Каждый день, прожитый в сегодняшней Украине, дышит патриотизмом. Страна, многие граждане которой в начале 1990-х имели самое смутное понятие об украинской культуре, «школьное» представление о литературе и совсем уже «деревенско-народное» восприятие ее песенного-музыкального наследия, еще никогда не ощущала такого прилива любви и уверенности в самой себе. На фоне внешней угрозы расцвели лучшие качества украинского характера: стойкость, вера, свободолюбие и милосердие. Наиболее яркое свое отражение они находят в духовном рупоре момента – культуре. Прежде всего, в театре.
К подобным выводам не приходишь сгоряча. Напротив, я всегда считала, что со своей «умеренностью взглядов» и нерешительностью поступков, культурные деятели не могут создать достойное противостояние агрессивному насаждению чужих ценностей. Как мало я знала! Обладая вполне развитым воображением, я и представить себе не могла, какой мощный, прямолинейный, бьющий под дых посыл несет в себе как традиционная так и ультрасовременная украинская культура.
Чтобы понять это, надо было всего лишь побывать на памятном вечере «Украина в песнях и романсах» в Национальной оперетте. Не стоит думать, что это пустая реклама, ловкость слов. Один такой вечер, в самом деле, способен перевернуть представление о собственной стране. Особенно, если вы – не заядлый театрал, привыкший к многообразию декораций и профессионализму актеров. Особенно, если выход в театр для вас, скорее, развлечение. И на подобный вечер вы попали почти что случайно…
Он начинался с украинского гимна. Зрители слушали его стоя, некоторые тихонько подпевали.
Поднявшийся занавес показал нам немую сцену – актеры, одетые в украинские традиционные и повседневные современные наряды застыли, словно кто-то резко выключил течение времени и принялся рассматривать простых украинцев, подсвечивая рампами их застывшие силуэты. В тот момент, когда я решила, что все-таки актеры слишком неподвижны и могут оказаться частью декораций, они «ожили»...
Затем был балет. Десятки женщин и мужчин в украинском исподнем (сорочках, шароварах, девушки – в очипках) грациозно раскачивались и перемещались, словно носимые бурными ветрами судьбы. И столько было боли в их плавно-изломанных движениях, что сердце начинало биться в горле.
Когда среди белых танцоров выделилась семья с детьми, подхваченная ураганом чужой жестокости, сидящий сзади меня мужчина шумно всхлипнул, а один из поляков в переднем ряду начал усиленно тереть глаза.
Номер посвящался Тарасу Шевченко. В конце поэт в прямом смысле вознесся над нацией – артиста, несломленного и ровного как струну, подняли коллеги. Образ Шевченка, как объединяющий, был выбран не случайно. Не перечислить его заслуг для украинской мысли, но в данный конкретный момент многие творения гения звучат пророчески. На концерте читались и «Мені однаково», «І мертвим, і живим, і ненарожденним»…
«Мы хотели показать музыкальное и поэтическое богатство нашей страны, душу народа и ее гения – Шевченка, - сказал FaceNews руководитель Национальной оперетты Богдан Струтинский. - У театра интеллигентно-интеллектуальная миссия в этом мире, а Шевченко – рупор нашей нации. Вы поймете это, если вчитаетесь в любое из его произведений. Этот поэт – неизведанная величина. Он, если хотите, сталкер, который и тогда, и сейчас показывает, куда нам, украинцам, идти дальше».
Хор Национальной оперетты под руководством Игоря Ярошенко исполнил «Заповіт». «Украинская песня обладает особой магией. Представьте себе, что человек, послушавший в тишине «Рідна матір моя» в исполнении Николая Гнатюка, пойдет после этого на улицу выбросит мусор мимо урны или прицепиться к кому-то, чтобы подраться. Сложно такое вообразить, верно? - считает хормейстер. –
В нашем наследии 200 тысяч народных песен, больше, чем у кого бы то ни было. Но при этом существует недооценка украинской песни самими же украинцами. Я считаю, что это несправедливая и абсурдная ситуация
На вечере украинских песен и романсов пели не только заслуженные артисты и хор, но и… дирижеры. Так, главный дирижер театра оперетты Дмитрий Морозов исполнил песню под музыку выдающегося украинского композитора Николая Лысенко.
Дмитрий Петрович рассказал FaceNews, что подготовка к концерту, учитывая регулярные спектакли, проводилась в интенсивном режиме.
«Душа нашей профессии – репетиция. Обычно по 3-4 часа, утром, вечером, иногда и днем, - улыбается Дмитрий Морозов. – Но зато нам подвластны многие жанры – опера, оперетта, мюзикл, джазовые импровизации…».
Удалось мне пообщаться и с главным балетмейстером театра. Разговор наш состоялся накануне концерта, буквально за полчаса до начала. Я и не представляла тогда, что буду сражена этим первым номером балета, что буду плакать вместе с другими зрителями.
Вадим Прокопенко признался, что у него в подчинении всего 32 артиста. Поразительно, ведь после просмотра любого спектакля оперетты создается впечатление, что их, как минимум, вдвое больше.
«Я был бы рад, если бы со мной работало больше 32 артистов, но у нас есть свое штатное расписание, - говорит Вадим Валерьевич. – Причем это 32 профессионала, которые могут работать в разных жанрах, перевоплощаться буквально за секунды. Каждый месяц у нас премьера, плюс подготовка к фестивалям. Театр становится для своих артистов семьей. Тут можно работать лишь при полной самоотдаче».
Кстати, костюмы для артистов балета продумываются при участии их «мастера». Важно все – качество ткани, декорации, особенность композиции…
…Театр ассоциируется с «готовым продуктом» и редко рассматривается, как «кухня», на которой этот продукт придумывается, лепится, выпекается.
Зритель может не осознавать, а просто внимать. Но сколько же труда вложено в каждый из номеров! А их на концерте «Украина в песнях и романсах» было 34, причем 18 – премьеры.
Хор и балет, сольное пение и фортепиано, арии, увертюры, баллады и стихи. Нашлось место даже эротике – легкому флеру танца «На Ивана Купала» со шлейфом магических традиций украинских гаданий.
В тишине затаившего дыхание зала, где несколько часов летели, звенели и проливались слезами украинские песни, композиции Кос-Анатольского, Майбороди, Лысенка и Скорика, выстрелом прозвучал…Маяковский. «Долг перед Украиной» - стихотворение великого российского поэта, умеющего отличать серое от черного.
Завершался концерт почти «на злобу дня» - «Молитвой» из оперы «Запорожець за Дунаєм». Хор, артисты балета стояли позади солистов и держали свечи. Зал тоже стоял…
После, толпясь у гардероба, зрители что-то возбужденно обсуждали, делились впечатлениями, но были и такие как я – стоящие молча. Каждый по-своему реагирует на силу искусства, способную подчас и сбивать с ног своей откровенностью, многогранностью и чистотой.