Дмитрий Киселев |
Смешно стало уже во время чтения пресс-релиза. «В пресс-центре «Россия сегодня» Дмитрий Киселев представит новый медиапроект агентства «Украина.ру», цель которого – «укрепление российско-украинских отношений». Последние месяцы российско-украинские отношения журналист Дмитрий Киселев активно укреплял каждое воскресенье в эфире телеканала «Россия-1», где сравнивал Украину с падающим авиалайнером и много говорил о фашиствующих жителях на западе этой страны. За это Киселева в Киеве называют не иначе как «Геббельсом» и распускают слухи о том, что он якобы оказался в больнице с инфарктом. Но теперь он не только ведущий, но еще и глава нового информационного агентства «Россия сегодня», которому отведена роль главного идеологического рупора Кремля в мире – и на Украине соответственно тоже, пишет Slon.ru
Несмотря на то что Киселев попал в санкционные списки Евросоюза, на представление нового проекта журналист пришел, будто только что вернулся с отдыха, скажем, из Брюгге: неделового стиля вельветовый пиджак, светло-салатовые брюки и носки потешного зеленого оттенка. Заподозрить в нем одного из главных державных телеведущих России можно было разве что по ремешку на часах (на фотографии вверху), который раскрашен в цвета георгиевской ленточки. Хотя беглый поиск по интернету дает еще более причудливую ремарку: ремешки для часов такого типа называются Nato Strap.
На презентации «Украины.ру» Киселева сопровождали пророссийские журналисты с Украины, которые из-за разгула Майдана были вынуждены уехать в Москву и были взяты на довольствие агентством «Россия сегодня».
– Хочу сказать спасибо Дмитрию Константиновичу Киселеву и вашему агентству за то, что нас приютили. А также желаю другим иммигрантам, которые находятся на территории России, тоже иметь таких же хороших покровителей! – поблагодарил за гостеприимство журналист Александр Чаленко, после чего решил пояснить разницу между положением дел в России и на Украине.
– Вы не представляете, как приходится журналистам на Украине! Я же здесь вижу оппонентов, которые поддерживают Майдан и выступают на российских ток-шоу! Вижу, как они не соглашаются с позицией России, с референдумами, которые прошли на востоке Украины. Они выступают с таким жаром и пылом, но я вижу: они здесь ничего не боятся, хотя находятся в оппозиции к российскому мейнстриму. А я недавно был назван на канале TVi деятелем ФСБ! И там говорили, что надо раздавить пятую колонну на Украине! Так и сказали про меня: «раздавить эту гадину»! – откровенничал Чаленко.
Что характерно, через полчаса на меня показывал пальцем зашедший на презентацию глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов и втолковывал украинскому журналисту Чаленко: «Да это «Слон.ру», наша пятая колонна! Закрыть их надо, давно уже говорю». Впрочем, заметив, что я обратил на него внимание, православный эксперт сделал шаг мне навстречу и доверительно заметил: «Но вы не обижайтесь! Я же это искренне».
Но главной украинской звездой мероприятия стала журналистка Алена Березовская. Собственно говоря, основная часть презентации состояла из показа ее документального фильма об украинской нации. Фильм, разумеется, выдающийся – через неделю его продемонстрирует «Россия 24», но сама Березовская – персона не менее удивительная. Четыре года назад украинские издания обошли ее совместные фотографии с Виктором Януковичем. Утверждалось, что журналистка является его любовницей. Но Березовская объяснила, что просто дружит с Януковичем.
До 22 лет она входила в журналистский пул, а затем стала главным редактором светского журнала «Киев таймс».
Ее документальный фильм, тоже называющийся «Украина.ру», основывается на выдуманной цитате немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Могущество России может быть подорвано только отделением от нее Украины. Необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата». В этом и есть главная идея фильма: украинский этнос был выдуман немцами и внедрен на окраине России, чтобы расколоть территорию русского государства; этим Германия занималась и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. А теперь подлое дело немцев, по мнению автора, европейцы продолжают на Майдане. Сама Березовская в кадре периодически читает стихи с интонацией то ли школьницы-старосты на последнем звонке, то ли депутата Госдумы Ирины Яровой. Иногда она позирует на фоне крепких мужчин в военной форме и обещает, что восток Украины еще постоит за себя и победит фашистов. Художественную композицию достраивает саундтрек из песен ансамбля «Любэ».
Показ фильма «об укреплении российско-украинских отношений» завершился попыткой православного эксперта Кирилла Фролова поаплодировать и неуклюжим матерком оператора, споткнувшегося между рядами зрителей. Теперь наконец-то можно было перейти к общению с Дмитрием Киселевым. Он был предельно дипломатичен, совсем не похож на себя же в телевизоре, и обошелся без эмоциональных оценок. Киселев рассказал, что портал «Украина.ру» будет агрегировать самую интересную информацию об этой стране, «не будет проводить пламенную страсть» и позволит продолжить свою деятельность украинским журналистам, которым из-за последних событий пришлось покинуть родину. Сдержанность Киселева как-то не соответствовала событию, что тут же попробовал исправить православный эксперт Фролов. Он взял микрофон и едва не бухнулся на колени.
– Я вас поддерживаю! Совершенно нельзя и опасно спасать украинскую идею! Я желаю «Украине.ру» закончить с украинской идеей! – объявил эксперт, после чего попытался рассказать, как надо бы с вредной идеей расправиться. Но его прервал Киселев, аккуратно намекнув, что у него нет задачи «покончить с украинской идеей» и портал будет собирать различные точки зрения. Чтобы как-то успокоить пыл Фролова, гендиректор «России сегодня» пригласил его и «его экспертов»:
– Кирилл, приглашаем вас и ваших экспертов публиковаться на наших ресурсах. – Киселев, видимо, не знал, что Ассоциация православных экспертов состоит всего из одного человека. То есть самого Кирилла Фролова.
– А не возникнет ли проблем с доменом «Украина.ру»? Такой же сайт ведь лет десять назад уже создавал Фонд эффективной политики Глеба Павловского, – беспокоился за новый портал пожилой журналист, впечатлившийся только что увиденным фильмом.
– Вряд ли. У нас домен, кажется, называется по-другому. А какой у того сайта был spelling? Там вроде Ukraine через «с» писалось? – переспросил Киселев.
– Что?
– Spelling какой?
– Я не понимаю... – разводил руками журналист.
– Ну, spelling!
– Написание в названии сайта какое было? – подсказал я журналисту.
– А-а-а, – протянул тот с пониманием. – Не помню!
В свою очередь я не мог не поинтересоваться у Дмитрия Киселева, понравилось ли ему как профессионалу кино Алены Березовской и как он отнесся к мысли о том, что украинский народ был придуман немцами. Правда, за автора фильма и за мысль о немцах тут же вступились друзья эксперта Фролова, закричавшие на меня со своих мест, что сто лет назад украинцев не было. Но их вновь рассудительно прервал идеолог российского телевидения.
– Это авторский фильм. Это не энциклопедия украинского народа. А автор имеет право расставлять акценты. Фильмов об Украине много – и это один из них, – аккуратно ответил Киселев.
На мой второй вопрос о том, как он отнесся к тому, что в списках о награждении Путиным российских журналистов за освещение событий на Украине оказался бывший редактор неонацистского журнала «Русский образ» Дмитрий Стешин, Киселев тоже ответил безупречно: «Путин имеет право награждать кого угодно».
Немного эпатажа гендиректор «России сегодня» смог себе позволить уже только по окончании официальной части мероприятия, когда к нему стали подходить журналисты в индивидуальном порядке.
– А как вести переговоры о том, чтобы киевские власти не отключали водоснабжение Крыму, если мы их не признаем?
– Власти чего мы не признаем? – с деланным удивлением отвечал Киселев.
– Ну, Украины вроде бы.
– Украины нет. Теперь это виртуальное понятие, виртуальная страна. Хотите жить в виртуальном мире – пожалуйста.
– Как тогда получается, что Украины у вас нет, а «Украина.ру» у вас есть?
– А «Украина.ру» – это настоящий портал. Уже не о стране, а о той территории, которая под управлением этой страны находилась. Теперь это failed state (несостоявшееся государство), – легко парировал Киселев, поправил вельветовый пиджак и отправился давать интервью.