Массовые протесты в Турции |
Прошлым летом прошли демонстрации против сноса парка Гези в Стамбуле. Протесты прокатились по всей Турции. Тысячи их участников потом осудили, многих - по сомнительным причинам.
Каждый день после работы Умут (имя изменено) совершает определенный ритуал. Он поднимается по лестнице в парк Гези, который находится возле площади Таксим в Стамбуле, садится под кленом и выкуривает сигарету. Год назад здесь стояла его палатка - с 28 мая 2013 года он практически две недели прожил в стамбульском парке Гези. 39-летний Умут был одним из первых протестующих в столичном парке, который активисты заняли, чтобы выразить недовольство против вырубки деревьев и дальнейшей застройки участка.
Сейчас Умут, который работает в школе для детей с проблемами в обучении, о прошлогодних демонстрациях вспоминает с восторгом. Они были "разноцветные, как радуга", говорит Умут. Протестовать в парк приходили люди с очень разными взглядами и стилем жизни - кемалисты, транссексуалы, сторонники консервативных идей. "Было захватывающе ощущать себя частью этого", - рассказывает он.
"Ни одного камня"
Год спустя вспоминания о тех событиях вызывают уже меньше восторга. Теперь Умут держит в руках обвинительное заключение (по уголовному делу. - Ред.). В нем сказано, что Умут бросал "коктейли Молотова" и камни, ломал машины и оскорблял премьер-министра. "Хотя и было насилие, я, конечно, могу говорить только за себя: я не взял в руки и ни бросил ни одного камня", - утверждает он.
Парк Гези стал символом волны протестов, прокатившейся по всей Турции год назад. Сначала причиной демонстраций послужили планы правительства по застройке стамбульского парка. Потом эти выступления переросли в акции протеста против авторитарного стиля правления премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Умут подчеркивает, что в акциях протеста он участвовал мирно, как и большинство людей.
15 июня прошлого года полиция очистила от протестующих парк Гези. Против демонстрантов были применены резиновые пули, водометы и слезоточивый газ. В эту ночь Умута вместе с 30 другими участниками акции протеста задержали и обвинили в участии в несанкционированной демонстрации. Если Умута признают виновным, его могут приговорить к лишению свободы на срок от трех до шести лет. При этом сам он утверждает, что в обвинительном заключении перечислены преступления, которые он якобы совершил в то время, когда на самом деле уже давно находился в следственном изоляторе.
Уголовная ответственность за протесты
Адвокат Есинил Есилюрт из стамбульской Адвокатской палаты возмущена этими обвинениями. Судебные процессы против демонстрантов и организаций, участвовавших в демонстрациях парке Гези, идут по всей стране. Власти не называют общее число таких уголовных дел по всей Турции.
В одном лишь Стамбуле недавно, 6 мая, начался процесс по делу, по которому проходят в качестве обвиняемых 255 человек. По данным Фонда прав человека Турции, по всей стране около 5,5 тысяч человек подвергаются уголовному преследованию за участие в акциях протеста в парке Гези.
Есинил Есилюрт вместе с другими адвокатами во время протестов прошлого года долгое время работала на добровольных началах. Они объединили усилия, чтобы задокументировать происходящее. Задача оказалось не простой, вспоминает Есилюрт. "Ситуация во время протестов выглядела так: они просто всех, кто там был, задержали. Потом мы уже не могли с этими людьми связаться", - объясняет адвокат.
Найденные в куртках и рюкзаках противогазы, очки для плавания и лимоны, сок которых помогает смягчить раздражения от газа, в обвинительных заключениях были представлены как доказательства участия тех, у кого были найдены эти предметы, в несанкционированных митингах.
Без разрешения на демонстрацию
Эксперт по Турции из Amnesty International Эндрю Гарднер уверен, что некоторые демонстранты подвергаются уголовному преследованию за членство в террористических организациях. Но большинство - за возможные нарушения законодательства о демонстрациях и просто "потому, что они были там", говорит Гарднер. Турецкие законы не обязывают получать разрешения на проведение демонстраций. Но, объясняет Гарднер, если государство признало массовую акцию противозаконной, человек, который в ней участвует, совершает уголовное преступление.
Есилюрт и Гарднер рассчитывают на то, что большинство активистов признают невиновными. По их мнению, демонстранты имели право собираться и протестовать в парке Гези. А вот полиция, напротив, по мнению эксперта, совершила преступление и нарушила права человека, когда противозаконно применила силу. Для Гарднера очевидно, что уголовному преследованию будут подвергаться демонстранты, которые действовали правомерно, в то время как полиция останется безнаказанной.
Рассмотрение дела Умута продолжится в июне. Во время первых слушаний ему не дали слова, в них участвовал только адвокат. Сам Умут запуган, хотя и знает, что не сделал ничего противозаконного. Веру в правосудие он потерял, а в демонстрациях на всякий случай больше не участвует. Ему остается довольствоваться только ежедневной прогулкой в парк Гези.