«Такое ощущение, что кто-то в Верховной Раде "трудится" на ФСБ, – в сердцах бросила моя крымская знакомая, пытаясь разобраться в законопроекте «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины», который был принят в первом чтении. – Работать страшно: за «сотрудничество с оккупационным режимом» положен срок. Выезжать с полуострова без специального разрешения нельзя – тоже срок. А где брать разрешение – не сказано». Насколько оправданы страхи, которые вызывает на полуострове «оккупационный закон», и что его принятие дает Украине – FaceNews.ua выяснял у адвоката Павла Онищенко.
"В условиях аннексии части территории Украины этот закон крайне необходим, – говорит эксперт. – Его задача – законодательно закрепить отношение украинской державы к насильственному захвату части ее территории. Крым будет признан территорией, «временно оккупированной в результате вооруженной агрессии Российской Федерации», в результате чего устанавливается особый правовой режим. В числе прочего, закон – это сигнал международным компаниям, готовым добывать в Крыму полезные ископаемые: сделки с любой властью, кроме власти Украины, будут сомнительными".
Однако, поясняет Павел Онищенко, этот правовой акт нельзя считать чисто декларативным – хотя в нем не прописан механизм обеспечения ответственности, а украинские законы на полуострове фактически не действуют. Тот, кто нарушил украинское законодательство в Крыму, может быть привлечен к ответственности в материковой Украине, а также в международных судебных и правоохранительных инстанциях. Одним из правовых оснований такой ответственности и будет указанный закон.
Эксперт не отрицает, что в восприятии рядовых граждан текст законопроекта вызывает намного больше вопросов, чем дает ответов. У юристов отношение к нему тоже неоднозначное. И это неудивительно, учитывая особые обстоятельства его принятия, а затем и применения: он должен регулировать правоотношения на территории, которая де-юре остается украинской, а де-факто Украине не подчиняется. Самые острые из возникающих вопросов мы переадресовали нашему собеседнику.
Кому жаловаться на притеснения?
– В статье 4 сказано: «Возмещение материального и морального ущерба, причиненного временно оккупированной территории, полностью возлагается на Российскую Федерацию как на государство, осуществляющее военную оккупацию». Каким образом тот, кому нанесен ущерб, может требовать возмещения, и по законам какого государства? Куда идти – в марионеточное «МВД Крыма»?
– Положениями этой статьи Государство Украина определяет сторону, совершившую захват ее суверенной территории - Российскую Федерацию, и отмечает, что именно она является конечным ответчиком по всем фактам причинения вреда территории Крыма, как государство, совершившее аннексию. Речь не идет о том, что физическое или юридическое лицо, которому нанесен ущерб, должны обращаться к правоохранительным органам, созданным РФ или непризнанным правительством. Речь идет о том, что именно РФ ответственна за все факты причинения вреда на аннексированной территории, и именно она должна быть ответчиком в международных судах по вышеуказанным вопросам.
Что делать простым гражданам, которых притесняют на оккупированной территории? Обращаться в официальные территориальные правоохранительные органы. Закон не предусматривает ответственности за то, что в трудной ситуации вы обратитесь за помощью к не украинским правоохранителям. Жизнь и права человека для любой цивилизованной страны должны быть высшей ценностью.
– Статья 5 запрещает деятельность органов, которые созданы, и должностных лиц, которые назначены либо избраны с нарушением украинского законодательства. Решения, принятые ими, являются незаконными и не имеют правовых последствий. Чем это грозит населению Крыма? Самим должностным лицам?
- Могу сказать одно - населению Крыма, которое занимается обычной жизнедеятельностью, работает, учится, воспитывает детей, данная статья, впрочем, как и остальные статьи этого законопроекта ничего плохого не несут. По моему глубокому убеждению, украинский законодатель меньше всего хотел испугать этим законом или каким-то образом наказать жителей Крыма, которые остались на полуострове и приняли новую власть. Закон есть сигналом лицам активно участвующим в насильственном разделении нашей страны, а также РФ.
– По статье 6, граждане Украины и иностранцы могут въезжать на оккупированную территорию и выезжать с нее только по специальному разрешению и через пункты въезда-выезда в порядке, установленном Кабином. Что это за порядок, в каком органе получать специальное разрешение и что для него нужно?
– Этот вопрос на сегодня не урегулирован, поскольку Кабинетом министров решения по этому поводу не принималось.
Украинцы прописываются в Крыму, чтобы не потерять дачи и квартиры
– По статье 7, на оккупированной территории любая сделка в отношении недвижимости, заключенная с нарушением требований законодательства Украины, считается недействительной. Приобрести право собственности на имущество (недвижимое или нет, в законе не уточняется!) можно лишь при наследовании в соответствии с законами Украины. Значит ли это, что недвижимость, купленная в Крыму после какого-то момента, по законам Украины будет считаться собственностью прежнего владельца? А кому будут по закону Украины принадлежать деньги, переданные в ходе такой непризнанной сделки? Владелец жилья сможет оставить себе и их, и жилье? Или договор как бы расторгается, и деньги тоже надо вернуть?
– Согласно этой статье, Украина не признает действительными сделки с имуществом, совершенные вопреки ее законам – в том числе и совершенные на основании законов РФ. Однако такие сделки скорее всего будут признаны РФ. Думаю, риски будут нести прежде всего покупатели имущества, незаконно изъятого из собственности Украины или ее граждан. Риски при покупке имущества у собственников, признанных Украиной, будут минимальными – даже если сделки будут осуществляться на основании законов РФ. Реальная проблема возникнет на стадии перерегистрации недвижимого имущества. Во-первых, соответствующие регистрационные органы Крыма уже отрезаны от реестров права собственности Украины. Во-вторых, у определенных лиц, причастных к новосозданной местной власти Крыма, возникнет огромный соблазн не признавать регистрационные документы Украины и на стадии перерегистрации незаконно присвоить имущество, особенно если его владельцы – граждане Украины, не прописанные и не проживающие в автономии. Чтобы сохранить недвижимость, сейчас немало жителей материковой Украины выписываются из постоянных мест регистрации и прописываются в Крыму.
За бизнес с россиянами могут посадить в Украине?
– Статья 8 – пожалуй, самая пугающая. Она запрещает на оккупированной территории любую деятельность, подлежащую государственному регулированию, в том числе требующую лицензий, разрешительных документов, сертификатов. Отдельно запрещена организация любого транспортного сообщения (от железнодорожного до воздушного), финансирование всего вышеперечисленного и денежные переводы. Это означает, что в Крыму нельзя лечить, торговать, предоставлять образовательные и медицинские услуги, производить спиртные напитки, строить жилье, перевозить пассажиров, открывать рестораны? Что еще нельзя? Или, имея выданные до оккупации разрешения от украинского государства, всем этим заниматься можно?
– Этой статьей Украина декларирует себя на территории Крыма в качестве единственного законного и правомочного государственного регулятора в сфере экономической деятельности. То есть она не признает законной деятельность в экономической сфере вопреки украинскому законодательству, в том числе и на основании законодательства РФ. Именно в этой части законопроект является наиболее декларативным, поскольку бизнес очень быстро приспосабливается к новым условиям, а свято место пусто не бывает. Взамен регуляторам Украины придут контролирующие органы под флагом РФ и бизнес быстро их признает. Можно спрогнозировать, что до определенного времени на территории Крыма будут действовать разрешительные документы Украины, но после создания новых контролирующих органов, вернее, перехода уже существующих под российский флаг, они будут заменены.
– Нарушение ограничений экономической деятельности на временно оккупированной территории наказывается лишением свободы. Как можно привлечь к ответственности крымчан, которые совершили такое правонарушение и не выезжают на материк?
– Если выедут – могут быть задержаны и осуждены. Но, нужно сразу успокоить жителей Крыма. Исходя из реалий, эту статью закона можно назвать мертворожденной: она применяться фактически не будет.
– По статье 10, коллаборационная деятельность – то есть умышленное, добровольное сотрудничество в любой форме с оккупационным государством или его представителями в ущерб государственным интересам Украины – считается государственной изменой и влечет за собой уголовную ответственность. Кто и по каким критериям будет определять, что вред интересам Украины нанесен? Совершает ли гражданин государственную измену, просто подсказав оккупанту, который час? Совершает ли измену журналист, который в газете хвалит успехи «новой власти»? А если он не касается этих тем, но действия оккупантов одобряет его газета, популярность которой он повышает своими публикациями?
– По этому поводу, прежде всего, нужно обратиться к ст.111 Уголовного кодекса. Исходя из нее, государственная измена умышленно совершается гражданином Украины. Его действия должны иметь прямой умысел на причинение вреда государству. Подчинившись новой крымской власти, которая требует пустить ее представителей в жилище или предоставить им документацию фирмы, гражданин не совершает государственной измены. Что касается журналиста, вопрос достаточно сложный. Могу утверждать одно - если журналист излагает факты без искажений и высказывает свою точку зрения, при этом не призывая к подрыву территориальной целостности и суверенитета Украины и т.д., его действия будут соответствовать ст.34 Конституции Украины, которая каждому гарантирует право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
…В завершение разговора Павел Онищенко еще раз напомнил: в большинстве положений этот закон декларативен. Он не парализует ни экономику, ни обычную жизнедеятельность оккупированной территории, он не запрещает собственникам распоряжаться имуществом. Крымчанам, которые не пытаются навредить Украине, бояться нечего. Жаль только, авторы законопроекта не объяснили им этого еще до голосования.