Беженцы из Крыма на собрании в стенах Киево-Могилянской академии. |
Крымчан, не захотевших жить «под Россией» и получивших статус беженцев, в столице уже не меньше тысячи. Их расселили в санаториях, бесплатно кормят, но проблем от этого не меньше. Кому-то не хватило жилья, многие не могут найти работу, не могут снять деньги с карточек – они до сих пор заблокированы. А в местах расселения беженцев возникают конфликты, их причина – недостаток самоорганизации и непрозрачность распределения гуманитарной помощи.
Заблокированы банковские карты
Сегодня, 17 апреля беженцы из Крыма пикетировали здание Нацбанка. Они требуют, чтобы украинские банки разблокировали их карточки
«Люди не могут снять ни остатки зарплаты, ни «детские деньги», ни пенсии. Не могут оплатить кредиты, забрать депозиты. Вчера пришла информация, что «Приватбанк» может разблокировать карты, если переселенец из Крыма предоставит справку от КМДА, о том, что он теперь живет в Киеве по такому-то адресу. И мы добивались, чтобы Нацбанк дал всем украинским банкам распоряжение разблокировать карты беженцам на основании такой вот справки. Сегодня мы попали на прием к Степану Кубиву, главе НБУ и он пообещал, что соответствующее распоряжение будет направлено», - сообщил FaceNews Анатолий Засоба, лидер гражданской инициативы «Крымская диаспора». В Киев он приехал из Севастополя, где занимался бизнесом и общественной работой. Поддержав Евромайдан Анатолий обрел немало недоброжелателей в родном Севастополе.
Не могут устроиться на работу
Профессор Феликс Штейнбук, бывший глава института филологии, истории и искусств при Крымском гуманитарном университете в Ялте. |
Феликс Штейнбук – доктор филологических наук, профессор. Возглавлял институт филологии, истории и искусств в Крымском гуманитарном университете в Ялте (в КГУ не кафедры, а институты). В Киеве со второго апреля, жилье ему помогли найти, а вот с работой по специальности большая проблема
«Ректор киевского национального лингвистического университета готов взять меня на работу. Но постановление Кабмина Украины запрещает бюджетным организациям принимать сейчас на работу новых людей – экономия. Мы с Татьяной (жена) ехали наобум. Однажды вечером приняли решение, собрали вещи, конечно же, не все. Оставили квартиру в Ялте, работу, должность, 14 лет жизни… Главным мотивом было желание уехать с оккупированной территории, потому что последний месяц перед отъездом я, например, держался только благодаря успокоительным таблеткам, - вспоминает Феликс Штейнбук. - Мы знали, в каком состоянии сейчас наша любимая страна и ни на какие блага не рассчитывали. Сняли сами квартиру, на следующий день сходили на Майдан, положили цветы у фотографий погибших, поплакали, поклонились ребятам, а 4-го апреля я пошел на конференцию в Киевский университет имени Гринченко. Коллеги, услышав, что я бездомный беженец, помогли устроиться в общежитии. Думаю, и с работой как-то решится».
Проблемы с использованием гуманитарной помощи
Диана (назвать фамилию и сфотографироваться отказалась) приехала с семьей из Севастополя. Муж строитель, она в декрете с малышом. Поселили их в Пуще-Водице – самом большом компактном проживании крымских беженцев, их там около 150.
- Приходит гуманитарная помощь, но люди не уверены, что она попадет к ним, - беспокоится Диана. - На кухне все скуднее и скуднее, просишь лекарство, а тебе отвечают: «Иди купи!». На собрании жителей меня назначили контролировать расход медицинских средств. Но когда я их пошла переписывать, то поскандалила с администратором. Он мне ответил «или тебе тут все нравится и ты живешь, или ты тут не будешь жить».
«Изначально там не был создан прозрачный механизм, по которому было бы видно, как приходят и куда идут лекарства, продукты, деньги. Плюс хамское поведение некоторых активистов. Кроме того, растет психологическая напряженность: людей в Пуще-Водице много, пейзаж одинаковый и все друг друга уже утомили», - поясняет ситуацию Анатолий Засоба.
Лень
Есть и те, кто осядет в санатории на бесплатном питании и даже не попытается интегрироваться в общество - говорит Засоба. Что с такими делать? Кстати, 20 апреля в санатиориях в Пуще-Водице объявили выходной и беженцы переживают, смогут ли получить питание в этот день. Они не против готовить самостоятельно, но не факт что получат доступ к кухне.
Чем можно помочь крымчанам, которые стараются прижиться в столице
- Долгосрочная аренда жилья. Поселяют беженцев далеко от Киева, на работу ездить долго и дорого. Нужна помощь в виде частичной предоплаты съемного жилья.
- Продукты питания, одежда – особенно нуждаются, по словам Засобы, люди из Пуще-Водицы. Туда можно привозить материальную помощь.
- Рабочие места. Работа в Киеве есть, но зарплаты в две-три тысячи гривен хватит только на оплату проезда и перекус в обеденный перерыв.