Неидеальная безопасность на АЭС существенно снизится в случае саботажа или войны (фото: public-domain-image.com)
Нестабильность в Украине повышает риск аварий на 15 ядерных реакторах советского образца работающих в стране.
«Как только вы решили использовать атомную электростанцию или, как в данном случае, парк ядерных реакторов, необходимо гарантировать, что у вас не случится социальной нестабильности, и, разумеется, войны», — рассказал Deutsche Welle Майкл Зайлер, председатель немецкой Комиссии обращения с ядерными отходами и член Комиссии по безопасности реакторов Германии.
«Мы говорим об атомных электростанциях, которые имеют высокий риск, даже если они строятся хорошо и надлежащим образом», — добавил Зайлер, который также возглавляет экологический Эко-Институт в городе Фрайбург. «Что касается Украины, то мы говорим о дополнительных проблемах, то есть повышенном потенциале человеческих ошибок из-за худшей чем где-либо мотивации операторов, и того, что функции безопасности этих реакторов намного хуже, чем у современных реакторов».
Украина в настоящее время имеет четыре АЭС с 15 реакторами, которые, обеспечивая примерно половину энергетических потребностей страны, что делает практически невозможным закрытие их во время кризиса. Все реакторы созданы в советскую эпоху, подключены к сети в 1980-х и похожи на реактор Чернобыльской АЭС, авария на котором в 1986 году стала худший ядерной аварией в истории. Крупнейшая АЭС Украины в Запорожье находится примерно в 200 километрах от Донецка, эпицентра столкновения между пророссийскими боевиками и правительством Киева.
Экспертов беспокоит не только поддержание технической инфраструктуры и мотивации инженеров, работающих реакторов. Продолжение боевых действий между правительственными и пророссийскими силами, в том числе захват зданий, повышает риск того, что атомные станции страны также может быть задеты конфликтом.
Старые реакторы советского образца уже менее безопасны, чем в Западной Европе, — говорит Лотар Хан, бывший директор ведущего научно-исследовательского центра по ядерной безопасности Германии Gesellschaft für Anlagen- und Reaktorsicherheit (GRS). «Но это еще усугубляется угрозой . Тогда драматические ситуации неизбежны».
Эксперты не хотят описывать возможные сценарии диверсии или войны, но подчеркивают, что они считают это реальной опасностью
Эксперты не хотят описывать возможные сценарии диверсии или войны, но подчеркивают, что они считают это реальной опасностью. «Для этого не нужна армия, достаточно 20-30 хорошо обученных мужчин», — сказал Хан. «Все это совершенно непредсказуемо».
Именно поэтому НАТО в апреле направила небольшую группу гражданских экспертов в Украину. Они должны консультировать чиновников в области повышению безопасности атомных электростанций и других объектов жизнеобеспечения «в контексте возможных угроз». Эксперты подготовили конфиденциальный доклад, который был передан украинским чиновникам.
Впрочем, помощь НАТО ограничена, считает Зайлер. НАТО может посоветовать украинским чиновникам, как улучшить объекты, чтобы лучше защитить их от возможных злоумышленников. «Но, в конце концов, если у вас есть команда, которая сочувствует пророссийским боевикам и происходит эскалация конфликта, то это станет его частью. Вторая проблема, где НАТО вообще не может помочь является безопасность и стабильность электрической сети».
«Это является серьезной проблемой, ведь очень немногие люди думают об этом», сказал Зайлер. Ядерные эксперты, как правило, не ориентированы на такие нестабильные ситуации, и люди, которые занимаются подобными нестабильными ситуациями, например, дипломаты, как правило, не понимают, насколько уязвима атомная электростанция».