автономная «игра», автономное обсуждение вопросов, проявление оппозиции непосредственно депутатов как членов парламента и участников законотворческого процесса в нулевые годы было сведено практически на нет.
На сегодняшний день, конечно, в парламенте будут представители различных бизнес-интересов и различных политических групп, а также откровенные, скажем так, позеры, крикуны и клоуны.
Что касается каких-то возможных сюрпризов, то это – «Самопомощь», но пока еще непонятно, будут ли они пытаться играть в какой-то честный парламентаризм «депутаты от народа», или будут занимать какую-то позу, держаться в ней, но при этом обслуживать какие-то олигархические интересы.
Я считаю, что новый парламент будет все-таки несколько более дееспособным чем старый, в первую очередь потому, что в нем не будет однозначного центра силы. Посмотрим на парламентское большинство, основой которого, судя по всему, будет нерушимый союз Порошенко и Яценюка. В данном случае не совсем понятно, будет ли игра этих субъектов демонстративной и конфликтной или же они будут пытаться находить какой-то баланс интересов. Думаю, что пока они будут искать какие-то кулуарные соглашения. И на первых порах, скорее всего, будут избегать публичных скандалов. Но у них есть в том числе и серьезные политические расхождения, как в отношениях с бизнесом и отдельными олигархическими группами, так и в степени политического радикализма и отношений с Россией. Наверно, этот вопрос подковерно будет наиболее острым, поскольку Порошенко понимает, что Украина у России войну не выиграет, и в то же время является расходным материалом в «бодании» Путина с Западом. Поэтому если будет продолжаться все как есть, Украину просто растопчут, в том числе демонстративно-показательно, чтоб другим неповадно было.
Порошенко ищет какой-то способ хотя бы выйти на какой-то заинтересованный диалог с Путиным, чтобы тот снизошел до того, что проблемы Украины имеют самостоятельное значение. Из российской политики видно, что ущерб и издержки Украины в расчет не принимаются вообще, поскольку они – как заранее предусмотренный ущерб. Чужого не жалко. А Яценюк, в принципе, занимает позицию игнора, так сказать: мы спрятались, и нас не видно, «Россия – враг, поэтому никакие разговоры и сделки с ней невозможны».
Это очень принципиально, потому что от этого зависит та степень ущерба, которую понесет страна и общество, и, по сути, определит насколько плохо мы будем жить в ближайшее время, и что с нами произойдет в целом. Потому что разгром Украины как субъекта, подведение её к дефолту, перевод в состав несостоявшихся государств – это не только падение стоимости активов, падение цен на фондовом рынке, девальвация валюты, отток и прекращение инвестиций, но и падение жизненного уровня подавляющего большинства граждан.
Кроме того, надо что-то делать с украинской экономикой, потому что ей сегодня никто не занимается. Яценюк все говорит убедительно в телекамеру и это находит отклик у граждан. Но при этом экономика падает, входит в штопор. А что делать, какую политику проводить для того, чтобы все это не загнулось, об этом тоже на сегодняшний день никакого разговора нет, даже постановки вопроса в такой форме нет. Поэтому возникает вопрос: когда до тех ребят, которые попадут в парламент, и которые составят большинство, дойдет, что ситуация критическая? И что если все продолжать в том же духе и «прятаться» за войну с Россией, то это плохо закончится. Народ перейдет пусть даже не к стадии Майданов, каких-то душераздирающих процессов, а к стадии голодных бунтов. Типа медных, соляных и прочих. И займется украинской народной игрой, хорошо описанной Короленко во время гражданской войны, которая называлась «грабижка».
Директор Школы политической аналитики НаУКМА Алексей Гарань: «Все зависит от ситуации»
Сколько проработает этот парламент – зависит от развития ситуации, в принципе, этот парламент может существовать все пять лет, это тоже возможно. Досрочные выборы возможны, но это зависит от того, какой будет коалиция. Парламентские коалиции, большинства в Европе создаются, распадаются, оглашаются досрочные выборы, ничего страшного тут нет. Предрекать сразу, что этот парламент проработает только один год, я бы не решился, т.е. это не факт, он вполне может нормально работать. В нем есть устойчивое большинство, и, в принципе, главное, что в нем есть устойчивое большинство для реформ. У нас много сфер, где нужны реформы, прежде всего, это коррупционная, верховенство права, усиление обороноспособности страны.
Политический аналитик Евгений Жеребецкий: «Парламент продержится недолго»
Я считаю, что это действительно парламент-камикадзе. Продержится он немного. Если год-два, это хорошо. Это в лучшем случае. Дело в том, что ему предстоят серьезные испытания. Придется решить ряд вопросов. Во-первых, нужно решить вопрос, куда мы идем. Если большая часть общества решила, что идем в Европу, то представители юго-востока, востока страны, Донбасса (а их довольно много, не менее 10%) они занимают совершенно другую позицию. Это даже не конфликт, это непримиримые противоречия. Они не решаются как-то так отодвигаются. И вот это будет парламент разносить.
Кроме того, идет война. И часть из этого парламента избрана на востоке, который, в общем-то, ненавидит запад. Т.е. там заложены непримиримые противоречия, которые каким-то политическим способом довольно трудно уладить. Будет постоянный бойкот, конфликты, даже если большинство будет, факт будет, что наличие такого парламента будет раскалывать страну еще больше. Поэтому он недолго просуществует.
При этом вероятность того, что его распустит президент, мала. Я думаю, что Яценюк и Порошенко очень хорошо понимают, что всякие резкие действия – это угроза, прежде всего, их власти. Парламент будет стараться себя сохранить. Путин является огромной консолидирующей силой. Я думаю, что он их объединит. Сами они не будут, ни одни, ни другие действовать жестко.