Как помогают в Беларуси пострадавшим от торговли людьми |
Противодействие торговле людьми в Беларуси - один из государственных приоритетов. Чиновники регулярно рапортуют о пресечении преступлений в этой сфере. Правозащитники утверждают, что власти пытаются устранить следствие, но не причины, но это не умаляет заслуги тех, кто помогает потерпевшим.
Глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Зейнал Гаджиев признает, что чем ниже уровень жизни в стране, тем выше вероятность того, что ее граждане пополнят списки жертв торговли людьми. В рейтинге минского центра "Ла Страда", занимающегося противодействием торговле людьми, на первом месте среди причин трудовой эксплуатации находится устный договор о найме на работу.
Неоднозначная статистика
За семь месяцев 2013 года в Беларуси выявлено 294 преступления, связанных с торговлей людьми, 68 из них - тяжкие и особо тяжкие, сообщил DW замначальника пресс-службы МВД Георгий Евчар. С точки зрения международного права торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, мошенничества, обмана и злоупотребления властью.
В последние годы снижается количество белорусов, ставших жертвами сексуальной эксплуатации, но растет число пострадавших от трудовой эксплуатации, рассказал в интервью DW Зейнал Гаджиев. Он пояснил, что проблема торговли людьми остается актуальной независимо от отсутствия сезонных колебаний (например, в связи с каникулами у студентов).
За весь период реализации программы МОМ по борьбе с торговлей людьми в РБ - с сентября 2002 года по июнь 2013 - зарегистрировано свыше двух с половиной тысяч граждан Беларуси, обратившихся за помощью. Как утверждает Гаджиев, фиксируемый рост числа обращений и, соответственно, не самое лучшее место Беларуси во всевозможных рейтингах говорят не о том, что в стране процветает рабство, а о том, что случаи торговли людьми выявляются. В ряде стран такая работа не ведется вообще, пояснил Гаджиев.
По данным МОМ, Россия - на первом месте среди стран, в которых белорусы оказываются в ситуациях, квалифицированных как торговля людьми. Далее следуют Польша, Беларусь, Турция и ОАЭ. Однако статистика учитывает только установленные факты и идентифицированные жертвы.
Кто поможет белорусам за рубежом и дома?
Как рассказал DWпресс-секретарь МИД Андрей Савиных, сотрудники белорусских консульств помогают вернуться на родину жертвам торговли людьми. Если для этого требуются розыскные мероприятия, подключаются правоохранительные органы страны пребывания и их белорусские коллеги. Проблемы возникают в странах, где жертв торговли людьми считают нарушителями визового режима, и осознание ими своего нелегального статуса мешает обратиться за помощью, указывает Савиных.
Программа МОМ "Борьба с торговлей людьми в РБ" реализуется по соглашению с правительством Беларуси с привлечением почти двух десятков НГО и, как выразился Гаджиев, "дюжины министерств, в том числе МВД и Минтруда и соцзащиты". Все эти организации, по словам Гаджиева, перенаправляют потерпевших в соответствующие инстанции в зависимости от того, какая нужна помощь - медицинская, психологическая, юридическая, гуманитарная.
Потерпевшим помогают трудоустроиться, пройти курсы переквалификации. При необходимости помощь оказывают членам их семей. В реабилитационный центр МОМ жертвы торговли людьми приходят сами, либо по направлению МВД или других организаций. Аналогичные центры помощи есть при НГО в Минске и регионах. Работают "горячие" линии, где можно получить консультации о том, как не оказаться жертвой торговли людьми, и что делать потерпевшим.
НГО не хватает средств для оказания эффективной помощи
Помощь жертвам торговли людьми оказывают на условиях конфиденциальности. Оценить ее эффективность сложно из-за отсутствия критериев, констатирует руководитель центра "Ла Страда" Елена Нестерук. Реабилитация может длиться годами, а иногда она невозможна, так как этому не способствует окружение потерпевших, или сами они не хотят что-либо менять, отмечают социальные работники из центра МОМ.
Но в большинстве случаев помощь реальна и осязаема, и есть примеры возвращения к нормальной жизни людей, прежде порой не способных двигаться. А сейчас они могут ухаживать за собой, и это уже успех, рассказала DW сотрудница центра, работающая с жертвами торговли людьми. При этом она посетовала на то, что программы реабилитации, которые они могут предложить, не столь длительные как того требует состояние потерпевших.
Государству следовало бы активнее работать вместе с НГО и выделять им деньги на социальные программы, чтобы помощь потерпевшим была более результативной, полагает Зейнал Гаджиев. Он не отрицает, что сейчас госструктуры и общественные организации конкурируют за гранты международных доноров, но, по выражению Гаджиева, здоровая конкуренция делу не помеха.
Руководитель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак признает прилагаемые государством усилия по борьбе с торговлей людьми, но сомневается в ее эффективности на фоне бесконечных конкурсов красоты под патронажем чиновников, а также непомерного роста количества игорных заведений, в которых, как следует из сводок МВД, девушки модельной внешности оказывают платные интимные услуги.
Первое, что бросается в глаза в минском аэропорту, - реклама казино и откомандированные на встречу клиентов красавицы. Ситуация выглядит как минимум двусмысленно, резюмировал Гулак.