Ирина Бекешкина |
Какова природа Евромайдана, и какими должны быть его уроки – для власти и тех, кто, согласно Конституции является единственным источником власти в Украине?
Ответы на эти вопросы Facenews ищет с известным социологом, руководителем Фонда «Демократические инициативы им. И. Кучерива» Ириной Бекешкиной.
По мнению эксперта, с тем, чтобы не было обострения ситуации, достаточно было сразу после избиения студентов отправить под следствие и суд министра внутренних дел Виталия Захарченко.
«Но отставка Захарченко не состоялась. Почему? Потому что, как мне кажется, тут принимают непосредственное участие консультанты из соседнего государства. Они и убедили президента в том, что он должен любым способом придушить эту гидру», - говорит эксперт. Детали – далее в интервью.
- Ирина Эриковна, каковы Ваши личные ощущения от того, что сейчас происходит в нашей стране? С одной стороны, мы видим переговоры оппозиции и власти, но с другой, – есть кулуарная политика, которая правит балом.
- Вы спросили об ощущениях – они очень тревожные, поскольку я считаю, что власть не осознает сути происходящего, действует нерационально и непредсказуемо. С тем, чтобы не было обострения ситуации, достаточно было сразу после избиения студентов отправить под следствие и суд господина Захарченко.
Но этого не произошло, потому что, как мне кажется, тут принимают непосредственное участие консультанты из соседнего государства. Они и убедили президента в том, что он должен любым способом придушить эту гидру. Это первое.
Второе: зачем, спрашивается, необходимо было принимать те абсолютно абсурдные законы 16 января? Затем, чтобы взять заложников и потом, имея переговорные козыри, их отменять? Тут, на мой взгляд, нет совершенно никакого рационального расчета. Во всяком случае, если отталкиваться от интересов Украины, а не соседнего государства.
- Как Вы считаете, оппозиционеры могут убедить людей, стоящих на Майдане, в выигрышности достигнутых с властью переговорных результатов?
- Дело в том, что оппозиционные лидеры не руководят Майданом, хотя бы потому, что не они вывели людей на улицу. Кстати, согласно нашему опросу, который проводился среди тех, кто постоянно пребывает на Майдане, 11% респондентов ответили, что они представляют политические партии, 11% - гражданские организации, а 80 процентов – там сами по себе. Эти 80%, к слову, очень разные люди с разными интересами и представлением того, чего они стремятся достичь.
В целом, если для оппозиции переговоры с властью являются вопросом «провайд», то для Майдана это, скорее, несформулированный вопрос изменения жизни вообще. Тем не менее, надо отметить, что никакого плана того, чего следует достичь в результате, у Майдана нет. Майдан организован горизонтально с точки зрения деятельности отдельных подразделений, которые обеспечивают его жизнедеятельность. Однако там нет вертикальных структур.
- Может ли эта вертикаль проявляться в том, чтобы Майдан требовал своего присутствия в переговорах с президентом Януковичем?
- В том числе. Но кто это должен быть – человек или группа людей- большой вопрос. Как, впрочем, большим вопросом является и способ определения переговорщиков от Майдана. Единственное, что может хоть как-то повлиять на ход событий – это отставка Януковича и возвращение к Конституции редакции 2004 года. Однако очевидно, что это неприемлемо для президента.
- Как Вы считаете, почему Президент Янукович довольно-таки длительное время попросту игнорировал Майдан и, соответственно, его требования?
- До определенного времени он думал, что все само собой рассосется, люди разойдутся, потому что за окном зима, мороз, холод. Но в итоге все произошло по-другому: в Киев съехались наиболее решительные люди.
- Каким Вы видите финал Майдана, его уроки, достижения и так далее?
- Я предельно часто вспоминаю нашу трагическую историю и понимаю: все, что происходит сейчас, может быть еще одной неудачной попыткой создать украинскую государственность. И, знаете, почему? Только лишь потому, что один человек очень хочет сидеть в президентском кресле.
Я убеждена, что обеим сторонам конфликта сегодня следует четко понять: победителей не будет. Они должны осознать, что мало счастья быть диктатором в залитой кровью стране, где тебя ненавидит большая часть народа и полностью зависимым от милости царя соседнего государства.
Вместе с тем, другой стороне тоже стоит вспомнить страницы истории.
Да, вне всякого сомнения, героизм возвеличивает душу, но как славно сражались казаки Хмельницкого, какие победы получали, а чем это все закончилось? Переяславской Радой и присягой царю.