FN: Здравствуйте, Константин. Спасибо, что согласились встретиться.
Здравствуйте.
FN: Ваше заявление или лучше сказать «пост» на страничке в Фейсбук, в котором Вы говорите об участии в выборах, он что означает?
Означает, что думаю – принять участие или нет. Меня знакомые и незнакомые люди просят, предлагают, спрашивают: «Почему Вы не идете на выборы? Выдвигайте свою кандидатуру!». И объясняют, кстати, почему. На этих выборах снова будут голосовать не «За», а «Против». Все те же лица, слегка разбавленные «полевыми командирами» и волонтерами. Яценюк, Турчинов и Аваков разбежались по проектам с новыми названиями и делают вид, что не знакомы с Тимошенко, бывшая Партия регионов превратилась в оппозицию. Люди вообще не видят смысла в этих выборах.
FN: Вы – персона публичная, узнаваемая. Такие люди востребованы в политике. Вы ведь давно могли оказаться в политике, не так ли?
Да, я давно мог стать политиком – предложения периодически поступали от разных политсил. Но были несколько фактора «против». Во-первых, многие идут в политику воровать. И понимание этого, и чувство брезгливости возникали в первую очередь. Во-вторых: у меня есть любимая работа. Хобби, которое еще и кормит. В-третьих, чувство ответственности. Я всегда отказывался, считая, что если не умеешь – не лезь.
Я наблюдал за политикой со стороны. И видел, что с каждыми выборами стране становится все хуже и хуже. А последние восемь месяцев стали и вовсе ужасными. За это время Украина потеряла Крым, Донецкую и Луганскую области и тысячи людей убитыми и ранеными. И, несмотря на бодрые заявления некоторых украинских политиков, оптимизма не прибавляется.
FN: Вы считаете, что Украина разрушается?
А у Вас другая картинка перед глазами? Вы полагаете, что у нас экономический рост? Или видите радикальные реформы? Страна отправлена на очередные парламентские выборы. Не бесплатные, между прочим. Когда говорят: выборы обойдутся в 500 миллионов или даже в 900 – волосы на голове шевелятся. В стране беженцы, в больницах раненые, инвалиды. И ради чего, скажите, эти жертвы? Глядя на партийные списки старых-новых партий, возникает ощущение дежавю: мы видели это в 2005 году. Самое ужасное, что политики то ли не понимают, что сейчас не то время, чтобы воровать и бороться за власть, то ли они уже мысленно «приговорили» нашу страну и вырывают из тела государства последнее, что еще можно сожрать. Воруют всё – и добровольные пожертвования, собранные на армию, и бюджетные деньги, и международные кредиты. На фоне тысяч убитых и тысяч искалеченных это пиршество гиен выглядит омерзительно. Кстати, это не я так назвал действующее правительство Яценюка, а Михаил Бродский.
FN: Украинские граждане все время слышат о Путине, ЕС, США. Нам приводят исторические примеры, проводят аналогии. Чаще всего вспоминают о Мюнхенском сговоре. А у Вас есть какие-то свои исторические примеры?
Мне кажется, Мюнхенский сговор вполне подходит для нынешней ситуации – «высокие стороны» из ЕС и США наблюдают за происходящим, но ничего не могут предложить такого, что остановило бы кровопролитие и разрушение государства. Более того, если Вы почитаете иносми, то обнаружите, что ведущие западные политики прямо говорят две вещи: «Мы не будем воевать с Путиным за Украину» и «Украина в одиночку не выстоит в борьбе с Россией».
Порошенко сегодня, похоже, оказался в ситуации чехословацкого президента Бенеша: внешние союзники не готовы решительно поддержать Украину, при этом, самостоятельно победить в войне невозможно, а патриоты требуют войны «до победного конца».
При этом, сравнивая Порошенко с чехословацким президентом Эдвардом Бенешем, подписавшим Мюнхенское соглашение, многие думают, что оскорбляют и унижают таким образом Петра Алексеевича. На самом деле, народ Чехословакии оценил Бенеша иначе. Бенеш, будучи одним из отцов-основателей Чехословакии, был вынужден сделать этот шаг. Почему-то никто не вспоминает, что в то время, как вся Европа оказалась в руинах, Чехословакия прошла Вторую мировую войну практически без потерь и разрушений. Когда Эдвард Бенеш вернулся на родину в 1945-м, парламент восстановил его в полномочиях, а в 1946-м уже новый парламент единогласно снова избрал его президентом. Как говорят англичане: «Время – честный человек».
FN: Должна ли Украина продолжить воевать на востоке?
Начнем с того, что я не понимаю, что это за война такая. Людей по всей стране призывают в армию, набирают добровольцев, и тех и других отправляют умирать, а все остальные живут, как ни в чем не бывало – рестораны, концерты. Вполне мирная жизнь. Я уже был на одной такой войне. В Афганистане. Это была такая «странная» война: советская армия называлась «ограниченный контингент», число погибших и раненых руководством страны тщательно скрывалось… СССР войну в Афганистане проиграл. Сегодня в Украине я вижу ровно то же: война называется «АТО», солдат снабжают добровольцы, реальные цифры потерь скрываются, в тылу реформ нет, коррупция такая, как была до февраля. Мы уверенно шагаем к пропасти. Или, скорее, уже стремительно падаем. При этом, политики бессовестно эксплуатируют чувство патриотизма. Тимошенко заявляет с телеэкранов, что ее политическая сила, в случае победы на выборах, добьется освобождения Донбасса. И есть два вопроса в связи с этим. Вопрос первый: почему до сих пор этого не произошло? Ведь Турчинов и Яценюк – руководители «Батькивщины». Помнится, перед сдачей Крыма ЮВТ бегала на заседания СНБО. Но результат их работы во власти как раз обратный – мы потеряли Крым, Донецк, Луганск. Вопрос второй: какую цену Юлия Владимировна собирается заплатить за «освобождение»? Сравняет с землей Донецк и Луганск? Мобилизует и бросит на штурм городов на востоке Украины миллион человек? Каждому, кто хоть немного интересовался военным делом, известно, что соотношение потерь между обороняющимися и наступающими примерно 1 к 3-5. Еще в апреле-мае руководство АТО оценивало размер группировки ДНР-ЛНР примерно в 15 тысяч человек. Без учета российских военных. Это значит, что потери украинской армии при наступлении составят от 45 до 75 тысяч человек. Даже если это будет в два-три раза меньше, мы говорим о гибели и увечьях 15-20 тысяч украинских мужчин. Количество жертв среди мирных жителей будет в несколько раз больше. Заявлять о быстром освобождении Донбасса – беспредельная циничная демагогия. Самое страшное, что демагоги и аферисты, в случае победы на выборах, действительно могут начать полномасштабную войну. А потом все сбегут за границу, а нам оставят дымящиеся руины.
FN: Не думали о жизни за границей? Телезвезда может позволить себе уехать?
Уехать могу. Но не хочу. У меня здесь родители, семья, друзья, коллектив сотрудников. Почему мы, нормальные граждане, должны думать об эмиграции, если можно и нужно строить свою жизнь здесь? У нас на телеканале ICTV в октябре стартует шпионское реалити-шоу «Крот», в котором я выступаю в роли ведущего. И проект «Надзвичайні Новини» никто не отменял. Я люблю свою страну, свою работу. Пусть политики-аферисты бегут отсюда.
FN: Все говорят о коррупции, но никаких реальных доказательств почему-то не появляется. Можете назвать какие-то примеры?
В интернете их видимо-невидимо. Но вот простой пример, где о коррупции пока не говорят: стена на границе с Россией. На границе Израиля с Палестиной это понятно: 703 километра забора, за которым сидят террористы, вооруженные автоматами. У палестинцев, в отличии от РФ и ДНР-ЛНР, нет ни танков новейших моделей, ни «Градов» и прочих систем залпового огня, ни вертолетов, ни самолетов. Как забор может защитить от современной техники? А мы сегодня тратим 100 млн гривен на бессмысленный с любой точки зрения объект. Кто слышал об общей стоимости проекта? Сколько стоит один километр? Кто его видел, этот проект? И Кабмин вдогонку выделяет еще 200 млн из зарубежных кредитных средств на укрепление границы. Ну как это назвать?
FN: Неужели нет никого из действующих политиков, кого Вы готовы поддержать?
Я совсем недавно критиковал Порошенко. Я, правда, не понимаю многое из того, что он делает. Но, похоже, он сегодня – единственный, кто может удержать страну от распада окончательного. И если его не поддержать, «заклятые политические друзья» его сметут. Вместе с государством.
FN: А у Вас есть собственная рекомендация, как спасти страну?
Есть простая мысль – надо прекратить войну. И прекратить спекулировать на патриотизме. Война нужна тем, кому она приносит выгоду: коррумпированным чиновникам и политикам. Если не прекратить кровопролитие и не заняться экономикой и искоренением коррупции, следующая страница нашей истории будет ужасна: в Киев и другие города придут «люди с ружьем». И начнут воевать друг с другом прямо здесь. Попутно, эти люди будут заходить в дома, и задавать вопрос «на чьей ты стороне?». Их, на самом деле, не интересует ответ. Они будут просто грабить. Это как раз то, что происходит сегодня на Донбассе. И моя главная идея это предотвратить.
FN: Если Вы действительно решили выдвинуть кандидатуру, где будете баллотироваться?
У меня есть еще пару дней для подачи документов. Если решу идти, то в Святошинском районе Киева, по 218 округу. Я здесь вырос.
FN: Спасибо еще раз и удачи!